21 августа 2020

Что такое осень: главные выставки начала сезона в России и в мире

Мировой культурный процесс постепенно возвращается в привычное русло: Рига, Марсель, Венеция, Берлин, Санкт-Петербург, Москва — специально для Masters Journal Александра Александрова составила гид по шести самым громким выставочным проектам осени-2020.

Вторая Рижская международная биеннале современного искусства (RIBOCA2)
20 августа–13 сентября

Еще два года назад, когда замысел выставочного проекта только начинал оформляться, главный куратор Рижской биеннале Ребекка Ламарш-Вадель предложила участникам поразмышлять о конце мира, в котором мы живем, и представить альтернативные модели жизни, названные «новой зачарованностью», пересматривающие привычные ценности и отношения. Неожиданно наступившая новая реальность, вызванная пандемией и глобальным кризисом, сделала проект RIBOCA2 сверхактуальным — призывы к пересмотру антропоцентризма европейской культуры сегодня кажутся поразительно пророческими.

Название «И вдруг все расцвело», позаимствованное у латвийской поэтессы Мары Залите, подчеркивает связь проекта с национальной культурой. Если изначальная европейская направленность Рижской биеннале имела цель усилить представительство балтийского региона в мировом художественном процессе, то теперь, в ситуации затрудненной международной мобильности, RIBOCA2 обращена прежде всего к местным жителям. Распад привычного выставочного процесса и вынужденная необходимость внесения корректив в первоначальные планы мыслятся куратором как часть выставки — сохраняя двойную перспективу запланированного и реализованного, авторы экспозиции не стали менять ее план, в результате чего одни работы заменены фотографиями (Хайнц Франк, Филипп Пети, Эрика Эйфель), другие воссозданы из доступных материалов (Уго Рондиноне), третьи были сняты авторами на видео (Хишам Беррада, Бендик Гиске), а четвертые демонстрируются частично или в формате устного рассказа о замысле (Маргарит Юмо).

Рижская международная биеннале современного искусства, Андрейсала © Gita Jankovska (RIBOCA)

Всего на территории рижского промышленного порта в Андрейсале располагаются 47 работ, среди которых крупномасштабные кинетические скульптуры Валдиса Целмса, инсталляция художницы Лины Лапелите и архитектора Мантаса Петрайтиса, воссоздающая средневековые практики сплава древесин, целительные растения, посеянные приглашенным доктором фармацевтики Вией Эниней. Инсталляция Павла Альтхамера, известного своими социальными проектами, построенными на взаимодействии, теперь представляет собой просторный пустой зал выставочного пространства, который будет постепенно заполняться рисунками, созданными посетителями. Впрочем, в «переменах участи» RIBOCA2 виноват не только COVID-19 — так, литовский художник Аугустас Серапинас изначально планировал разместить на выставке сотни снеговиков, собранных на рижских улицах, но так и не дождался снега минувшей зимой — и вынужден был отказаться от этой идеи. Параллельно с выставочным проектом будет создаваться документальный фильм, посвященный RIBOCA2 — не рассчитанный на прямую трансляцию, как этого можно было ожидать, но призванный архивировать художественную ситуацию 2020 года для зрителей будущего.

Manifesta 13
28 августа–29 ноября

Знаменитая передвижная биеннале, которая должна была стартовать еще в марте, наконец-то открывается в Марселе: основному проекту Traits d’union.s, задуманному кураторской командой Manifesta 13 в составе старшего куратора фонда V–A–C Катерины Чучалиной, директора Института современного искусства в Лондоне Стефана Кальмара и директора Ifa Gallery в Берлине Алии Себти, аккомпанирует образовательная программа Le Tiers Programme и параллельный проект Les Parallèles du Sud. В основе кураторского замысла — идея создания демократического форума и установления множественных связей внутри городской художественной системы. Решение о том, должна ли открываться Manifesta сейчас и какой именно она должна быть в пост-пандемической реальности, принималось коллективно вместе со всеми художниками, работы которых задействованы в проекте. Особая рефлексивность кураторской команды в отношении этических, социальных и институциональных вопросов, касающихся принимающего города и его жителей, отразилась и на долгосрочности программы.

Manifesta 13, Марсель © VOST

Работы 46 участников расположены на шести площадках основного проекта — «Дома», «Убежища», «Богадельни», «Порта», «Парка» и «Школы». До 9 октября пространства будут «вводиться в игру» постепенно, после чего на протяжении полутора месяцев они будут работать параллельно. В «Доме» будет исследоваться проблема жилья и вопросы миграции, неудовлетворительных условий жизни, загрязнения, джентрификации и развития городов, среди участников — российский художник Арсений Жиляев. «Убежище», располагающееся в музее Кантини, задается вопросами о границах между искусством в публичном пространстве и искусством в частной жизни, между изобразительным и декоративным, между научной и популярной культурой — здесь будут представлены работы не только современных художников, но и Андре Бретона, Макса Эрнста и Андре Массона. «Богадельня» обращена к языковому ландшафту города и демонстрирует неожиданные работы Антонена Арто, Ролана Барта и Артюра Рембо. На площадках, обозначенных как «Порт», «Парк» и «Школа», главным героем станет сам Марсель —культура и история города, голоса его жителей.

«Взволнованные музы. Когда Биеннале встречается с Историей»
29 августа–8 декабря

После отмены Архитектурной биеннале-2020 Венеция пытается взять реванш большой выставкой, посвященной 125-летию одного из самых известных в мире художественных форумов. По словам президента Венецианской биеннале Роберто Чикутто, открытие юбилейного проекта знаменует возвращение к активной деятельности: созданная в сокураторстве художественных руководителей всех шести направлений, экспозиция выстраивается как контрапункт изобразительного искусства, архитектуры, кино, танца, музыки и театра, представленных в исторической перспективе. История развития биеннале, соотнесенная с течением мировой истории, разделяет экспозицию на шесть периодов от фашизма (1928-1945), Холодной войны и нового мирового порядка (1948-1964), через протесты 1968-го к 1990-м годам и началу глобализации, раскрывая случаи институциональных разногласий, политических и этических кризисов, а также образования новых художественных языков и направлений. В залах центрального павильона будут выставлены аудиовизуальные материалы, фотографии, инсталляции и документы, предоставленные Историческим архивом современного искусства (ASAC) и другими итальянскими и международными архивами.

11-я Берлинская биеннале современного искусства
5 сентября–1 ноября

Заключительная четвертая часть Берлинской биеннале современного искусства развернется в четырех городских пространствах: в daadgalerie, Мартин-Гропиус-Бау, Институте современного искусства KW и некоммерческом пространстве ExRotaprint. Группа кураторов из Южной Америки (Мария Берриос, Рената Черветто, Лизетт Ланьядо и Агустин Перес Рубио) предложила концепцию Берлинской биеннале как серии жизненных опытов, представленных процессуально: первые три части проекта проходили последовательно с сентября 2019 года по июль 2020-го и были направлены на выстраивание устойчивых отношений не только с участвующими художниками и проектами внутри институции, но и, что не менее важно, с городом и жителями Берлина. Оставаясь одной из самых экспериментальных площадок современного искусства, Берлинская биеннале объединяет в этом году более 75 участников. Программа эпилога, озаглавленная строчкой из стихотворения Иман Мерсал «Трещина начинается изнутри», предлагает ревизионистский подход к художественным институциям и критический взгляд на саму модель биеннале.

11-я Берлинская биеннале современного искусства © Mathias Völzke

«Чжан Хуань. В пепле истории»
9 сентября–8 ноября

Следом за выставкой современного южнокорейского искусства «Эрмитаж 20/21» представляет первую персональную выставку в России Чжана Хуаня — кураторы проекта Дмитрий Озерков и Анастасия Веялко и сокуратор У Хун вписали работы одного из самых знаменитых современных художников из Китая в пространство Главного музейного комплекса Эрмитажа. В Николаевском зале Зимнего дворца будут представлены более тридцати художественных работ из нескольких серий, выполненных в различных техниках: Чжан Хуань прославился благодаря картинам и скульптурам, изготовленным из пепла, оставшегося от сжигания благовоний из буддийских храмов. Кроме них в Эрмитаже покажут новые полотна из «красной серии» и деревянные рельефы, вырезанные на старинных дверях, многие из которых создавались специально для выставки — в диалоге с эрмитажной коллекцией.

Чжан Хуань. «Любовь №7», 2020 © Чжан Хуань, Pearl Lam Galleries

«Красивая ночь всех людей»: 2-я Триеннале российского современного искусства
11 сентября–17 января

Триеннале российского современного искусства, инициированная музеем «Гараж», готовится запуститься второй раз. Первая Триеннале, прошедшая в 2017 году, собрала в Москве работы более 60 художников, стремясь представить масштабный анализ художественной ситуации в стране. Кураторы второй триеннале Валентин Дьяконов и Анастасия Митюшина делегируют право отбора участников художникам прошлого набора — при условии открытого определения отношений между рекомендующим и рекомендуемым, а также обязательного содействия при создании новой работы для триеннале. Подобный механизм отбора не является чем-то оригинальным, в чем признаются и сами кураторы, называя идейными предшественниками проекты «Экспериментальное исследование» Виктора Мизиано и «Интимный капитал» Андрея Паршикова. Таким образом кураторы триеннале подвергают сомнению возможность существования фигуры эксперта в области российского современного искусства, выказывая большее доверие личным связям. Список участников проекта пока не анонсирован — окажется ли этот своеобразный метод обнажения приема продуктивным, мы узнаем уже через несколько недель.


Заглавная иллюстрация: Manifesta 13, Марсель © MVRDV