7 ноября 2018

Выбор критика: всё, что нужно успеть в 2018-м, по версии Саши Карповой

17 Broodthaers © Achim Hatzius

До конца года осталось меньше двух месяцев, но этого времени вполне хватит на то, чтобы познакомиться с главными трендами художественного процесса, которыми отметился 2018-й. Среди них: охвативший весь мир бум синтеза искусства и новых технологий, чисто петербургский феномен возвращения квартирных выставок в духе апт-арта 80-х годов, а также фокус на искусство Прибалтики, связанный с повышенной культурной активностью региона. Мы выбрали самое интересное не только в Петербурге, но и за его пределами, чтобы обрисовать контекст, в гуще которого происходит формирование локальных тенденций и событий.

Интеллектуальный марафон «Здесь и сейчас. Насколько современно современное искусство?!»
Главный штаб, Санкт-Петербург
15.11.2018

Кадр из фильма «Бедные люди. Кабаковы». Режиссёр Антон Желнов. 2018

Кажется, Культурный форум, по традиции проходящий в ноябре, призван противодействовать впаданию местного арт-сообщества в зимнюю спячку и подстегнуть его активность. Одно из главных событий в программе — интеллектуальный рейв в Эрмитаже, то есть череда дискуссий про самое актуальное вперемешку с настоящими художественными действиями. В этот раз ведущие умы музеев, театров, музыки и кино будут выяснять, что такое современность в искусстве. Подсказку к ответу на этот вопрос даст звёздный спикер, открывающий марафон, — профессор компьютерных наук из Нью-Йорка Лев Манович, чья тема доклада звучит как «Искусственный интеллект и будущее культуры». Из того, что нельзя пропустить в эту бурную ночь разговоров об искусстве: показ фильма «Бедные люди. Кабаковы», перформанс Елены Ковылиной и традиционное чтение «Илиады» Гомера Дмитрием Озерковым, закрывающее марафон ровно в полночь.

Егор Крафт. Akkta
Anna Nova Gallery, Санкт-Петербург
09.11.2018 — 02.02.2019

Егор Крафт. Content Aware Studies

Тему инновационных технологий исследует и Егор Крафт: на его персональной выставке представлен проект Content Aware Studies, над которым художник работает совместно с искусственным интеллектом. С его помощью он восстанавливает утраченные фрагменты античных фризов и скульптур, но в процессе такой реконструкции зачастую появляются ошибки, представляющие особый интерес не только для изучения возможностей компьютера, но и для выявления характерных черт новой глитч-эстетики, порождаемой машинами. Вообще, Егор отличается страстью к интеллектуальным хулиганствам, что можно заметить по многим его экспериментальным проектам, документация которых стала частью экспозиции в Anna Nova Gallery. То он фальсифицирует факт об открытии нового цвета, то осуществляет интервенцию в магазин H&M, размещая там футболки со своими принтами, и всё это ради исследования манипулятивных свойств медиа или критики автоматической культуры потребления. Был бы жив Жан Бодрийяр, в своих философских трудах заострявший внимание на остром чувстве утраты реальности современным миром, он бы высоко оценил такие попытки её художественного возвращения.

«Новое состояние живого»
Музей современного искусства PERMM, Пермь
28.11.2018 — 17.02.2019

Саша Спачал, Мирьян Швагель, Анил Подгорник (Словения). Моясвязь. 2013. Межвидовой симбиотический коннектор, осуществляющий связь человека и грибницы. © Фото: Дамиан Шварц

Тем временем в Перми Дмитрий Булатов, известный дока в области взаимоотношений искусства и высоких технологий, задумал превратить Музей современного искусства в научно-художественную лабораторию. Под его кураторским руководством участники проекта со всего мира (нашу страну представляют всё тот же Егор Крафт и творческое объединение «Куда бегут собаки») покажут возможности применения робототехники, информационных технологий и биомедицины в актуальной художественной практике. Лучшее время для посещения выставки — 29 и 30 ноября, когда на площадке будет проходить научная конференция «Новое состояние живого: глубокие медиа», где в качестве спикеров выступят Ребека Блесинг (профессор Университета штата Мичиган, Ист-Лансинг), Дмитрий Галкин (профессор Томского государственного университета), Лаура Белофф (профессор ИТ-университета Копенгагена) и другие международные эксперты; на повестке дня будут новые стратегии в современном искусстве. Отличный повод, чтобы наконец-то побывать в Перми!

Out of Body: Sculpture Post-Photography
bitforms gallery, Нью-Йорк
27.10 — 02.12.2018

Карла Ганнис. Происхождение Вселенной. № 3. 2017–2018

Cамым ярым фанатам новых медиа стоит добраться до нью-йоркской галереи, специализирующейся на инновационном искусстве — bitforms. Здесь кураторы Клодиа Харт и Сьюзен Сайлас пытаются выяснить, как технологические изменения повлияли на такие традиционные жанры, как фотография и скульптура. Для этого они собрали на выставке работы пяти художниц, разрабатывающих темы сексуальности, тела и идентичности в контексте переосмысления понятия подлинности, связанного с широким распространением компьютерного моделирования реальности. Например, скульптура Карлы Ганнис — это аллюзия на скандально известную работу Гюстава Курбе, но в её интерпретации тайну «происхождения мира» от нас скрывает айфон. Впрочем, вопрос можно поставить гораздо шире: открываем ли мы себе весь мир, используя мобильные устройства, или, наоборот, закрываемся от него? Задуматься об этом стоит уже сейчас, пока мы не оказались в постапокалиптическом будущем, описанном Мишелем Уэльбеком в романе «Возможность острова».

MO Museum
Музей современного искусства, Вильнюс
Открытие 18.10.2018

Музей современного искусства, Вильнюс

Ещё одно путешествие, без которого нельзя обойтись в этом году, — поездка в Вильнюс и посещение только что открывшегося по инициативе коллекционеров Дангуоле Буткене и Виктораса Буткуса Музея современного искусства. Те, кто был на первой Рижской биеннале, смогли оценить большой потенциал региона, этим летом заставившего заговорить о нём если не весь мир, то всю Европу. Осенью же эстафету информационных поводов у столицы Латвии переняла столица Литвы — с новостью об MO, здание для которого было спроектировано Даниэлем Либескиндом, известным по проектам Еврейского музея в Берлине и Денверского художественного музея. Однако не только его архитектура достойна пристального изучения, но и сама коллекция, насчитывающая около пяти тысяч работ литовских художников начиная с 1950-х годов. Пожалуй, впервые зрителям предоставляется возможность увидеть целый пласт местного искусства, оказавшийся сосредоточенным в частных руках и поэтому долгое время скрытый от глаз широкой публики.

Катя Гранова. «Чердак вуайеристки»
FFTN, Санкт-Петербург
23–27.11.2018

Катя Гранова. Без названия. 2018

На родных болотах тоже есть новые любопытные точки художественной активности, и одна из них — FFTN. Название «мéста для кураторских и художественных экспериментов» легко запомнить, если знать расшифровку аббревиатуры — fifteen, то есть «пятнадцать»: мистическое число как для основателя пространства Ильи Гришаева, так и для его куратора Ирины Аксёновой. Именно благодаря Илье, чья мастерская ровно год назад перевоплотилась в FFTN, произошел локальный камбэк к моде на квартирные выставки. За это время в маленькой комнатке два на два метра было показано около 30 проектов, в том числе пермских друзей художника, но не только их. Скоро уже второе соло-шоу здесь покажет Лиза Бобкова, а 23 ноября откроется выставка Кати Грановой под интригующим названием «Чердак вуайеристки», проникнутая бордельной эстетикой и наполненная экспрессивными мужскими ню. Помимо живописи, художница обещает продемонстрировать ещё и видео, в котором «мужское тело представлено как метафора географической экспедиции в Арктику». Пропустить нельзя, это очевидно.

«Группа поддержки встревоженных эросом»
Коммунальная галерея «Егорка», Санкт-Петербург
27.10 — 18.11.2018

Валентина Петрова. Без названия. Цифровая живопись. 2013

Главной же квартирной галереей города стала «Егорка», благодаря активности кураторов Ани Терешкиной и Насти Макаренко, организовавших художественный движ прямо в коммуналке. Неудобное искусство — оно всё здесь: с порога вы уже испытываете неудобство проникновения в чужое логово, в котором экспозиция соседствует с деталями повседневного быта. Это то место, где невозможно понять, является ли стоящая на плите кастрюля продолжением серии рисунков, расположенных прямо над ней, или нет. Любая выставка здесь превращается в тотальную инсталляцию, поскольку впечатления от самой локации настолько сильны, что многие объекты теряются в её дурманящем микрокосме. Сейчас коммунальную галерею оккупировала выставка «Группа поддержки встревоженных эросом», идея которой появилась из синхронных тревожных состояний её влюбленных участников. Легко догадаться, что большинство представленных работ являют собой сгусток романтических рефлексий, чуждый свободному сердцу посетителя, но если вы вдруг страдаете от неразделённой любви, есть шанс, что экспозиция поспособствует скорейшему выздоровлению от этого чувства.

«Неожиданный Малевич. Из архива А. А. Лепорской, подаренного Русскому музею»
Михайловский замок, Санкт-Петербург
15.11.2018 — 14.01.2019

Казимир Малевич. Женский портрет (Портрет матери?). 1900-е. ГРМ

Неожиданные нюансы порой скрываются в самых классических сюжетах, что доказывает Русский музей. Все знают Казимира Малевича как основоположника супрематизма и автора самого нашумевшего произведения искусства XX века — «Чёрный квадрат», но мало кто знает его как гениального рисовальщика. Именно в этом амплуа художника показывает выставка графических работ из архива его учеников и единомышленников, подаренных музею Раисой Стримайтис по инициативе Нины Суетиной. Нигде ранее не выставлявшиеся 117 рисунков не только отражают мастерство Малевича как графика, но и демонстрируют его поиски стиля, где он обращается к традициям фовизма и кубофутуризма. Велика вероятность, что истоки тех идей, что художник реализовал в своих знаковых работах, стоит искать именно в этих зарисовках, играющих для нас роль художественных улик, по которым мы до сих пор пытаемся раскрыть загадку одного из самых ярких представителей русского авангарда.

«Марсель Бротарс. Поэзия и образы»
Музей современного искусства «Гараж», Москва
29.09.2018 — 03.02.2019

Марсель Бротарс. Разговоры, тексты, копии. 1972–1973. Фото: Estate Marcel Broodthaers

В Москве же по традиции, сложившейся ещё в 70-х, продолжают тянуть лямку концептуализма. И пока Третьяковская галерея показывает «В будущее возьмут не всех» Ильи и Эмилии Кабаковых, «Гараж» даёт уникальную возможность посмотреть на бельгийского мэтра концептуального искусства и сравнить его с отечественными мэтрами. Марсель Бротарс, чья ретроспектива впервые привезена в Россию, был, кажется, создан для того, чтобы пройти сложный путь из поэта в художники и тем самым подчеркнуть литературную природу концептуального искусства. Его первая работа представляла собой полсотни нераспроданных сборников собственных стихов, залитых от отчаяния гипсом. Мог ли художник предположить тогда, что его произведение попадёт в одну из самых больших коллекций искусства в Бельгии — S.M.A.K., а его самого будут ставить в один ряд с Рене Магриттом? Вряд ли, особенно принимая во внимание тот факт, что он активно занимался институциональной критикой. Наиболее красноречиво она прозвучала в проекте «Музей современного искусства. Отдел орлов», по иронии судьбы во многом повлиявшем на ключевые стратегии сегодняшних художественных институций.

Донна Хуанка. Piedra Quemada
Нижний Бельведер, Вена
28.09.2018 — 06.01.2019

Вид экспозиции Донны Хуанки Piedra Quemada

Закончить культурную программу года хочется яркой, словно международный синий Кляйна, и мистической, как тексты Карлоса Кастанеды, экспозицией. Именно такая разместилась в венском Бельведере, где боливийско-американская художница Донна Хуанка показывает свою персональную выставку. По официальной версии, её проект вступает в диалог с работами Эгона Шиле, но и без влияния Ива Кляйна, чью традицию антропометрий она продолжает, тут явно не обошлось. Правда, в отличие от французского художника, который превращал в перформанс сам процесс создания холстов с отпечатками выкрашенных натурщиц, Хуанка не демонстрирует зрителю рабочие моменты — она делает моделей, расписанных красками, частью своего масштабного мультисенсорного произведения искусства, которым становится вся выставка, включающая в себя живопись, звук, видео и импровизацию участников художественного действа. Пусть к дону Хуану художница совершенно не имеет отношения, но её искусство оказывает не менее психоделическое воздействие, чем учение индейского шамана.


Текст: Саша Карпова

Заглавная иллюстрация: Марсель Бротарс. Декор. Завоевание. 1975. Реконструкция комнаты XX века. © Achim Hatzius. Фонд V-A-C, Москва