3 октября 2018

Заряженные на успех: новый концертный зал «Зарядье» открылся в Москве

1DSC01085 (30)

В сентябре в Москве открылся новый концертный зал. Зачем он нужен городу, в котором и так множество площадок для всех направлений музыки: от классической до современной? Чем он будет отличаться от зала имени Чайковского и Дома музыки? Кто занимается формированием программы, которая, по крайней мере на запуске, выглядит достаточно амбициозной и хорошо продуманной? И самое главное, кто будет ходить в «Зарядье», если на некоторых концертах Московской филармонии, куда ещё пару лет назад было не попасть, в последние сезоны полно свободных мест?

На эти и многие другие вопросы в эксклюзивном интервью Нике Пархомовской отвечает генеральный директор Московского концертного зала «Зарядье» Ольга Жукова.

Ольга Жукова, генеральный директор Московского концертного зала «Зарядье»

— Ольга Эдуардовна, почему и как возникла идея создания зала?

— Изначально это идея Президента РФ. В январе 2012 года президент предложил создать на месте гостиницы «Россия» парковую зону с развитой инфраструктурой и современным концертным залом. Спустя три года, в мае 2015-го, началось строительство, причём работы велись под руководством главного архитектора Москвы Сергея Кузнецова. Первое мероприятие — Московский урбанистический форум — прошло уже в июле этого года, ещё до официального открытия зала. «Зарядье» — единственный в мире зал с «живой» кровлей, на которой расположен сад с тропическими растениями, а поверх него ещё одна крыша — «Стеклянная кора». Кроме того, это единственный в России зал-трансформер: всего за 40 минут, благодаря новейшей разработке компании SERAPID, партер Большого зала превращается в ровный сценический пол, при необходимости изменяются форма сцены и оркестровая яма.

— А как создавалась акустика зала?

— Над ней работала интернациональная команда: российские архитекторы и строители, чешские, французские, японские специалисты по акустике из компании Nagata Acoustics во главе с выдающимся инженером Ясухисой Тойотой. Он в своё время создавал акустику Эльбской филармонии в Гамбурге, Парижской филармонии, Suntory Hall в Токио, Концертного зала Мариинского театра в Санкт-Петербурге, Walt Disney Concert Hall в Лос-Анджелесе. Необычная форма нашего Большого зала — это идея господина Тойоты, считающего, что когда зрители сидят не перед сценой, а окружают её со всех сторон, создаётся более близкий контакт между исполнителями. Стены, пол и потолок Большого и Малого залов — для идеального звучания — были отделаны акустическими панелями, в которых использованы массивы разных пород деревьев: от аляскинского кедра до красного дерева махагони. Это материалы, создающие отличную реверберацию, благодаря им рождается потрясающий постепенно затихающий звук в нашем зале. Не скрою, мы очень волновались перед первой акустической репетицией, которую проводили Михаил Плетнёв и его Российский национальный оркестр. Выдохнули только тогда, когда в перерыве маэстро сказал: «Хорошо, будем работать». Зная профессиональные требования Плетнёва, скажу: это была высшая похвала.

Московский концертный зал «Зарядье». 2018. Предоставлено пресс-службой зала «Зарядье»

— Расскажите, пожалуйста, подробнее о том, как формировалась программа зала и кто за неё отвечает.

— У нас большой продюсерский отдел, очень сильные специалисты с международными связями в области музыкального менеджмента, они уже много лет организовывают мероприятия на мировом уровне: концерты классической музыки, барочные проекты, джаз, авангард, программы для детей. Этой осенью у нас выступают такие звёзды, как американская меццо-сопрано Джойс ДиДонато с программой In War & Peace: Harmony Through Music, за которую она получила в 2017 году премию Echo Klassik. В октябре ансамбль «Кёльнская академия» исполнит ораторию «Соломон» Генделя, а в ноябре к нам приедет вокалист-импровизатор Бобби Макферрин. Билеты на вторую половину сезона недавно тоже поступили в продажу: каждый месяц будет как минимум один знаковый эксклюзивный концерт, который наверняка привлечёт не только меломанов, но и профессионалов.

— Кто ваши конкуренты, и с чьей стороны вы ожидаете самого сильного соперничества, учитывая обилие площадок для исполнения классической и академической музыки в Москве?

— Вы знаете, о конкуренции здесь речи не идёт. Мы не конкурируем ни с Большим залом Консерватории, ни с Концертным залом имени Чайковского. Наша задача — не увести слушателей у конкурентов, а расширить аудиторию классической музыки. Будем продумывать программы так, чтобы они были интересны и молодой аудитории. Что касается обилия площадок для исполнения классической музыки, не могу согласиться с вами. Для такого большого города, как Москва, их не хватает. И когда мы выпустили в продажу билеты на примерно 50 новых концертов, в первые же сутки случился огромный трафик.

— Будет ли у вас образовательная программа, и кто за неё отвечает?

— Мы стараемся и в этом направлении сделать эксклюзивный продукт высочайшего уровня. В Малом зале «Зарядья» проводятся серьёзные лекции о музыке. Например, перед первой лекцией Ларисы Кириллиной (музыковед, профессор Московской государственной консерватории имени П. И. Чайковского, автор книги о Генделе) были раскуплены все 400 мест, 90 из которых стоячие. Только представьте, 90 человек стояли и 70 минут слушали рассказ о жизни и творчестве Баха и Генделя. Вот что удивительно! Наша концепция лекционных программ проста: мы приглашаем специалистов высочайшего класса, профессоров самых престижных учебных заведений, бесспорных лидеров в своей сфере. Очень важно, что все они прекрасные риторы и подают материал в увлекательной, доступной и взрослым и детям форме.

— Как создаётся круг ваших зрителей? Кто ваша целевая аудитория, что будет сделано для её привлечения?

— Мы считаем «Зарядье» залом для всех, независимо от возраста и материального положения. Это и определяет нашу ценовую политику. Мы разработали систему продажи билетов #зарядисьмузыкой, позволяющую приобретать билеты со скидкой. Каждый концерт на нашем сайте имеет определённый хештег. Зрители, покупающие минимум четыре билета на концерты с разными хештегами, получают скидку в 10 процентов, на концерты с одним хештегом — 20 процентов. Безусловно, у нас будут концерты, билеты на которые окажутся дороже, но запредельных цен мы всё-таки не допустим. Знаете, многие слушатели не могли понять, почему билеты на концерт-открытие 9 сентября, в котором участвовали мировые оперные звёзды и Российский национальный оркестр под управлением Михаила Плетнёва, стоили так дёшево — от 800 рублей. Они ожидали невероятной дороговизны и были приятно удивлены доступностью цен, в итоге всё было раскуплено за три дня. Что касается репертуара, то здесь всё просто и одновременно сложно: главный критерий для нас — качество. «Зарядье» — новый зал, и нам только предстоит завоёвывать доверие публики, поэтому мы предлагаем ей исключительно лучшее.


Афиша предстоящих концертов здесь.

Текст: Ника Пархомовская

Заглавная иллюстрация: Московский концертный зал «Зарядье» (2018). Предоставлено пресс-службой зала «Зарядье»