7 февраля 2018

​М​узеи моды в Италии: гид от Ольги Хорошиловой

repubblica.it

В преддверии старта курса «Нетривиальная Италия» в школе Masters, посвященного искусству, культуре и выдающимся личностям этой прекрасной страны, мы попросили историка моды Ольгу Хорошилову рассказать о лучших музеях, прославляющих гениев итальянской моды.​

Галерея костюма

Палаццо Питти / Флоренция

Открытая в 1983-м, Галерея нынче входит в десятку крупнейших музеев исторического костюма в Европе. В ее хранилищах около 6 тысяч единиц, и показать все сразу невозможно. Потому кураторы решили менять экспозицию каждые два года. Решение оказалось верным. Публика, зная политику Галереи, каждые два года ее посещает – за очередной порцией экспонатов, по которым можно изучать историю европейского костюма с XVIII до начала XXI века. Упор, конечно, сделан на итальянскую моду. Есть, к примеру, работы Мариано Фортуни и Розы Джиноне — двух родоначальников итальянской alta moda. Но истинные жемчужины коллекции – это погребальные облачения великого герцога Тосканы Козимо I Медичи, его супруги Элеоноры Толедской и их сына. Кажется, это единственные подлинные образцы светского костюма XVI века, которые можно увидеть в Италии. Впрочем, не обольщайтесь: в залах, где они выставлены, темно как в гробнице – рассмотреть стежки и насладиться вышивкой едва получится.


Музей Мариано Фортуни

Палаццо Фортуни, Сан-Марко / Венеция

Сюда сложно попасть, но здесь обязательно нужно побывать. В музее чудесным образом сохраняется дух бывшего хозяина − великого модельера и великого обманщика Мариано Фортуни. Первый этаж палаццо занимает салон – картины, чувственные драпировки, ковры, лампы. Кажется, Фортуни просто куда-то ненадолго вышел. На втором этаже – его творческая лаборатория. Знаменитые платья-«дельфосы» соседствуют с образцами плиссированного текстиля и гениальными обманками – набойками, имитирующими венецианский бархат и златотканую парчу XVI века. Здесь же библиотека маэстро, а также залы под современные проекты. В музей сложно попасть как раз потому, что он открыт лишь во время проведения временных выставок. Следующий шанс его посетить представится в марте 2018-го: музей Фортуни вместе с Государственным Эрмитажем проведет выставку в рамках архитектурного биеннале. Ее куратор, Дмитрий Озерков, сообщил, что проект будет посвящен теме руин. Остается надеяться, что эта тема не отразится на исторических интерьерах музея.


Музей Сальваторе Феррагамо

Площадь Санта-Тринита, 5 / Флоренция

Исторический музей в историческом палаццо. Дворец был построен в XIII веке купцом Джери Спини. И потом много раз перестраивался и менял хозяев. Впрочем, свою средневековую флорентийскую осанку палаццо сохранил. В 1937-м его купил для своих бытовых и деловых нужд знаменитый итальянский обувщик – Сальваторе Феррагамо. Дворец до сих пор принадлежит его семье. В 1995-м на первом этаже семья открыла музей, посвященный творчеству великого предка. В собрании более 10 000 моделей обуви, созданной с 1920-х по 1960-е годы, а также богатейший личный архив Феррагамо. Каждый год музей проводит выставку, связанную с жизнью и искусством флорентийского обувщика. И каждый раз специально для нее отбирают подходящие экспонаты из коллекции и архива. К примеру, сейчас проходит выставка «1927-й. Возвращение в Италию» о молодости Феррагамо, проведенной в США, и о становлении его обувной империи в Италии. Экспозиция талантливо срежиссирована, как и все прочие выставки этого музея. Под крик чаек и гудение парохода вы буквально путешествуете с синьором Сальваторе по волнующим джазовым двадцатым. На выставку еще можно успеть. Она работает до 2 мая.


Armani Silos

Улица Бeргоньоне, 40 / Милан

Армани памятник себе воздвиг нерукотворный и прижизненный. В апреле 2015-го в ознаменование 40-летия модно дома он открыл музей собственного имени. Сделал, в общем-то, правильно. Ведь до того многие считали его скучным черно-белым минималистом и главной заслугой называли удобные мягкие деловые костюмы, которые он предложил в 1980-е. Но кутюрье не такой. Он разный – деловой, спортивный, барочный, игривый, помпезный, феерический. И, конечно, гениальный. Чтобы убедиться, в этом, нужно пройти по всем четырем этажам музея Silos. Начать с первого (цокольного), где представлена повседневная одежда, а также проводятся временные выставки. Затем подняться на второй и окунуться в драгоценную экзотику Армани. На третьем оценить его живописный талант – эта часть целиком посвящена богатейшей цветовой палитре маэстро. Четвертый ярус отдан образу света в его коллекциях. Композиция и траектория выставки подчинены законам римского барокко – зрители движутся от тьмы земной, от черно-белой day wear, к вечному божественному свету драгоценного haute-couture. Идея, достойная истинного художника.


Текст: Ольга Хорошилова

Фото обложки: repubblica.it

Фото: 1 — art-future-craft.blogspot.ru, 2 — fortuny.visitmuve.it, 3 — sg.stylefiles.reebonz.com, 4 — pranchetadearquiteto.blogspot.ru.