Цветение

фото_Inner Voice 2

С разницей в одну неделю в двух галереях города — Anna Nova и Inner Voice — открылись выставки двух молодых художниц, представляющих в работах варианты органической трактовки формы. Единство в очень различной художественной практике авторов подметил Павел Герасименко — и задумался, почему связанное с природным процессами направление так значимо в современном искусстве.

Устина Яковлева — московская художница с десятком персональных выставок, хорошо известная зрителю. «Временные касания» — ее первое появление в петербургской галерее Anna Nova. Камерный проект, занимающий шоу-рум на третьем этаже галереи, включает несколько объектов и два живописных цикла. Объекты из шелковой ткани и нитей черного, красного и белого цветов, покрытые бусинами, в первую очередь ассоциируются с глубоководными или инопланетными существами. Яковлева иногда называет их своими «детьми» — подобно живым организмам, они завершены и в то же время продолжают меняться. Обычно изолированные от публики в витринах, в условиях закрытого галерейного показа объекты были расположены свободнее, что позволило лучше оценить связь их скульптурных объемов с пространством и сложное эмоциональное взаимодействие фактур. Секрет притягательности этих работ не просто в уникальности технического исполнения, но в сочетании взаимоисключающих качеств — очевидной рукотворности и нездешней отстраненности. Основной медиум, в котором работает художница, гендерно маркирован.  Яковлева все делает сама — долгота струящихся нитей и размеры объекта напрямую связаны с физическими способностями автора, отсюда — не заметное сразу, но внятно ощутимое антропологическое измерение ее искусства. Так же многодельны и абстрактные холсты, где живопись совмещена с графическими приемами выделки поверхности, — золотым и серебряным маркером по черному фону в серии 2012 года, или разделенные зелеными и синими стежками линий локальные цветовые плоскости в работах 2014 года. Узор, похожий на растительные волокна под микроскопом, действует не только как декоративный элемент, в нем видится живописная фиксация процесса работы над объектами иглой и нитью — так при смене медиума возникает эффект метаописания.

Выставка Устины Яковлевой в Anna Nova

Вера Трофимова в этом году закончила графический факультет петербургской Академии художеств как художник книги, и для нее это первая персональная выставка. «Это все началось и никогда не закончится» — во многом самодостаточное формальное упражнение молодого автора, чьим последипломным творческим желанием было покончить с двухмерной плоскостью листа и перейти к работе с пространством. Вместо традиционных материалов Трофимова избрала оргстекло и цветной пластик, с которыми много экспериментируют сейчас ее друзья и коллеги по учебе. Молодой автор решительно уходит в сторону от всех академических дисциплин, внешне ее работы ничем не напоминают о пройденной школе. При этом воспитанные за годы учебы продуманность замысла и композиционная уверенность очевидны. Например, светотень делается приемом в новых объемных работах: прозрачная основа при точной подсветке развоплощается, а желтые и зеленые пластмассовые завитки разных оттенков создают полное впечатление рисунка (художнику книги здесь естественно вспомнить классические работы Дмитрия Лиона). Художница растит из пластика побеги, точно совпадающие с формами органической жизни. Она научилась ценить случайность — это показывают графические листы в технике монотипии. При всей ремесленной дисциплине Трофимова умеет дорожить визуальными синкопами, сбоями и непредсказуемостью поведения материала.

Выставка Веры Трофимовой в Inner Voice

Отмерять и кропотливо длить нить вышивки или же вытягивать с помощью паяльника сгусток меняющегося цвета из пластической массы — это действия, которые объединяет время. Именно желание молодых авторов сделать время элементом и действующей силой пространственных работ стоит за популярностью органического направления. В идеале подобное произведение должно расти как цветок, но оно может и экстенсивно «уйти в ствол». Как кажется, здесь кроется проблема художественной формы: работая с постоянной оглядкой на природу, художник балансирует на грани живой и искусственной материи, а созданные им объекты готовы разрастаться по законам органического мира. Его роль — роль садовника, культивирующего растение: с чувством меры и отточенным эстетическим вкусом он должен все время подрезать свое создание, направляя его рост.


Текст: Павел Герасименко

Фото: Anna Nova, Inner Voice. На обложке материала — фото работы Веры Трофимовой.


Выставка Устины Яковлевой «Временное касание» продлится в Anna Nova до 6 июня, выставка Веры Трофимофой «Это все началось и никогда не закончится» в Inner Voice — до 8 августа.