6 декабря 2017

Перформансы, медиапоэзия и «горизонтальный театр» на фестивале NET

4771a88acb36e534d27a32e58dff1aa2

С 8 ноября по 14 декабря в Москве проходит Международный театральный фестиваль NET («Новый европейский театр»). Главная цель фестиваля — познакомить зрителя с современным российским и европейским театром, который не просто нарушает привычные театральные границы, но отрицает любые клише в искусстве.

Фестиваль был создан в 1998 году театральными критиками Мариной Давыдовой и Романом Должанским. Именно здесь — впервые в России — были представлены спектакли выдающегося британского режиссера Кэти Митчелл и бельгийского художника, перформера и режиссера Яна Фабра. В этом году зрителей ждет настоящий подарок: постановка «Великий укротитель» триумфатора Авиньонского фестиваля 2017 года, греческого режиссера Димитриса Папаиоанну и интерактивный спектакль «Наизусть» португальского режиссера Тьягу Родригеша, который также был в Авиньоне в этом году со спектаклем «Дыхание» (Sopro).

Программа фестиваля состоит из нескольких частей. Хедлайнерами двух основных частей, помимо Папаиоанну и Родригеша, можно, безусловно, назвать режиссера Бориса Юхананова и художника Елену Коптеву, создавших видеоинсталляцию «Тающий апокалипсис», а также Василия Березина с его панк-оперой «Евангелие». Особый интерес представляет серия мультижанровых перформансов на сцене Театра Наций, например «Градостроительство», рассказывающий о слиянии архитектуры, танца и текста на основе известных трактатов Адольфа Лооса и Ле Корбюзье.

NET 2017 — это еще и Фестивальный клуб: что-то вроде лаборатории по междисциплинарным практикам с углублением в пограничные виды искусств (анимация, кино, медиапоэзия). Один из таких экспериментов — кинопроект «Последний год в “Фольксбюне” / Уходящая эпоха Франка Касторфа», который демонстрирует видеозаписи спектаклей культового немецкого театра, включая последнюю премьеру Касторфа в этих стенах — «Фауст».

Кроме того, впервые за 19-летнюю историю существования фестиваля его off-программа проходит в Санкт-Петербурге. Она посвящена феномену «горизонтального театра». Автор идеи, режиссер Борис Павлович, говорит: «Границы явления, которое мы условно назвали “горизонтальным театром”, очертить трудно. Отрицание вертикальной иерархической структуры. Интерес к жизни другого. Выход за пределы герметического художественного произведения, вторжение в реальную жизненную ситуацию, попытки ее моделировать и модерировать. Можно сказать, что этика в большей степени роднит эти работы, чем эстетика».

Одно из самых любопытных событий «горизонтального фестиваля» — спектакль «Разговоры» в новом пространстве на набережной Мойки. В его основе — диалоги петербургских литераторов XX века, которые стали поводом для импровизации профессиональных актеров и людей с расстройством аутического спектра — студентов центра «Антон тут рядом». Разговоры за большим столом — почти мифология петербургской/ленинградской культуры. В философских диспутах за чашкой чая или чтением стихов на подоконнике режиссер и его соавторы исследуют антропологию города на Неве.

Текст: Олеся Пушкина

Фото на заглавной иллюстрации: gazeta.ru