31 октября 2018

Выбор критика: музыкальные события ноября от Гюляры Садых-заде

Гибель богов_Мариинский театр

В ноябре музыкально-театральная лихорадка первых осенних месяцев несколько спадает; театры и концертные залы копят силы для предновогоднего рывка. Однако и в это сумеречное время года найдётся парочка фестивалей, предлагающих нетривиальные программы актуальной музыки и несколько симфонических концертов, безусловно заслуживающих внимания. И вот мой выбор.

САНКТ-ПЕТЕРБУРГ
МАРИИНСКИЙ ТЕАТР

15 ноября, Концертный зал

Даниэле Гатти. Фото: Сильвия Лелли

Последнее место работы Даниэле Гатти — Королевский оркестр Консертгебау в Амстердаме. Итальянский дирижёр стал преемником Мариса Янсонса и седьмым по счёту дирижёром, возглавившим коллектив, за всю историю его существования. Впечатляющий послужной список Гатти был несколько подпорчен августовским скандалом: дирижёра обвинили в «неподобающем поведении», из-за чего последовал разрыв контракта. Маэстро в одночасье лишился и работы и репутации — но не таланта и харизмы.

Гатти — действительно очень хороший дирижёр и музыкант, о чём свидетельствует его стремительный карьерный взлёт, случившийся в середине 90-х. Он успел поруководить лучшим итальянским оркестром — Академией «Санта-Чечилия» в Риме, поработать в лондонском Королевском театре Ковент-Гарден, с успехом дирижировал «Парсифалем» в Байройте и, с несколько меньшим успехом, «Нюрнбергскими мейстерзингерами» в Зальцбурге. Но что бы там ни говорили его недоброжелатели, вагнеровские партитуры звучат под его руками великолепно.

В Петербурге Гатти выступит с оркестром Мариинского театра, и хочется надеяться, что дирижёру такого ранга предоставят первый, лучший состав. Программа выстроена затейливо: неоклассицистский, щеголяющий изысканной графикой линий и колючими ритмами балет «Аполлон Мусагет» Стравинского контрастирует с роскошно-зыбким импрессионистическим маревом «Ноктюрнов» Дебюсси и средиземноморскими красочными симфоническими картинами во второй сюите балета Равеля «Дафнис и Хлоя».

17 ноября, 14:00, Концертный зал

София Губайдулина и Валерий Гергиев. Предоставлено пресс-службой Мариинского театра

«О любви и ненависти» — 70-минутная девятичастная оратория для квартета солистов, двух смешанных хоров и большого оркестра — была написана Софией Губайдулиной в 2016 году. Тогда же, в октябре 2016-го, в Таллине состоялась мировая премьера оратории: дирижировал Андрес Мустонен. Спустя две недели ораторию исполнили уже в дрезденской Земперопер; за пультом стоял Омер Меир Веллбер.

Валерий Гергиев опробовал сочинение на своём фестивале в Роттердаме нынешней осенью. Сейчас, в год 87-летия автора, наступил черёд российской премьеры. И похоже, событие — из разряда тех, что нельзя пропустить.

Губайдулина создала одно из самых своих мощных, экзистенциальных и глубоких высказываний на базовые темы, которые волнуют всех. О том, как обрести любовь к ближнему; об эскалации ненависти в мире; об углубляющейся пропасти между Востоком и Западом. Но более всего волнует Губайдулину восстановление связи между человеком и Универсумом, тем духовным измерением жизни, без которого человеческое существование лишается смысла.

Музыка оратории скорбно-сосредоточенна и сумрачна. Главный выразительный приём — контраст между ораторски-возвышенной, декламационной мелодикой вокальных партий, развивающейся террасообразно, уступами, всё выше и выше, как в церковной псалмодии, и гармонически мягким и просветлённым звучанием хора. Низкому бурчанию струнных инструментов противопоставлены светлый звенящий тембр препарированного фортепиано и гулкие раскаты гонга. Автор подчёркивает и языковой контраст между хоровыми и сольными партиями: хор поёт преимущественно по-русски, солисты — по-немецки. А молитва, приписываемая Франциску Ассизскому, на текст которой написана восьмая часть, звучит одновременно на нескольких языках, создавая эффект языковой полифонии.

20–24 ноября, Новая сцена

«Гибель богов». Фото: Наталия Разина. Предоставлено пресс-службой Мариинского театра

Тетралогия Рихарда Вагнера «Кольцо нибелунга» вновь пройдёт на Новой сцене — в последнюю декаду ноября. Тем, кто ещё не видел эту величественную оперную эпопею — главное свершение Мариинского театра в нулевые годы, — стоит потратить четыре вечера, чтобы лично оценить грандиозность замысла сценографа Георгия Цыпина, создавшего мир, поражающий первобытной мощью, суровый мир «от начала времён». В шершавые поверхности каменных глыб впечатаны древние раковины высохших морей, угадываются очертания трилобитов. Но сами глыбы от акта к акту и от вечера к вечеру становятся всё более антропоморфными. Сценографическая драматургия отчасти возмещает практическое отсутствие внятной режиссуры, каковая в мариинской тетралогии сведена к банальной функции расстановки персонажей по сцене.

Сознательно архаизированное решение спорит с десятками постановок «Кольца», в которых персонажи осовременены, а действие перенесено в конкретные исторические периоды. В мариинской же постановке миф господствует над сиюминутным; возможно, поэтому тетралогия, невзирая на режиссёрские просчёты, так долго сохраняется в репертуаре театра. И на Новой сцене выглядит гораздо эффектнее, чем на исторической, для которой была поставлена изначально.

Однако успех или неуспех данного цикла во многом будет зависеть от певческого мастерства солистов театра, от качества вокала и интерпретации; вот тут могут возникнуть проблемы. За дирижёрским пультом все четыре вечера — Кристиан Кнапп.

25 ноября, Концертный зал

Теодор Курентзис и оркестр MusicAeterna. Фото: Александра Муравьёва

Теодор Курентзис приезжает со своим оркестром MusicAeterna, чтобы представить петербуржцам программу, которую уже слышали в Перми, Москве и Вене: Четвёртую симфонию Малера и несколько песен из вокально-симфонического цикла «Волшебный рог мальчика» на стихи одноимённого фольклорно-поэтического сборника Арнима и Брентано, ставшего манифестом немецкого романтизма. Существует традиция исполнять оба опуса в одном концерте; это потому, что в финале симфонии Малер использует песню Das himmlische Leben — «Небесная жизнь», которая вошла и в цикл.

Четвёртая — самая классичная из всех симфоний Малера. Её партитура прозрачна и ясна, темы графичны и изящны — особенно в первой части. Структуры и темповые соотношения явно ориентированы на классицистские модели и матрицы, образцы которых находим в симфониях Гайдна и Моцарта. В сущности, Малер предвосхитил в Четвёртой симфонии появление неоклассицизма ХХ века. И Курентзис сугубо подчёркивает в своей интерпретации эту генетическую связь симфонии со стилем рубежа XVIII–XIX столетий. Энтузиаст исторически информированного исполнительства, он распространяет эту практику и на музыку более позднего времени: дотошно изучает уртексты партитур, выискивая в них мельчайшие намёки и указания на подлинные намерения автора относительно темпов, плотности или разрежённости звучания, фразировки и штрихов. Именно так Курентзис штудировал партитуры бетховенских симфоний, готовясь к исполнению на Зальцбургском фестивале прошлым летом.

Что касается Четвёртой симфонии Малера, то Курентзис играет её так, как, по его представлению, её могли бы сыграть при жизни автора, в 1901 году: когда век XIX ещё по сути не закончился, когда общественное сознание ещё не было омрачено трагическим опытом ужасных гуманитарных катастроф и войн ХХ века. Трактовка Курентзиса питается опытом длинного и мирного XIX столетия, а не опытом прожитого настоящего. Такой подход к малеровской музыке вдруг открывает нам хрупкую прелесть переживания «здесь и сейчас» бытия; возможно, в этом секрет успеха дирижёра, увлечённого вечным переоткрытием знакомых партитур.

ПЕТЕРБУРГСКАЯ ФИЛАРМОНИЯ ИМЕНИ Д. Д. ШОСТАКОВИЧА

16 ноября, БЗФ

Хор Академии «Санта-Чечилия». Предоставлено пресс-службой Петербургской филармонии имени Д. Д. Шостаковича

«Кармина бурана» в переводе с латинского означает «Баварские (или, точнее, Бойернские) песни». Так назывался поэтический сборник XIII века, куда вошло около 250 текстов на средневековой латыни, старофранцузском и старонемецком языках. Сборник был найден в одном из баварских бенедиктинских монастырей, хранился в мюнхенской придворной библиотеке и был издан в середине XIX столетия хранителем библиотеки Иоганном Андреасом Шмеллером.

В 1934 году стихи беспутных вагантов XIII века вдохновили Карла Орфа на создание одного из самых впечатляющих своих опусов — сценической кантаты «Кармина бурана», основанной на 24 текстах из сборника. В них странствующие школяры и беглые монахи воспели прелесть весны, расцветающей природы и простые радости жизни: плотскую любовь, обильные возлияния, дружескую пирушку — но и романтические любовные чувства, и непостоянство удачи. Три части кантаты обрамлены Прологом и Эпилогом: суровый хор восхваляет богиню Фортуну, которая правит миром, вознося одних и низвергая других. Магия остинатных поступательных ритмов, лапидарные, повторяющиеся краткие мотивы, отсылающие к архаическим ритуалам, воздействуют на сознание гипнотически, недаром это сочинение было в чести у пришедших к власти национал-социалистов.

Кантату исполнят хор Академии «Санта-Чечилия» и второй филармонический оркестр (АСО) под управлением Франческо Ланцилотты. Организатор концерта — Фонд культурных и гуманитарных программ М. Л. Ростроповича.

XXX МЕЖДУНАРОДНЫЙ ФЕСТИВАЛЬ НОВОЙ МУЗЫКИ «ЗВУКОВЫЕ ПУТИ»

Александр Радвилович. Предоставлено фестивалем «Звуковые пути»

Юбилейный фестиваль новой музыки «Звуковые пути» пройдёт в этом году с особым размахом. В его афише значатся 30 мировых премьер и имена 64 композиторов; участники фестиваля прибудут из 17 стран. Основанный на заре перестройки петербургским композитором Александром Радвиловичем, фестиваль все эти годы осуществлял важнейшую культурно-просветительскую миссию: знакомил публику с лучшими образцами европейского, американского и российского авангарда. В начале 90-х его программы казались глотком свежего воздуха, ворвавшегося в затхлую атмосферу казённого академизма филармонических залов. После долгих лет насильственной музыкальной диеты, когда в Советский Союз не проникало практически ничего нового из актуального мирового композиторского процесса, именно фестиваль «Звуковые пути» открыл для нас Крама, Айвза, Фернихоу, Фелдмана и множество других имён музыкальных корифеев ХХ века.

Все 30 лет Радвилович оставался руководителем фестиваля и одноимённой с ним творческой ассоциации «Звуковые пути» — и, невзирая на недостаточность финансирования, год за годом умудрялся приглашать на фестиваль качественные ансамбли современной музыки. На фестивале состоялись сотни мировых и российских премьер.

В этом году фестиваль откроется 18 ноября симфоническим концертом в Белом зале дворца Белосельских-Белозерских. Государственный академический оркестр Санкт-Петербурга под управлением Александра Титова исполнит Фортепианный концерт датчанина Бента Сёренсена, «Музыку на уход души» самого Радвиловича, Концерт для двух скрипок Нины Синяковой, симфоническую поэму лауреата нескольких композиторских конкурсов Артура Вабеля; напоследок сыграют пьесу Чарлза Айвза «Звуковые пути», давшую 30 лет назад название фестивалю.

20 ноября, MЗФ

Фестиваль продолжится концертом «Утопии и антиутопии». В программе — новые сочинения московских и петербургских авторов, посвящённые этой увлекательной теме: «Утопия» Александра Попова для инструментального ансамбля, «Идиллия параллельной реальности» Юрия Каспарова, гротеск-сюита по офортам Гойи «Капричос» Александра Резетдинова и «Большой брат» Александра Радвиловича. За дирижёрским пультом — Фёдор Леднёв.

24 ноября, МЗФ

Московский ансамбль современной музыки (МАСМ). Предоставлено фестивалем «Звуковые пути»

Два ансамбля — российский и французский — выступят в один вечер на сцене Малого зала Филармонии. Multilatérale и Московский ансамбль современной музыки (МАСМ) исполнят опусы лидеров послевоенного европейского авангарда и актуального композиторского процесса XXI века. В программе — «Часы Бергсона» Шаррино, Charisma Ксенакиса, камерные опусы Баукхольт, Денисова, Ромителли, Робена и Леруа.

МОСКВА
VI МЕЖДУНАРОДНЫЙ ФЕСТИВАЛЬ АКТУАЛЬНОЙ МУЗЫКИ «ДРУГОЕ ПРОСТРАНСТВО»

28 ноября — 2 декабря

Концертный зал имени П. И. Чайковского и Камерный зал Московской филармонии

С тех пор как фестиваль возглавил Владимир Юровский, руководитель Госоркестра имени Е. Ф. Светланова и, по общему мнению, один из самых эрудированных и интеллектуальных дирижёров нашего времени, мероприятие, инициированное и организуемое Московской филармонией, стало развиваться стремительно и в таком правильном направлении, что остаётся только порадоваться за москвичей. Теперь в Москве есть полноценный и безумно интересный фестиваль новой музыки — масштабный, неожиданный, концептуальный. И что особенно важно — фестиваль востребованный. В 2016 году, на прошлом, Пятом фестивале, аншлаги и переаншлаги случались на каждом концерте, а ведь москвичей приглашали не на Гайдна с Бетховеном, но на Штокхаузена, Шаррино и Ромителли!

В этом году к концертной программе добавился Всероссийский конкурс сочинений молодых композиторов для симфонического оркестра; конкурс должен стимулировать авторов к написанию крупных оркестровых опусов, а это, что ни говори, залог выживания жанра симфонической музыки как такового. В чём, надо полагать, кровно заинтересован руководитель Госоркестра имени Светланова Владимир Юровский; его оркестр — резидент фестиваля, равно как и ансамбль Филиппа Чижевского Questa Musica.

Программа концерта-открытия 28 ноября в КЗЧ по-настоящему интригует; в ней значатся две мировые премьеры московского и петербургского авторов: Девятая симфония Виктора Екимовского, в которой он, по собственному признанию, «прощается с авангардом», признавая его «скончавшимся», и оратория Бориса Филановского «Пропевень о Проросли Мировой» на тексты художника Павла Филонова, где автор раскрывает тему войны как формы всего живого. В этот же вечер будут исполнены «Четыре постлюдии» для большого симфонического оркестра Дмитрия Капырина и «Воображаемый монотеатр Владимира Маяковского» Антона Сафронова для женского голоса с оркестром.

А на ночном концерте (начало в 22:00) прозвучит мультимедийный опус Face Ольги Бочихиной, жанр коего обозначен как «немая опера». По словам автора, это «опера лиц, которые внешне немы, но пытаются озвучить себя… театр мнимостей, где возможно одновременно увидеть лицо и изнанку, а мир инструментальный и мир электронный — его аналоги, реконструирующие целостность, слитость обеих сторон». Опера написана по заказу фестиваля.

На следующий день, 29 ноября, в КЗЧ европейская знаменитость — скрипачка Патриция Копачинская — исполнит сольную партию в Скрипичном концерте Фараджа Караева, московского композитора старшего поколения, который наряду с Екимовским и Капыриным входит в АСМ (Ассоциацию современной музыки). Организовал АСМ — группу «альтернативно мыслящих авторов» — Эдисон Денисов на излёте перестройки; группа эта появилась в недрах тогдашнего Союза композиторов СССР.

В том же концерте превосходный пианист Михаил Дубов сыграет «Семь хайку» Оливье Мессиана для фортепиано с оркестром.

Последний фестивальный день — 2 декабря — пройдёт под знаком музыки французского спектралиста Жерара Гризе. На дневном концерте в Камерном зале Филармонии Московский ансамбль современной музыки сыграет «Вихрь времени» — «звуковое исследование сил Хроноса», как написано в аннотации к концерту.

А завершит программу фестиваля эпохальное событие: впервые в России прозвучат «Акустические пространства» Гризе — грандиозная партитура, предполагающая участие симфонического оркестра и трёх ансамблей. Участвуют Госоркестр имени Светланова, ансамбли МАСМ, ГАМ и Студия новой музыки. И четыре дирижёра: Владимир Юровский, Фёдор Леднёв, Олег Пайбердин и Игорь Дронов.

КОНЦЕРТНЫЙ ЗАЛ «ЗАРЯДЬЕ»

4 ноября, Большой зал

Французский ансамбль Le Poème Harmonique. Предоставлено пресс-службой Концертного зала «Зарядье»

Французский ансамбль Le Poème Harmonique, основанный в 1998-м дирижёром и большим знатоком барочной музыки Венсаном Дюместром, несколько раз приезжал в Петербург, на фестиваль EARLYMUSIC, в нулевые годы; пару раз ансамбль доезжал и до Москвы, когда петербургский фестиваль на короткий срок распространил своё влияние и на столицу. Le Poème Harmonique специализируется на исполнении опер и инструментальной музыки барокко, преимущественно французского: Люлли, Шарпантье, но и Монтеверди, и Кавалли. Год назад ансамбль представил на сцене Пермского театра оперы и балета полноценную оперную постановку по «Фаэтону» Люлли; в спектакле участвовали на равных хор и солисты MusicAeterna. Спустя несколько месяцев они выступили с тем же проектом в Королевской опере Версаля.

Однако в Москву ансамбль привозит программу, скорее смахивающую на музыковедческое исследование: она выглядит как экскурс в историю очень популярной церковной секвенции Stabat Mater, на текст которой создано множество музыкальных версий. В концерте прозвучат четыре версии Stabat Mater разных времён, из разных рукописных сборников. Три из них анонимны, а четвёртая известна всем: это знаменитая кантата Джованни Баттисты Перголези, последнее сочинение 26-летнего автора, уже умиравшего от туберкулёза. Ансамбль взял для исполнения рукопись, сохранившуюся при французском королевском дворе.

11 ноября, Большой зал

Борис Андрианов

Название фестиваля Vivacello возникло в результате слияния двух итальянских слов: viva («слава») и cello («виолончель»). Понятно, что фестивальная программа строится вокруг благородного инструмента, обладающего гибким, певучим звуком, так похожим на звук человеческого голоса. Юбилейный, Десятый фестиваль, руководимый известным виолончелистом Борисом Андриановым, откроется исполнением «Танца-фантазии» Бидзины Квернадзе, очень хорошего грузинского композитора старшего поколения, и продолжится новым опусом Гии Канчели «T.S.D. для виолончели с оркестром». Отчётливое грузинское наклонение первой части программы легко объяснимо: за пульт оркестра «Новая Россия» встанет Николоз Рачвели, композитор и худрук Государственного симфонического оркестра Грузии.

Во втором отделении Фестивальный оркестр виолончелистов — традиция, оставшаяся от Форумов виолончелистов, некогда проводимых Мстиславом Ростроповичем, — представит пёструю программу, составленную из сочинений разных эпох и стилей: в наборе — Перголези, Гендель, Масканьи, Равель и даже Гленн Миллер. Откроется же второе отделение концерта «Гимном для 12 виолончелей», который сочинил немецкий композитор Юлиус Кленгель. Дирижирует всем этим разноцветьем Давид Герингас — известный виолончелист, решивший попробовать себя в новом амплуа.

16 и 17 ноября, Большой зал

Джошуа Белл. Предоставлено пресс-службой Концертного зала «Зарядье»

«Академия Святого Мартина в полях» — британский камерный оркестр, основанный в 1958 году и получивший своё оригинальное название от места, где прошёл первый концерт: лондонская церковь Святого Мартина в полях. Оркестр с самого начала позиционировал себя как conductor-free, то есть оркестр без дирижёра. Обычной практикой стало, когда оркестром на концерте дирижировал солист; впрочем, многие годы его неофициально возглавлял сэр Невилл Марринер, скрипач по первой профессии. Недавно он сложил с себя обязанности неформального лидера, передоверив оркестр Джошуа Беллу — американскому скрипачу, лауреату Grammy, который, судя по успехам последних лет, вполне справляется со своей ролью. В Москву британцы привозят две серьёзных симфонических программы: в первый день сыграют «Классическую» симфонию Прокофьева, Скрипичный концерт Брамса и Четвёртую симфонию Бетховена; во второй — увертюру Мендельсона «Сон в летнюю ночь», Третий скрипичный концерт Сен-Санса и Седьмую симфонию Бетховена. Сольные партии в концертах исполнит Джошуа Белл.

29 и 30 ноября

Джойс ДиДонато — настоящая большая звезда мировой оперной сцены, обладательница Grammy — выступит с британским барочным ансамблем Il Pomo d’Oro («Золотое яблоко»), которым руководит наш соотечественник, выпускник Московской консерватории Максим Емельянычев: пианист, дирижёр, обладатель «Золотой Маски» за исполнение партии хаммерклавира в постановке «Свадьбы Фигаро» в Перми. В общем, Емельянычев — восходящая звезда на небосклоне отечественного и европейского исторически информированного исполнительства: уникум, равно блестяще играющий на клавесине, хаммерклавире и фортепиано, и даже на корнете.

Колоратурное меццо ДиДонато идеально подходит для исполнения «брючных» партий в барочных и белькантовых операх. С равным совершенством она поёт и партию Семирамиды в одноимённой опере Россини, и Ромео — в «Монтекки и Капулетти» Беллини. Но оперы Генделя также входят в её репертуар. В Москву ДиДонато привозит эффектный танцевально-театральный проект, основанный на музыке Пёрселла и Генделя, с элементами настоящего шоу: In War & Peace: Harmony Through Music — «На войне и в мире: к гармонии через музыку».

Аудиозапись проекта с участием ансамбля Il Pomo d’Oro получила премию Echo Klassik в 2017 году.

Во второй день, 30 ноября, ансамбль представит чисто инструментальную программу, составленную из сочинений Моцарта: между Первой и Тридцать восьмой («Пражской») симфониями прозвучит Двадцатый фортепианный концерт.


Текст: Гюляра Садых-заде

Заглавная иллюстрация: «Гибель богов». Фото: Наталия Разина. © Мариинский театр