7 февраля 2018

​М​узеи моды в Италии: гид от Ольги Хорошиловой

repubblica.it

В преддверии старта курса «Нетривиальная Италия» в школе Masters, посвященного искусству, культуре и выдающимся личностям этой прекрасной страны, мы попросили историка моды Ольгу Хорошилову рассказать о лучших музеях, которые прославляют гениев итальянской моды.​

Галерея костюма

Палаццо Питти / Флоренция

Открытая в 1983-м, галерея нынче входит в десятку крупнейших музеев исторического костюма в Европе. В ее хранилищах — около шести тысяч единиц, и показать всё сразу невозможно. Потому кураторы решили менять экспозицию каждые два года. Решение оказалось верным. Публика, зная политику галереи, каждые два года ее посещает, предвкушая очередную порцию экспонатов, по которым можно изучать историю европейского костюма с XVIII до начала XXI века. Упор, конечно, сделан на итальянскую моду. Есть, к примеру, работы Мариано Фортуни и Розы Джиноне — двух родоначальников итальянской alta moda. Но истинные жемчужины коллекции — погребальные облачения великого герцога Тосканы Козимо I Медичи, его супруги Элеоноры Толедской и их сына. Кажется, это единственные подлинные образцы светского костюма XVI века, которые можно увидеть в Италии. Впрочем, не обольщайтесь: в залах, где они выставлены, темно как в гробнице — рассмотреть стежки и насладиться вышивкой едва ли получится.


Музей Мариано Фортуни

Палаццо Фортуни, Сан-Марко / Венеция

Сюда сложно попасть, но здесь обязательно нужно побывать. В музее чудесным образом сохраняется дух бывшего хозяина — великого модельера и великого обманщика Мариано Фортуни. Первый этаж палаццо занимает салон: картины, чувственные драпировки, ковры, лампы. Кажется, Фортуни просто куда-то ненадолго вышел. На втором этаже — его творческая лаборатория. Знаменитые платья-«дельфосы» соседствуют с образцами плиссированного текстиля и гениальными обманками — набойками, имитирующими венецианский бархат и златотканую парчу XVI века. Здесь же библиотека маэстро, а также залы под современные проекты. В музей сложно попасть как раз потому, что он открыт лишь в дни проведения временных выставок. Следующий шанс его посетить представится в марте 2018-го: Музей Фортуни вместе с Государственным Эрмитажем проведет выставку в рамках Архитектурной биеннале. Куратор выставки Дмитрий Озерков сообщил, что проект будет посвящен теме руин. Остается надеяться, что эта тема не отразится на исторических интерьерах музея.


Музей Сальваторе Феррагамо

Площадь Санта-Тринита, 5 / Флоренция

Исторический музей в историческом палаццо. Дворец был возведен в XIII веке купцом Джери Спини и потом много раз перестраивался и менял хозяев. Впрочем, свою средневековую флорентийскую осанку палаццо сохранило. В 1937-м его купил для бытовых и деловых нужд знаменитый итальянский обувщик Сальваторе Феррагамо. Дворец до сих пор принадлежит его семье. В 1995-м на первом этаже семья открыла музей, посвященный творчеству великого предка. В собрании — более 10 тысяч моделей обуви, созданной с 1920-х по 1960-е, а также богатейший личный архив Феррагамо. Каждый год музей проводит выставку, связанную с жизнью и искусством флорентийского обувщика. И каждый раз специально для нее выбирают экспонаты из коллекции и архива. К примеру, сейчас проходит выставка «1927-й. Возвращение в Италию» о молодости Феррагамо, проведенной в США, и о становлении его обувной империи в Италии. Экспозиция талантливо срежиссирована, как и все прочие выставки этого музея. Под крик чаек и гудение парохода вы буквально путешествуете с синьором Сальваторе по волнующим джазовым 20-м. На выставку еще можно успеть. Она работает до 2 мая.


Armani Silos

Улица Бeргоньоне, 40 / Милан

Армани памятник себе воздвиг нерукотворный и прижизненный. В апреле 2015-го, в ознаменование 40-летия модного дома, он открыл музей собственного имени. Сделал, в общем-то, правильно. Ведь до того многие считали его скучным черно-белым минималистом, а главной заслугой называли удобные мягкие деловые костюмы, которые он предложил в 1980-х. Но кутюрье не такой. Он разный: деловой, спортивный, барочный, игривый, помпезный, феерический. И, конечно, гениальный. Чтобы убедиться в этом, нужно пройти по всем четырем этажам музея Silos. Начать с первого (цокольного), где представлена повседневная одежда, а также проводятся временные выставки. Затем подняться на второй и окунуться в драгоценную экзотику Армани. На третьем оценить его живописный талант — эта часть целиком посвящена богатейшей цветовой палитре маэстро. Четвертый ярус отдан образу света в его коллекциях. Композиция и траектория выставки подчинены законам римского барокко: зрители движутся от тьмы земной, от черно-белой day wear, к вечному божественному свету драгоценного haute couture. Идея, достойная истинного художника.


Текст: Ольга Хорошилова

Фото на заглавной иллюстрации: repubblica.it

Фото в тексте: art-future-craft.blogspot.ru; fortuny.visitmuve.it; sg.stylefiles.reebonz.com; pranchetadearquiteto.blogspot.ru