21 июня 2018

Пятерка за рисунок

20180621_121942

Учебный год заканчивается, а в NAME GALLERY — «Урок рисования», выставка, на которой можно сравнить графику известных ленинградских художников прошлого и современных петербургских авторов. Общие черты и различия подмечал Павел Герасименко.

«Урок рисования» в NAME GALLERY — это, выражаясь языком кино, «спин-офф», то есть ответвление выставки «Актуальный рисунок». В 2014 году Александр Боровский и Отдел новейших течений Русского музея сделали в Мраморном дворце хорошо запомнившийся многим проект, где были проанализированы роль и место этой творческой практики в современном актуальном искусстве.

Выставка, которая теперь собрана Боровским в небольшом галерейном пространстве, соединила трех известных ленинградских художников — Давида Боровского, Бориса Власова и Александра Сколозубова — и трех молодых авторов, сотрудничающих с галереей: Леонида Цхэ, Александра Цикаришвили, Машу Ша. Работы знаменитых графиков ленинградской школы, которых в таком сопоставлении стоит называть «старыми мастерами», происходят из домашнего собрания куратора и искусствоведа, чей отец, Давид Боровский, был заметной фигурой отечественного искусства второй половины прошлого века. Графические листы того времени, выставленные в галерее на продажу (в большинстве своем это наброски, а не законченные произведения), по цене превосходят работы современных авторов всего лишь в пару раз.

Преподающий в Академии художеств Леонид Цхэ — ученик Андрея Пахомова, и, по словам Боровского, работы Цхэ образуют мост между «старым» и «новым». Среди авторов нового поколения он выглядит наиболее классичным, а тематика показанных листов — обнаженная натура, как и во многих рисунках Давида Боровского. Сама карандашная линия у Цхэ репетитивна, что рождает образ многократного повторения, хорошо передающий смысл академического обучения.

Леонид Цхэ. Из серии «Мимикрия твоего учителя». 2018

Борис Власов в экспозиции оказался противопоставлен Маше Ша, чьи работы показывались на персональной выставке в NAME GALLERY в 2015 году. Отличительные черты ее искусства — телесность и процессуальность рисования, хотя с тех пор стиль ее рисунков по разным причинам (в том числе из-за потери всех работ в связи с пожаром в мастерской) коренным образом изменился. В сюжетах Власова тоже присутствует телесное и атлетическое начало. Глядя на его почеркушки с велосипедистами, можно сравнить композиционные поиски художника и окончательный результат в литографии 1971 года «Спринт», которая демонстрируется сейчас в корпусе Бенуа в рамках выставки «спортфарфора». Форма, существующая по-матиссовски свободно в границах линий у Власова, у Маши Ша давно распалась и разъята на отдельные штрихи, хранящие экспрессию. В ее работах происходит так необходимая сейчас деконструкция графического словаря.

С Александром Цикаришвили зарифмован быстрый и подвижный рисунок Александра Сколозубова. Однако если в мастерских работах Сколозубова есть схваченность, то Цикаришвили, чья манера основана на багаже СХШ, производит типичное постинтернетное искусство, во множестве встречающееся в наши дни и опознаваемое по утрированности формы.

Круг тем и идей, поднятый Александром Боровским в музейных проектах, — здесь надо назвать не только «Актуальный рисунок», но и недавний «Ленинградский стиль», ставший интереснейшим показом графики 1960-х годов, — продолжает волновать куратора, так что стоит ожидать дальнейших экспозиционных сопоставлений.


Текст: Павел Герасименко

Иллюстрации предоставлены NAME GALLERY. На заглавной иллюстрации: работа Давида Боровского «Гурзуф» (1963)