Путеводитель по Дягилевскому фестивалю

hZH6876p1qE

Дягилевский фестиваль в Перми продолжается десять дней — с 14-го по 24 июня. И все они под завязку забиты разнообразными событиями: дневные и ночные концерты, выставки, перформансы, встречи с исполнителями, видеопоказы, дискуссии…

Активно работает Фестивальный клуб, где всегда можно присесть на веранде, выпить чашечку кофе и послушать умных людей. А еще можно сходить в  Пермскую галерею, и, наконец-то с чувством, с толком, с расстановкой рассмотреть уникальную пермскую деревянную скульптуру: любовно выточенные фигуры Христа, с умилительными выражениями благостных бородатых ликов, трогательных ангелочков и  раскрашенных крылатых серафимов.

Однако же форматы фестиваль предлагает самые неожиданные и непривычные. Устроители его смело ломают  привычный ритуал концерта, приглашая слушателей присесть на ковер (или даже прилечь) на ночных Piano-gala и послушать пианистов Алексея Любимова и Алексея Зуева (15 июня);  встречать рассветы на Каме после ночных хоровых концертов в Галерее (20 июня); или поспать под музыку в холле гостиницы «Урал» во время так называемых sleep-concerts.

Пианист Алексей Любимов

Чтобы лучше ориентироваться в затейливом калейдоскопе событий, школа Masters предлагает вашему вниманию «Путеводитель по Дягилевскому фестивалю». И  приглашает в авторский тур  с музыкальным критиком и музыковедом Гюлярой Садых-заде. Вас ждут увлекательные лекции перед концертами и спектаклями и жаркие обсуждения увиденного и услышанного – после них. Приготовьтесь не спать на Дягилевском фестивале! Отоспитесь дома.

«Жанна на костре», драматическая оратория из 11 сцен с прологом Артюра Онеггера. Пермский оперный театр, 14-16 мая

Сцена из спектакля «Жанна на костре»

«Когда я думаю о театре  я всегда думаю о трагедии. Это самая сильная форма, которую создало человеческое воображение. Вся странность и жестокость зрелища становится логичной, если исходить из техники и структуры греческой трагедии». Это слова Ромео Кастеллуччи, одного из лидеров европейского театрального авангарда, каждое высказывание которого превращается в провокационный перформанс с размытыми жанровыми границами. Кастеллуччи  ставит в Перми «Жанну д’Арк на костре» Артюра Онеггера, одного из членов французской «Шестерки» — группы композиторов, сложившейся в первой трети ХХ века.

Опера-оратория выстроена в форме драматического диалога между Жанной и монахом Домиником, который умело и незаметно направляет их беседу. Жанна вспоминает свою жизнь ретроспективно: нить воспоминаний развивается вглубь, от пленения и суда — до юности и безоблачного детства, прошедших в деревне. В неспешный разговор то и дело вторгаются массивные хоровые сцены и музыкальные эпизоды, рисующие героические баталии. Можно вообразить, как сильно и шокирующе жестко Кастеллуччи интерпретирует историю о деве-воительнице, преданной своим королем, попавшей в лапы инквизиции и сожженной на костре.

Кастеллуччи полностью отвечает за визуально-сценический облик спектакля, выступая как режиссер, сценограф, художник по свету и костюмам. Музыкальный руководитель постановки — Теодор Курентзис.

Робер Лепаж «Иглы и опиум». ДК им. Солдатова, 17 и 18 мая

В 1991 году канадский режиссер поставил многослойную и нелинейную историю о страхе, страдании и одиночестве. В фокусе оказались фигуры  Жана Кокто и американского джазового музыканта-трубача Майлза Дэвиса. Третьим героем стал актер Робер: очевидно, что под ним Лепаж подразумевал самого себя. Исследуя на примере трех судеб зависимость от наркотиков и несчастной любви, раскрывая трагическую дезориентацию героев спектакля в абсурдном и жестоком мире, Лепаж создал  истинный шедевр. И спустя 20 лет вернулся к постановке, обогатив ее высокотехнологичными визуальными эффектами.

Действие театрально-акробатического шоу разворачивается внутри подвесного  вращающегося куба с тремя гранями, зависшем в неведомом пространстве, где-то между Парижем и Нью-Йорком. Поворачиваясь к зрителю разными гранями, куб превращается то в парижский гостиничный номер, то в джаз-клуб, то в студию звукозаписи. Содержание же примерно таково. Однажды ночью в 1949 году на самолете, летевшем во Францию, Жан Кокто написал свой альбом Lettre aux Américains («Письма из Америки»): он только что открыл Нью-Йорк, где представил свой последний художественный фильм L’Aigle à deux têtes («Двуглавый орел») и летел обратно, переполненный впечатлениями.  В это  же время трубач Майлз Дэвис впервые посещает Париж, знакомя старый континент со стилем бибоп. Парижские поклонники джаза в восторге от новых звучаний.

Сорок лет спустя, в отеле «Луизиана» в Париже, одинокий квебекец (Робер), зависший между Парижем и Нью-Йорком, тщетно пытается забыть своего бывшего любовника. Его эмоциональные муки зарифмованы с мучительной  зависимостью Кокто от опиума и Дэвиса от героина. Строки Кокто и блюзовые ноты выдающегося джазмена сопровождают  прыжок в ничто. В сущности, это спектакль  об отчаянном усилии одинокого человека заглянуть внутрь себя, чтобы попытаться победить боль и освободиться от  любовной зависимости.

Алан Платель, «Не спать» («Nicht Schlafen»), хореографический спектакль танцевальной группы  Les ballets C de la B. Пермский оперный театр, 19 и 20 мая

Алан Платель мастерски создает сложные пластические партитуры: человеческое тело для него – материал для выражения заостренных социальных высказываний и философских  размышлений о судьбах человечества, транслируемых предельно эмоционально. Магия движения, чудовищно вывороченные позы, захлестывающая экспрессия страдания —  вот его язык. Со своей танцевальной компанией Les ballets C de la B, основанной им в 1984 году в Генте, Платель ставит спектакли, которые невозможно забыть: истинные симфонии боли, страха – но и надежды, и преодоления.

Несколько лет назад на Дягилевском фестивале показывали его C(h)oerus. Нынешним летом Платель везет в Пермь спектакль Nicht Schlafen, на музыку Малера, перемешанную с африканскими ритуальными песнопениями и ритмами, звоном коровьих колокольцев и шумным дыханием спящих животных. Звуковой ландшафт спектакля создал постоянный соавтор Плателя Стивен Пренгельс.

В переломный момент в спектакле звучит музыка Баха.

Говорит Алан Платель: «Как в фильмах Хичкока, Бах продолжает появляться в моих постановках. Это похоже на фетиш. Бах успокаивает меня… Отрывок из кантаты Баха Den Tod niemand zwingen kunnt звучит в важный поворотный момент: когда показано, что смерть может быть ритуализирована по-новому. Для меня ритуализация смерти является главной темой Nicht schlafen».

Мировая премьера состоялась в сентябре 2016 года в Бохуме, на фестивале Ruhrtriennale.

Ensemble Modern, Органный зал, 18 июня

Ensemble Modern на Дягилевском фестивале, 2012

«Ансамбль Модерн» —  пожалуй, лучший в мире коллектив, исполняющий современную музыку. Он был основан в 1980 году и снискал мировую известность как первый исполнитель опусов ведущих композиторов ХХ века. Ансамбль уже приезжал на фестиваль в 2012 году. В этот раз в программе заявлены опусы Сальваторе Шаррино и Георга Фридриха Хааса, двух ведущих композиторов XXI века.

Кипрские песнопения. Концерт ансамбля старинной музыки Graindelavoix. Частная филармония «Триумф», 20 июня

Graindelavoix возвращается на Дягилевский фестиваль с новыми артефактами из своего богатого репертуара. Если в 2016 году бельгийский вокальный ансамбль познакомил публику с наследием Чиприано де Роре, то в 2018-м он представит старинную духовную музыку Южной Европы. Греко-византийские, греко-арабские и мариотские песнопения прозвучат в сочетании с произведениями фламандского композитора XV века Жана Анеля, который провел большую часть жизни на Кипре. Два года назад сборник с произведениями этого мастера был издан ансамблем на лейбле Glossa.   

«Лунный Пьеро», вокально-инструментальный цикл  Арнольда Шёнберга. Частная филармония «Триумф», 21 июня

Сцена из оперы «Носферату», 2014. В роли Зеркала Трех Грай — Элени-Лидия Стамеллу

«Лунный Пьеро» — типичный образец австрийского музыкального экспрессионизма. Музыка цикла безусловно атональна – но это еще не серийная музыка, к которой Шёнберг придет позже. Драматургию «Пьеро» пожалуй, можно сравнить с сардонической ухмылкой убийцы, постепенно превращающейся в жуткий оскал смерти. Написанный в 1912 году  на стихи бельгийского поэта-символиста  Альбера Жиро, цикл впервые представляет в полном виде технику Spreschgesang —  вокальной речитации, средней между чтением и пением. Круг образов — луна,  Пьеро, таинственная ночь, тревожность, переходящая в ужас.  Основное настроение — всепроникающая ирония, которая, при ближайшем рассмотрении, оказывается тончайшей перверсией специфической шенберговской лирики. Исполняют ансамбль музыкантов оркестра MusicAeterna под управлением Теодора Курентзиса. Солистка – Элени-Лидия Стамеллу, выпускница музыкальных Академий во Фрайбурге, Болонье и Вене. За роялем – Александр Мельников.

Густав Малер, Четвертая симфония и цикл «Волшебный рог мальчика». Пермский оперный театр, 24 июня

Программа фестиваля традиционно завершится исполнением симфонии Малера. В этом году Теодор Курентзис с оркестром MusicAeterna исполнят самую классичную Четвертую симфонию Малера. Небольшой оркестр, прозрачность фактуры, ясная структура основных тем первой части с очевидностью  указывает на стилизацию классических форм – и, более того, на вполне классический тип выражения. Дополнят программу песни из «Волшебного рога мальчика» на тексты из сборника Арнима и Брентано, одна из которых — «Мы вкушаем небесные радости» — введена Малером и в финал симфонии.


Текст: Гюляра Садых-заде

Фото: Bernard Stofleth, Алексей Гущин