27 февраля 2018

Читальный зал Aperto: история и планы на будущее

Kuznetsov068

На прошлой неделе в школе Masters открылся Читальный зал Aperto с книгами, каталогами и редкими изданиями по современному искусству. Основатель и куратор Aperto Елена Юшина рассказала об истории проекта, его связи с европейской биеннале Manifesta 10, выставочной площадкой в самом центре Берлина и аналитической газетой по искусству.

С чего начинался уже ставший легендарным спор российского куратора Виктора Мизиано и бельгийского социолога и философа Паскаля Гилена: «Искусство — это про любовь или про дружбу?» (книги обоих авторов представлены в Читальном зале)? На острие восприятия и чувственности, Aperto — это в большей степени все же про любовь (по Гилену) и про участие художественного сообщества в формировании новой площадки для обмена знаниями и опытом.

Читальный зал зародился в небольшой некоммерческой галерее Aperto, которая в 2012 году располагалась на территории творческого кластера «Четверть» вблизи Мариинского театра. В перерывах между проектами российских и западных молодых художников, в том числе выпускников Йельского университета и Королевского колледжа искусств в Лондоне, в галерее Aperto появилась небольшая «Институциональная библиотека» как ответ на иерархичную систему художественного сообщества в России. Все члены команды Modern Art Oxford посоветовали по одной книге в новообразованную крошечную библиотеку, но в чем же состояла ее особенность? Советовали все: официант в кафе, строитель, такелажник, директор и куратор. Также совета мы просили и у бывшего директора институции, на тот момент директора Тейт Модерн, а сегодня — председателя Художественного совета Лондона, Николаса Сероты. Полочка «Институциональной библиотеки» представлена в Aperto Masters, но по прошествии нескольких лет, в течение которых проект кочевал с одной площадки на другую, и в силу непонимания и нежелания наших партнеров уберечь книги и поддержать идею безвозмездного знания об искусстве, институциональная критика приобрела ярко выраженный характер.

Возвращаемся к истории формирования Читального зала. Наступил 2014 год, и с великолепной командой, которая стала семьей (здесь вновь возникает понятие «о любви»), мы открыли Европейскую биеннале современного искусства Manifesta в Эрмитаже. Работая ассистентом легендарного немецкого куратора Каспера Кёнига, я не только смогла оказаться внутри «путей кураторства» (так называется одна из книг выдающегося куратора Ханса-Ульриха Обриста), но и увидеть другой Петербург. Сколько разочарования и невозможностей со всех сторон на нас ни сваливалось, мы не сдавались, и Каспер Кёниг стал нашим наставником от мира искусства. Вопросы дружбы и любви, а за ними и этики, вопрос оплаты интеллектуального труда, работы на самом высоком профессиональном уровне были подняты в команде. На вопросы «для кого?» и «зачем?» мы гордо отвечали: «На вырост, для следующего поколения и через 7–10–15 лет». Для развития критического художественного мышления необходим опыт насмотренности, и нашей основной аудиторией были школьники и студенты, с которыми мы надеемся встретиться и во вновь открывшемся Читальном зале в школе Masters.

Проект Читального зала, просуществовавший всего месяц в стенах Главного штаба, напоминает нам о том взрыве искусства, который произошел в классическом Петербурге, о тех художниках, которые вдохновились контекстом и работы которых с Manifesta до сих пор показываются в крупнейших музеях мира.

Aperto с латинского языка переводится как «открыто». В 1985 году на Венецианской биеннале, благодаря усилиям первопроходца в профессии кураторства, как мы ее понимаем сегодня, швейцарца Харальда Зеемана и его итальянского коллеги-куратора, автора понятия «трансавангард» Акилле Бонито Оливы, был открыт павильон для молодых художников — Aperto. Многие молодые авторы впервые выставили свои работы в павильоне Aperto, который так и не был до конца принят и понят, а в середине 1990-х попросту закрыт за ненадобностью. К примеру, известный сегодня японский художник Ясумаса Моримура, участвовавший в Manifesta 10, чьи работы остались в коллекции Эрмитажа, будучи молодым автором, один из первых своих проектов показал в венецианском павильоне Aperto. Идея открытости, доступности и молодости лежала и в основе формирования Читального зала Aperto в Петербурге. Городские и университетские библиотеки всё еще не закупают книги по теории и истории современного искусства, и наш небольшой Читальный зал — попытка выстроить диалог с историей искусства. Читальный зал Aperto включает в себя книги по теории и истории, каталоги художников, постеры, произведения искусства и другие редкие издания. Это — место для обмена идеями, где можно посмотреть видео или документальный фильм из коллекции французского центра Le Fresnoy, обсудить последнюю увиденную выставку, посмотреть каталог Марлен Дюма и ряд уникальных экземпляров книг. Неслучайно наши логотипы, созданные румынским художником Даном Пержовски, напоминают о том, как знание формирует наше сознание и насколько важно физическое взаимодействие с книгами.

Переезд в школу Masters, безусловно, эксперимент, в который мы верим как в возможность создания в Петербурге интеллектуального художественного пространства, где знания встретятся с искусством. Место, где заинтересованные слушатели смогут продолжить обучение благодаря книгам и познакомиться с теми выставками и проектами, которые изменили облик Европы и Америки. Понять, почему современное искусство нам так необходимо здесь и сейчас.

Елена Юшина, основатель и куратор проекта Aperto. Фото: Егор Рогалёв

Своеобразным ответом на вопрос «Нужны ли книги сегодня?» станет ряд встреч и дискуссий с искусствоведами, философами, кураторами, дизайнерами, художниками, режиссерами — под общим названием «Не надейтесь избавиться от книг!» (по одноименной книге итальянского писателя и семиотика Умберто Эко и французского сценариста и драматурга Жан-Клода Каррьера).

Мы также познакомим всех посетителей Читального зала с нашим выставочным пространством в Берлине — Aperto Raum, где проходят выставки российских и западных художников, встречи и дискуссии. Ряд параллельных мероприятий позволит нам начать диалог, и одним из первых событий станет проект Анастасии Кизиловой FOUND PROJECT, ранее представленный в Берлине.

Посетители Читального зала Aperto Masters смогут также взять экземпляр бесплатной аналитической газеты по искусству Aperto, которая существует только в печатном формате. Издание Aperto на русском, английском и немецком языках выстраивает диалог в форме художественной игры и анализирует состояние общества, способствует межкультурному сотрудничеству России и Европы и говорит про саморефлексию и время. Газета выходит раз в квартал, и каждый номер раскрывает актуальную тему, будь то взаимодействие поколений или проблема межкультурного восприятия, постинтернет или игровой образ современности. Специально для Aperto российские и западные художники создают новые произведения искусства, такие как, например, коллажи Анны Жёлудь и Франсиса Алиса. В каждом номере газеты представлены переводы важных теоретических текстов: «Что нового в неоавангарде?» Хэла Фостера из журнала October, «Являются ли видеоигры искусством?» Яна Богоста, эссе Розалинды Краусс «Ангел истории» и др. Избавляясь от нормативных рамок исторического и пространственного, газета Aperto встраивается в масштабный проект «АТЛАС ВМАЯКОВСКИЙ», цель которого — рефлексия на тему сочленения художественного и исследовательского, личного и коллективного, авангарда и власти, архива и его репрезентации.

Aperto Masters открыто для вас!

Дискуссия на открытии Aperto. Режиссер Александр Шейн, искусствовед Ксения Малич, Елена Юшина, дизайнер Андрей Шелютто, искусствоведы Иван Чечот, Алексей Бойко


Ближайшее мероприятие в Читальном зале Aperto Masters
28 февраля, среда
19:00 — открытие проекта Анастасии Кизиловой FOUND PROJECT
20:30 — скайп-дискуссия из серии «Не надейтесь избавиться от книг!» с куратором Хансом-Ульрихом Обристом

Часы работы Читального зала:

Пн–ср, пт 12:00–18:00
Чт 12:00–17:00


Текст: Елена Юшина

Фото: Михаил Кузнецов