Десять из десяти

34609571_2169949203021078_7394266763954749440_n-1024x463

В названии групповой выставки в галерее Марины Гисич — известная всем аббревиатура ВДНХ, означающая в данном случае немного другое. О десяти интересных художниках, скрывающихся за этими четырьмя буквами — Павел Герасименко.

В завершение сезона в галере Марины Гисич представлен проект, получивший название «ВДНХ», или «Выставка достижений некоторых художников». В нем пять известных и давно работающих с галереей художников — Кирилл Челушкин, Виталий Пушницкий, Владимир Кустов, Борис Казаков, Сергей Денисов, — пригласили к сотрудничеству и диалогу пятерых представителей нового поколения, — это, соответственно, Кирилл Макаров, Нестор Энгельке, Сергей Тихонов, Ася Маракулина и Елена Слобцева. Так образовались «динамические пары» — хорошо известный, но все так же популярный в кураторской практике прием.

Доверяя эстетическим оценкам своих постоянных авторов, галерея предложила им самостоятельно определить партнеров. В результате выбора большинство их собеседников по экспозиции могут считаться «молодыми художниками» только номинально — все они (за одним исключением, о чем речь дальше) уже достаточно известны, участвовали в крупных проектах и имеют по несколько персональных выставок.
Стиль живописи Кирилла Макарова заметно поменялся за годы двукратного стипендиатства музея «Гараж». После увлечения «лейпцигскими» живописными манерами художник ориентируется на живописную эзотерику в духе стерлиговской школы. Колористическая тонкость и взвешенность, всегда отличавшие работы Макарова, теперь соединяются с явной постмедиальностью. По внутренней наполненности его новые холсты не уступают масштабным графическим полотнам более опытного Кирилла Челушкина.

Картина Виталия Пушницкого, недавно отметившего 50-летие персональной выставкой в Новом музее, и непосредственно продолжающий ее объект Нестора Энгельке, входящего в арт-банду «Север-7», тематически поглотили друг друга. Расчет на то, что живопись пустит корни в реальности и будет прорастать в трехмерном объекте из веток, оказался несостоятелен, уравняв обе вещи в декоративности.

Единственный новичок выставки, выбранный Владимиром Кустовым Сергей Тихонов, воспринимается сперва как знаменитый некрореалист, работающий под новым псевдонимом, — настолько похожа образность двух авторов. На заключенных в лайтбоксы рентгеновских снимках, где около ребер четко видна фигурка игрушечного солдатика, — шесть подлинных историй болезни. Эти найденные врачом Тихоновым объекты закомпонованы с большим холстом — на нем «бука», вроде нарисованной сто лет назад Петром Митуричем, которая обросла настоящей шерстью.
Пара Бориса Казакова и Аси Маракулиной — главная удача всей выставки. Казаков, хорошо известный своими мультфильмами, показывает три больших графических листа. Мифология противостояния его давнишних героев, Врачей и Избушек, развернута в подробной стилистике детской научно-познавательной книги. Учившаяся на художника-аниматора Маракулина выступила с серией акварелей, изобразив на них букашек вокруг цветов и деревьев или проживающих в грибе червяков. Яркие, несерьезные, детские работы в неопсиходелическом ключе продолжают важную для художницы тему стыка двух реальностей, огромного с микроскопическим.

Маракулина уже не раз объединялась на выставках с близким ей по духу Сергеем Денисовым, последние годы выступающим под фамилией Деникин. В этот раз он составил экспозиционный дуэт с Еленой Слобцевой. Можно добавить, что все трое художников — уроженцы Перми. Слобцева, чье видео демонстрировалось на первой Триеннале современного искусства в московском «Гараже», берет скобы для степлера как чистую геометрическую форму, и, обращаясь только к формальным свойствам предмета, строит на экране структуры из множества повторяющихся элементов. Для Деникина важнее образность: он давно работает с тончайшими проницаемыми поверхностями, воздействуя эффектами света и другими подобными эфемерными сущностями, едва различимыми на грани зрительного восприятия.

Очевидно, что художники выступили неравноценно и экспозиция не образует единого смыслового целого, но вряд ли это было задачей выставки. В свое время лидер московского концептуализма Андрей Монастырский распределил по карте ВДНХ имена художников близкого ему круга — в галерее Марины Гисич попробовали поместить сразу десять.


Текст: Павел Герасименко

Заглавная иллюстрация — работа Аси Маракулиной — предоставлена галереей Марины Гисич.