17 июля 2018

Gamma: что слушать на фестивале в 2018-м

2017 gamma — копия

С 19 по 22 июля в Петербурге в третий раз пройдет Gamma — масштабный фестиваль электронной музыки и искусств. Masters Journal попросил музыкального обозревателя Никиту Величко выбрать главное из лайн-апа Gamma — для тех, кто любит и искусство и техно.  

От редакции: в прошлом году Gamma запустила платформу для художников под названием «Артификация» — в результате открытого конкурса авторы получают возможность реализовать свои проекты на площадках фестиваля. Тема «Артификации» в 2018-м — «Адаптация», художники представляют работы в рамках четырех направлений (паблик-арт, медиаарт, саунд-арт и art & science) и двух спецпроектов (Recycle и Video art). В списке участников — более 30 человек, выбранных кураторами: в их числе, например, Эльдар Ганеев из арт-группы ЗИП, известный по броским слоганам на городских улицах Илья Мозги и др. Что у них получится в локациях Gamma — станет ясно уже после открытия фестиваля, а вот про музыку кое-что все-таки понятно заранее.

Открытие

Gamma стартует 19 июля во дворце Белосельских-Белозерских на Невском проспекте — c концерта Хаушки. Хаушка — это немецкий пианист и композитор Фолькер Бертельманн, когда-то пожелавший взять звучный восточноевропейский псевдоним и для этого позаимствовавший фамилию не самого известного чешского музыканта. Хаушка — адепт подготовленного фортепиано, игравший в хип-хоп-группе, записывавший ремиксы на хаус и техно, а в 2017-м номинировавшийся на «Оскар» за саундтрек к фильму «Лев». Хаушку часто называют экспериментатором, но правда это лишь отчасти: он любит класть на струны и молоточки фортепиано предметы самых разнообразных форм, от скотча до мячей для настольного тенниса, притом композиции у Хаушки выходят вполне мелодичные и приязненные для широкой публики. Термин «неоклассика» Хаушка не любит — считает такую музыку «простой и слащавой».

Дискуссии и A/V-концерты

Важное нововведение в программе Gamma, обещающее стать ежегодным, — профессиональный форум Gamma_Pro, который пройдет в студии «Ленфильм» 20–21 июля. На него пригласили представителей различных фестивалей и музыкальных организаций, среди которых — MUTEK из Канады, российские Arma17 и Synthposium, немецкие CTM FestivalRaster Media и многие другие. Два дня на «Ленфильме» будут идти дискуссии и открытые интервью на темы вроде «Аудиовизуальное искусство сегодня» и «Российская фестивальная культура».

В день открытия форума, 20 июля, в концертном зале «Ленфильма» при поддержке MUTEK пройдет несколько аудиовизуальных концертов. Первым выступит Loscil — канадец Скотт Морган, сочиняющий заупокойный эмбиент и превращающий выступления в абстрактные повествования, где картинка не менее важна, чем звук. Вторым будет Deadbeat — также канадец по имени Скотт, но с фамилией Монтиет, ныне житель Берлина и автор глубинно-дабовой, медитативной электроники. За картинку на выступлении Deadbeat отвечает Push 1 stop из Монреаля, изменяющая формы световых текстур. Последними выступят Maotik и Николá Мельманн, аргентинец и француз, больше работающие с цветовым восприятием аудитории.

Все оттенки техно

Основная часть программы — 21 июля, вечерне-ночное мероприятие на шести сценах, обустроенных на заводе имени Степана Разина. Кроме эмбиентных и экспериментальных концертов здесь будет большой рейв с огромным разнообразием техно-музыки.

Адептам прямолинейного техно наверняка интересен целый десант классиков жанра — все они, как водится, из Германии. Ancient Methods, играющие четко и грозно, приедут в оригинальном составе — дуэтом. Близкий им по духу Тобиас Фройнд, или Tobias, — артист лейбла Ostgut Ton, связанного с клубом Berghain, — сыграет сольно и в проекте NSI. В приемах Тобиаса чувствуется, что он в самом деле помнит техно 1980-х и 1990-х. В рамках NSI он и другой немецкий мастер, Макс Лодербауэр, будто разговаривают друг с другом в механических пьесах, под рассыпчатые биты пересобирая элементы электронной и классической музыки.

Byetone — один из основателей техно-лейбла Raster Noton, часто приезжавший в Москву и даже как-то добравшийся до Сибири. Он выступит с новой концертной программой, недавно впервые опробованной в берлинском Funkhaus. Роберт Липпок, которого Byetone выпускал на своем лейбле и который исповедует те же ценности, — постоянный гость Gamma: он сыграет здесь третий год подряд.

Два менее известных артиста из Германии — Naty Series, пишущая детализированное минимал-техно, и коллекционер YNK, играющий в разных жанрах и темпах.

Американец Майк Паркер доводит монотонность и гипнотичность жанра до предела, закольцовывая в треках один и тот же мотив. Шумнее и грязнее остальных играют американец Drumcell, в прошлом участник нескольких калифорнийских нойз- и индастриал-групп, канадцы O/h, приезжающие с шумовым концертом, и канадцы же Orphx, играющие нойзовое техно с влиянием традиций индастриала. Француз Shlømo (не путать с лос-анджелесцем), напротив, сочиняет техно более мягкое и разреженное.

Другие концерты и местная сцена

Shlømo выступит и под своим настоящем именем — Шон Барон-Карве — с торжественным эмбиент-концертом. Другое интересное выступление обещает Roll The Dice — дуэт, в котором играет шведский экспериментатор Педер Маннерфельт. Roll The Dice смешивают классические мотивы с электроникой, причем делают это исключительно монументально, будто сочиняя музыку к апокалиптическому триллеру: в нескольких альбомах они стремились охватить всю историю развития западной цивилизации.

Резиденты сразу двух российских электронных объединений — организаторов фестиваля m_division и празднующих в этом году 10-летие Arma17 — выступят на Gamma. В сетах и тех и других можно услышать как функциональную танцевальную музыку, так и эксперименты на стыке жанров. Точно стоит обратить внимание на постоянно меняющегося, но всегда неистового казанца Vanya Limb, сочиняющего звуковые полотна на техно-основе Eye Que, экспериментальный сет дуэта АИГЕЛ и на диджеев: Module Werk (программный директор клуба Blank, большой любитель электро), Shutta (один из самых востребованных диджеев, часто играющий брейкбит) и Eostra (автор серии эклектичных вечеринок Sumeba Miyako, отвечающий за пятницы в клубе Stackenschneider).

Топ-5: кого точно не пропускать в основной программе

В жанровом разделе «техно» — еще три прекрасных артиста. DVS1 — американец, играющий одновременно жестко и строго, чувственно и эмоционально. Австриец Codex Empire пишет злостное, напористое, детализированное индастриал-техно на cтыке с EBM. Cio D’Or — жительница Кёльна, треки которой звучат минималистично, живописно и завораживающе.

Edward — берлинский диджей и участник объединения Giegling, приезжавшего с шоукейсом на Gamma в прошлом году, — сочиняет хаус, танцевальный и в то же время немного психоделический, по-хорошему странный. Канзасский продюсер Huerco S от хауса и техно перешел к эмбиенту, сегодня он — один из самых вдумчивых и искусных авторов этой музыки на планете.

Афтепати

Последний день фестиваля пройдет в петергофской резиденции QuartaRiata. Сыграют мультиинструменталист-меланхолик Питер Бродерик и Drumcell (под псевдонимом Hypoxia) с эмбиентно-нойзовой программой. Будут также диджей-сеты, например совместный сет Майка Паркера и Cio D’Or. Завершится все только в понедельник утром.


Текст: Никита Величко

Фото: официальная группа фестиваля Gamma в «ВКонтакте»