6 декабря 2017

Перформансы, медиапоэзия и "горизонтальный театр" на фестивале NET

4771a88acb36e534d27a32e58dff1aa2

С 8 ноября по 14 декабря в Москве проходит Международный театральный фестиваль NET – Новый Европейский театр. Главная цель фестиваля – познакомить зрителя с современным российским и европейским театром, который не просто нарушает привычные театральные границы, но отрицает любые клише в искусстве.

Фестиваль был создан в 1998 году театральными критиками Мариной Давыдовой и Романом Должанским. Именно здесь − впервые в России – были представлены спектакли выдающегося британского режиссера Кэти Митчелл и бельгийского художника, перформера и режиссера Яна Фабра. В этом году зрителей ждет настоящий подарок – постановка «Великий укротитель» триумфатора Авиньонского фестиваля 2017 года греческого режиссера Димитриса Папаиоанну и интерактивный спектакль «Наизусть» португальского режиссера Тьяго Родригеса, который также был в Авиньоне в этом году с спектаклем «Дыхание» («Sopro»).

Программа фестиваля состоит из нескольких частей – две основных, хедлайнерами которых, помимо Папаиоанну и Родригеса, можно, безусловно, назвать режиссера Бориса Юхананова и художника Елену Коптеву, создавших видеоинсталляцию «Тающий Апокалипсис», а также Василия Березина с его панк-оперой «Евангелие». Особый интерес представляет серия мультижанровых перформансов на сцене Театра наций: например, «Градостроительство», рассказывающий о слиянии архитектуры, танца и текста на основе известных трактатов Адольфа Лооса и Ле Корбюзье.

NET-2017 – это еще и Фестивальный клуб − что-то вроде лаборатории по междисциплинарным практикам с углублением в пограничные виды искусств – анимация, кино, медиапоэзия. Один из таких экспериментов – кинопроект «Последний год в Фольксбюне/Уходящая эпоха Франка Касторфа», который демонстрирует видеозаписи спектаклей культового немецкого театра, включая последнюю премьеру Касторфа в этих стенах − «Фауст».

Кроме того, впервые за 19-летнюю историю существования фестиваля его OFF-программа проходит в Санкт-Петербурге. Она посвящена феномену «горизонтального театра». Автор идеи − режиссер Борис Павлович − говорит: «Границы явления, которое мы условно назвали «горизонтальным театром» очертить трудно. Отрицание вертикальной иерархической структуры. Интерес к жизни другого. Выход за пределы герметического художественного произведения, вторжение в реальную жизненную ситуацию, попытки ее моделировать и модерировать. Можно сказать, что этика в большей степени роднит эти работы, чем эстетика».

Одно из самых любопытных событий «Горизонтального фестиваля» − спектакль «Разговоры» в новом пространстве на набережной Мойки. В его основе – диалоги петербургских литераторов XX века, которые стали поводом для импровизации профессиональных актеров и людей с расстройством аутического спектра – студентов центра «Антон тут рядом». Разговоры за большим столом – почти мифология петербургской/ленинградской культуры. В философских диспутах за чашкой чая или чтением стихов на подоконнике режиссер и его соавторы исследуют антропологию города на Неве.

Текст: Олеся Пушкина

Фото обложки: gazeta.ru