5 спектаклей мая, которые стоит увидеть в Петербурге: выбор редакции

6ZT5PUjzr97oRMrSkhkbLA

Большинство российских театров уходит на каникулы в июне — поэтому тем, кто давно откладывал поход в театр, в мае обязательно нужно куда-нибудь выбраться.  Редакция Masters Journal отобрала 5 постановок, на которые стоит обратить внимание под занавес театрального сезона в Петербурге.

8, 9, 10, 11 мая
«Что делать» Андрея Могучего в БДТ имени Г. А. Товстоногова

В майском репертуаре БДТ впервые за долгое время собраны почти все спектакли Андрея Могучего, поставленные режиссером за 5 лет руководства театром — не хватает разве что второго эпизода «Трех толстяков». В частности, после продолжительного перерыва но Основной сцене Большого драматического пройдет серия показов спектакля «Что делать» по мотивам романа Чернышевского — возможно, одной из самых недооцененных постановок театра.
«Что делать», по меткому выражению критика Дины Годер — «спектакль, чтобы думать»: авторы анализируют и комментируют знаковый в контексте российской истории роман с позиции человека XXI века, который видел, как заложенные в «Что делать?» утопии обернулись тоталитаризмом. Над креслами партера в дни спектакля возводят амфитеатр, благодаря которому зал превращается в подобие лекционного холла, а сцена — в кафедру, на которой актеры «разбирают» эпизоды романа. Петербургский режиссер Борис Павлович в роли Автора ведет со сцены задиристый диалог со зрителями в том же стиле, в котором Чернышевский в «Что делать?» дразнил «проницательных читателей». Художник Александр Шишкин превращает сценическое пространство спектакля в дивной красоты подобие черно-белой фортепианной клавиатуры, а участвующий в действии хор Festino исполняет стильный минималистский вокализ, сочиненный композитором Настасьей Хрущевой.

12, 13 мая
«Фауст 3.0» инженерного театра АХЕ в пространстве «Порох»

Сцена из спектакля театра АХЕ «Фауст в кубе. 2360 слов», 2006

Доктор Фауст — давний знакомый инженерного театра АХЕ: в середине 2000-х он уже становился героем дилогии «Фауст в кубе. 2360 слов» и «Фауст в кубе. Сигнатура»; Максим Исаев, один из создателей АХЕ, в 2007 году опубликовал графическую новеллу «Посмертное сочинение доктора И. Фауста». Для АХЕ, создающих свой театр из предметов, веществ, красок, работающих со стихиями и пространством, алхимик Фауст  —  фигура безусловно знаковая.  Когда-то, готовясь к премьере первой части «Фауста в кубе», cоздатели спектакля утверждали, что долго не решались взяться за историю немецкого доктора: «Фактура слишком близкая нашему языку, в списке наиболее часто употребляемых сравнений первым стоит сравнение АХЕ с алхимиками».

За 12 лет, отделяющих «Фаустов» АХЕ друг от друга, изменилось очень многое — например, у инженерного театра наконец-то появилась собственная площадка, пространство «Порох» на территории Музея стрит-арта. Именно здесь состоится премьера «Фауста» — интересно взглянуть на то, как старый герой войдет в новый дом.

19, 20 мая
«Сатьяграха», гастроли Екатеринбургского театра оперы и балета, Александринский театр


Композитор Филипп Гласс — один из главных героев американского минимализма — написал за свою карьеру 24 оперы, из которых до екатеринбургского спектакля в России не ставили ни одной. «Сатьяграху» — разумеется, с большой долей условности, —  можно назвать оперой о непротивлении злу насилием: центральная фигура здесь — Махатма Ганди, центральная идея — «упорство в истине»: именно так с санскрита переводится слово «сатьяграха», которым Ганди называл свой способ ненасильственной борьбы.

Опера разделена на три действия, которые, в свою очередь, распадаются на эпизоды, символические представляющие историю и идеи Ганди — в них, помимо главного героя и его близких, на сцену выходят Кришна, Лев Толстой, Рабиндранат Тагор и Мартин Лютер Кинг. Опера написана на санскрите; очень важную роль в создании музыкальной ткани спектакля играет хор, который в постановке екатеринбургской Оперы движется через зрительный зал. В 2016 году спектакль получил две премии «Золотой Маски»: спецприз за работу хора и приз критики.

30 мая
«Мера за меру» Оскараса Коршуноваса на фестивале «Радуга», ТЮЗ имени А. А. Брянцева

Оскарас Коршуновас — один из самых известных литовских режиссеров, спектакли которого в Петербурге любят и регулярно возят на международные фестивали театра «Балтийский дом» и брянцевского ТЮЗа. За свою карьеру Коршуновас поставил, кажется, большинство пьес Шекспира — включая «Мера за меру», комедию с очень запутанным сюжетом. Свое прочтение сложно устроенной истории о том, как власть меняет людей не в лучшую сторону, Коршуновас представил в 2016 году на сцене Драматического театра Варшавы, который входит в число ключевых точек на театральной карте Польши. Спектакль приезжает в Петербург в рамках очередной тюзовской «Радуги».

31 мая
«Старик и море» Анатолия Васильева на фестивале «Радуга», театр «Балтийский дом»


Пожалуй, одно из главных событий под конец сезона в Петербурге — спектакль Анатолия Васильева по притче Хемингуэя. Васильев, чьи работы стали вехой в истории не только русского, но мирового театра, до «Старика и моря» более 10 лет ничего не ставил в России: в 2006 году после конфликта с московскими властями, вынудившими его покинуть свой собственный театр «Школа драматического искусства», режиссер переехал во Францию.  В 2017-м, в год столетия со дня рождения Юрия Любимова, Анатолий Васильев поставил «Старика и моря» на сцене Театра имени Евгения Вахтангова под эгидой международного Чеховского фестиваля. Этот спектакль можно назвать оммажем «Великому Творцу Протеста» — так режиссер назвал создателя Театра на Таганке, комментируя свою постановку.

Текст «Старика и моря» в спектакле читает актриса Алла Демидова — одна из ключевых героинь любимовской «Таганки» и новейшей истории русской сцены в целом. Музыку к спектаклю написал знаменитый композитор Владимир Мартынов.

«Старик и море» — не репертуарная постановка: ее показывают ограниченное количество раз, в основном — в рамках разных театральных фестивалей (в Петербурге таким фестивалем стала уже упоминавшаяся «Радуга» ТЮЗа). Спектакль Васильева еще со дня премьеры можно было смело называть историческим событием — поэтому попробовать прикоснуться к этой истории обязательно стоит.


Текст: Александра Воробьёва

Фото обложки: сцена из спектакля «Старик и море», Международный театральный фестиваль имени А. П. Чехова

Фото: БДТ имени Г. А. Товстоногова / Стас Левшин, Владимир Телегин, Сергей Гутник, Teatr Dramatyczny, Международный театральный фестиваль имени А. П. Чехова