Что смотреть на «Окне в Европу»?

Кадр из фильма "Кислота", реж. Александр Горчилин, 2018

Сегодня в Выборге открылся XXVI фестиваль российского кино «Окно в Европу», второй по значимости форум отечественного кино после «Кинотавра». В отличие от картин сочинского смотра, фильмы «Окна» имеют меньше шансов на прокат, поэтому ехать в Выборг имеет смысл, чтобы увидеть достойные киноработы, дальнейшая судьба которых по большей части туманна.

Кадр из фильма «В Кейптаунском порту», реж. Александр Велединский, 2018

В кейптаунском порту

Фильмом открытия «Окна» стало новое произведение Александра Велединского, автора «Русского», «Живого» и «Географ глобус пропил». Снимает он редко, но метко: ни одна его работа пока не оказывалась за бортом зрительского внимания. Пожалуй, потому, что он умеет сочетать граничащую с эстетством изысканность визуального решения, хитрые образы, сложные ходы — и зрелищность и ясность. «В кейптаунском порту» — хороший пример такого «неприхотливо-хитрого» кино. С одной стороны — добротное ретро с известными актёрами в главных ролях: Владимиром Стекловым, Виктором Раковым, Юрием Кузнецовым. С другой — на уровне сюжета картина скроена очень хитро. Действие скачет между концом Второй мировой и 90-ми годами, Петербургом, Крымом и Южной Африкой, истории героев переплетаются и связываются в узлы. Снимай Велединский чуть чаще — имел бы уже репутацию образцового хитмейкера. А так — только профессионалы знают, что он лидер своего поколения кинематографистов.

Кадр из фильма «ВМаяковский», реж. Александр Шейн, 2017

ВМаяковский
13 августа, 21:00

Одна из долгожданных премьер «Окна в Европу» — мультимедиапроект Александра Шейна «ВМаяковский». Вместе со своим соавтором, Евгением Миттой, Шейн застолбил в отечественной документалистике нишу «биография художника». Снял фильмы про Тимура Новикова, Олега Кулика, Виноградова и Дубосарского. Теперь решил усложнить задачу. Взять фигуру не из недавнего прошлого или настоящего, а прямиком из Серебряного века. Не кого-нибудь, а Маяковского. И уйти от формата «док» — создать сложное визуальное произведение, в котором актёры то говорят о Маяковском от первого лица, то перевоплощаются в него самого и его окружение. Амбициозная задача потребовала соответствующего состава съёмочной группы. Снялись в фильме Чулпан Хаматова, Юрий Колокольников, Евгений Миронов, Антон Адасинский, Михаил Ефремов. Чтобы не превратить картину в «телетеатр» (а с такой плеядой подобный риск велик), Шейн привлёк в качестве художников-постановщиков тоже вполне могучий состав: Дмитрия Гутова, Гвидона Агаянца, Степана Лукьянова. Правда, судьба у проекта получилась всё равно хитрой и сложной. В проект входит большой архив, в том числе несколько фильмов, один из которых — «Лаконично» — принимал участие в основной программе биеннале современного искусства Manifesta 11 в Цюрихе в 2016 году, готовится сериал, а до конца ноября в московском Музее-мастерской А. С. Голубкиной (отдел Третьяковской галереи) идёт выставка-шар, некое путешествие в «Атлас ВМаяковский», где вы отправляетесь в мир художника и режиссёра Шейна и заканчиваете путешествие просмотром фильма «ВМаяковский».

Кадр из фильма «Значит любит», реж. Алексей Краевский, 2018

Значит любит
14 августа, 14:00

Традиционно в Выборг имеет смысл ехать за сильными дебютами. При общей всеядности программы, каждый год в ней есть один очень неожиданный фильм безвестного автора, который становится открытием. Другое дело, что сплошь и рядом принимают радикальные высказывания «молодой шпаны» раздражённо — и это дальнейшую судьбу картины губит. Так было с совершенно безумной фантасмагорией Марии Саакян «Энтропия», где Ксения Собчак и модель Данила Поляков ждали апокалипсиса в недострое на Рублёвке. Другие картины, например «Зимний путь» Сергея Тарамаева и Любови Львовой и прошлогодняя «Как Витька Чеснок вёз Лёху Штыря в дом инвалидов» Александра Ханта, в Выборге начинали свою успешную прокатную и фестивальную историю. В этом смысле азартная забава в преддверии «Окна» — изучать расписание и гадать, кто из дебютантов «выстрелит». Один из претендентов нынешнего года — фильм Алексея Краевского «Значит любит». По крайней мере, здесь есть актуальность: как и следует из названия, это кино про зашедшие в тупик и обернувшиеся мордобоем и взаимными обидами отношения. Про харассмент. Уже многообещающе.

Кадр из фильма «Ван Гоги», реж. Сергей Ливнев, 2018

Ван Гоги
15 августа, 16:30

Кроме премьер, в Выборге традиционно показывают фильмы, уже громко заявившие о себе на других фестивалях, но пока до проката не дошедшие. В этом смысле crème de la crème нынешнего «Окна» — «Ван Гоги». Во-первых, это экстраординарный случай: режиссёр, когда-то подававший надежды, возвращается спустя 20 лет. В первой половине 90-х Сергей Ливнев считался одним из самых многообещающих молодых авторов. Его «Серп и молот» вбил последний гвоздь в затянувшуюся (пост)перестроечную сталиниану: там советские учёные превращали колхозницу в рабочего и сочиняли ему биографию, делали из вчерашней барышни героя-метростроевца. Потом Ливнев занялся продюсированием чужих фильмов, побыл директором студии имени Горького, уехал в Штаты. После такой одиссеи и такого простоя не возвращаются, но вот, он вернулся. И начал ровно там, где 20 лет назад остановился. Главную роль в «Ван Гоги» играет тот же Алексей Серебряков, что и в «Серпе и молоте». Музыку написал тот же Леонид Десятников. Кроме прочего, тут намечается ещё и наиболее могучий актёрский дуэт отечественного кино: Серебряков играет сына персонажа Даниэля Ольбрыхского, они примерно в равной весовой категории, и то, как актёры такого ранга просто стоят рядом в одном кадре, — зрелище уже само по себе.

Кадр из фильма «Кислота», реж. Александр Горчилин, 2018

 Кислота
13 августа, 16:30

Увы, но, видимо, самый сильный и наглый дебют года «Окно» пропустило: его мировая премьера состоялась в начале лета на «Кинотавре». Актёр Александр Горчилин (лучше всего он известен как исполнитель главной мужской роли в фильме Валерии Гай Германики «Да и да») дебютировал как режиссёр. Ровно так, как следовало: принял эстафету у Германики, снял жёсткое, неровное и очень молодое кино. Про секс, драгз и техно, рейвы и вечеринки, молодость и любовь. Сценарий написал успешный театральный драматург Валерий Печейкин, то есть сюжет и его развитие страдать от общего буйства красок не должны. Можно радоваться: в русском кино появился новый представитель самой раритетной специализации, молодой наглец-экспериментатор.

Кадр из фильма «Царь-птица», реж. Эдуард Новиков, 2018

Царь-птица
11 августа, 23:00

Ещё один выборгский гастролёр — фильм, ставший самым заметным прорывом якутского кино на федеральном уровне. «Царь-птица» весной получила Гран-при Московского кинофестиваля, и нельзя сказать, чтобы награда нашла героя вовремя. Скорее, всё-таки признание запоздало. Якутское кино гремит уже с начала 2010-х годов, в нём есть и отличные, гонконгского образца ужастики, и сахарные ретродрамы, и уморительные комедии, которые снимают актёры местного Саха академического театра. «Царь-птица» — первый ясный манифест якутского кино. С неё знакомство с суровыми северными фильмами начинать удобнее всего. Тут есть фактура: главные герои живут в глухой деревне, действие разворачивается в середине 30-х годов. Есть экзотика: язычество, поклонение птицам, особые отношения с животными. Наконец, есть своя, исключительная работа с визуальным материалом: якутское кино узнаётся с первого кадра — по сумраку, дымке. По ритму, наконец: на каждые пять минут действия приходится от силы две-три склейки. В общем, отличное начало знакомства с «немосковским» кино… только осторожнее, можно втянуться.


Текст: Иван Чувиляев

На обложке: кадр из фильма «Значит любит», реж. Алексей Краевский, 2018