Широко открытыми глазами

Мастерская Дмитрия Брусникина "Лес" (Москва)

До старта крупнейшего в России фестиваля современного танца — петербургского Open Look — осталось меньше месяца. О спектаклях и перформансах, которые обязательно нужно увидеть на фестивале в этом году, рассказывает критик Ника Пархомовская.

Обычно Open Look проходит в начале лета, но в этом году его потеснили события государственной важности (то есть футбол, внезапно оказавшийся одним из них). На сей раз фестиваль проводится в августе, хотя и в несколько усечённом варианте без ставшей традиционной программы Russian Look, своеобразного «особого взгляда» критиков и экспертов на российский танец. Но в программе все равно немало ярких событий.

Кто в лес, кто по камни

Открывается Open Look ХХ довольно необычно, а именно — на улице. 14 августа на Пионерской площади, перед ТЮЗом, состоится любопытнейшее open-air-шоу, ловко балансирующее на грани между физическим театром, современным танцем и народным фольклором. Режиссер Дмитрий Мелкин, известный своими синтетическими экспериментами в самых разных жанрах, смело объединяет в спектакле, основанном на философском труде Владимира Бибихина, живое пение и движение, разговор о материи и азартную игру молодых актеров — студентов Мастерской Дмитрия Брусникина. Мелкина давно интересуют экзистенциальный цирк, жизнь человеческого духа, переданная через жизнь тела (не случайно он называет своими учителями Анатолия Васильева и Мина Танаку), необычная пластика.

Но спектакль у молодых брусникинцев, полюбившихся московским зрителям еще по пронзительному «До и после» Михаила Дурненкова в Новом пространстве Театра Наций, получился не экстремальный, а очень светлый, безо всякого намека на ужасы современного бытия. Действие происходит в лесу, персонажи как будто из него и не выходили вовсе. Лес этот может неожиданно вырасти посреди асфальтовых джунглей Москва-Сити или на сцене Центра имени Мейерхольда, в городском сквере или театральном пространстве. Главное, что артисты в простых белых рубашках чувствуют себя среди ветвей, листьев, песка и камней так естественно и гармонично, что зрителям тоже невольно начинает казаться, будто они в том самом лесу, где можно очиститься и причаститься.

В еще одном спектакле основной программы — «Камилле» Анны Гарафеевой и Ко — также возникает тема соотношения человека и природы, человека и Вселенной, но обыгрывается она совершенно иначе, совсем в другом ракурсе и под иным углом. Натуральный мрамор тут становится метафорой творческого прозрения и одновременно женского отчаяния, а тонна манной крупы, рассыпанная на полу художницей Ксенией Перетрухиной, — полем для самокопания и раскапывания трагических бездн: эти бездны по плечу только таким направлениям современного искусства, как японский танец буто, специалистом по которому и является Гарафеева (кстати, тоже ученица Васильева и Танаки).

Электронная музыка Алексея Ретинского вступает в сознательный диссонанс с томительным бегом по кругу Камиллы — любовницы и музы Огюста Родена, сошедшей с ума от личной и творческой нереализованности, а пронзительный light design Ивана Матиса в конце концов погружает танцовщицу и единственную героиню спектакля в кромешную тьму, оставляя зрителям лишь внешний источник света где-то далеко за пределами сцены да холмики белоснежной, будто бы каменной, пыли, переливающейся в темноте.

Классика и современность

Программа Open Look ХХ осмысляет не только место человека в этом мире, но и историю современной культуры, работает с клише и стереотипами, ходячими сюжетами и вечными темами. Первыми на тропу исследования выйдут танцовщики из Корейской национальной компании современного танца, которые под руководством хореографа Ан Сын-су исполнят свои «Рассуждения о “Весне священной”. Образ розы». Пожалуй, нет в мире современного танца более заветного произведения, чем ранний шедевр Стравинского. По большому счету, именно с балета Нижинского и началась столетие назад вся современная хореография, не говоря уже о последующих работах Пины Бауш или Мориса Бежара.

В этот раз мы познакомимся с южнокорейской версией главного танцевального хита ХХ века. Правда, вместо сложного для азиатского уха (и народных инструментов) Стравинского спектакль будет исполнен под специально для него написанную минималистскую музыку Ра Есон. Но это, наоборот, придает постановке свежесть и этнический колорит: хореографу Сын-су было важно поработать именно с национальным мифом и отличным от европейского пластическим рисунком. В итоге получилось полнометражное танцевальное шоу с любопытной техникой, лихо совмещающей элементы корейского традиционного танца, классического балета и хип-хопа. В спектакле тщательно работают с дыханием, звучит отчетливая барабанная дробь, максимально структурированы массовые сцены и поставлены идеально слаженные дуэты. Судя по записям (корейцы едут в Россию впервые), «Рассуждения» — одновременно и шоу японских барабанщиков, и высококлассный балет на льду, и работа самой дисциплинированной компании современного танца в мире (шансы увидеть которую в Петербурге вне фестивального контекста равны нулю).

Korea National Contemporary Dance Company «Рассуждения о «Весне Священной». Образ Розы» (Южная Корея)

 

Другое переосмысление классического — на сей раз театрального — сюжета представит публике хореограф Ксения Михеева, хорошо известная поклонникам отечественного современного танца еще своими екатеринбургскими произведениями. Пластический спектакль «Гроза» создан в Доме танца «Каннон Данс» по мотивам пьесы Островского, но о трагедии Катерины тут скорее напоминает общее настроение, чем сюжетная канва. Герои томятся от духоты в тесном провинциальном мирке и мучительно ждут грозы, которая смоет их страхи, ненависть друг к другу, фальшь и лицемерие. Однако гроза все не наступает, и людям приходится как-то справляться самим, что получается, по всей видимости, из рук вон плохо.

Еще один важнейший литературный текст переосмыслили и «перевели» на язык танца в «Балете Москва». Хореографы Анастасия Кадрулёва и Артем Игнатьев вместе с французским композитором Энтони Рушье (aka A.P.P.A.R.T.) и художником Дмитрием Разумовым сочинили танцевальный спектакль «В режиме ожидания Годо» по мотивам культовой абсурдистской пьесы Сэмюэла Беккета. Фабула первоисточника тут тоже оказалась отброшена за ненадобностью, а главной стала тема ожидания. В спектакле даже появилось специальное место — так называемое лимбо, где все ждут непонятно чего, не знают, дождутся ли и стоит ли им вообще ждать.

Если эта трактовка Беккета по каким-то причинам покажется вам недостаточно убедительной, то на фестивале покажут еще одну — моноспектакль Валерии Каспаровой в хореографии Ксении Михеевой. Количество персонажей здесь, в отличие от московской постановки, сужено до предела. Разных героев танцует одна и та же исполнительница, вынужденная максимально менять пластический рисунок, технику и характер, чтобы за каких-то полчаса перевоплотиться из Поццо в Лакки и т. д.

В режиме ожидания

Главные хиты фестиваля, самые ожидаемые его спектакли работают не с чужими, но с персональными мифами: постановщики осмысляют не чью-то, а собственную идентичность. Знаменитая танцевальная компания Vertigo из Израиля покажет на Open Look спектакль «Рождение Феникса», каждый раз создающийся заново: он предназначен не для классической сцены-коробки, а для различных нетеатральных пространств, которые Vertigo осваивают с нуля. В 2011-м спектакль получил специальную премию Министерства культуры и спорта Израиля за лучший сайт-специфик-проект, но с недавнего времени его адаптировали и для помещений, так что где именно Феникс родится на сей раз — пока остается тайной.

Другие звезды фестивальной программы — Челябинский театр современного танца — покажут свой «Картон». Идея спектакля родилась у руководителя театра Ольги Поны случайно, когда она услышала историю создания некоторых пьес Ивана Вырыпаева. Тот специально покупал билет в купейный вагон поезда дальнего следования, чтобы дописать давно задуманный текст. Так на свет появилась эта работа для четверых мужчин-солистов, которые, по доброй челябинской традиции, участвовали в постановке и как хореографы. Они шуршат, запертые на сцене в своих кабинетах, и нам остается только догадываться, сочиняют они научный трактат, пишут роман или просто бездельничают (а главное, есть ли хотя бы гипотетический шанс вернуть их в реальность).

Наконец, Инженерный театр АХЕ совместно с польским театром Kana из Щецина закроет 20-й Open Look уличным спектаклем «Заполнение пробелов». О вечных, как мир, перипетиях отношений мужчины и женщины, с самого детства до преклонных лет, поведают актеры и эквилибристы, боцманы и балерины, инженеры и картографы. В этой лирической клоунаде персонажи могут мигрировать из одной истории в другую, а грустный финал — запросто превратиться в хеппи-энд.

Остается надеяться, что таким же станет и финал короткого, но насыщенного событиями (кроме спектаклей, в программе — мастер-классы, лекции и воркшопы) юбилейного фестиваля, который совсем скоро возьмет курс на третий десяток.

Текст: Ника Пархомовская

Иллюстрации предоставлены фестивалем Open Look

На обложке – Мастерска Дмитрия Брусникина «Лес» (Москва)

 


Школа Masters и Open Look совместно подготовили к фестивалю и специальную образовательную программу. Редакция Masters Journal рекомендует побывать на public talk с композитором «Рассуждений о “Весне священной”», заглянуть за кулисы перед спектаклем Корейской национальной компании современного танца и послушать лекции: Виты Хлоповой — о технологиях в современном танце, Ники Пархомовской — о социальном танце и современном танце на карте России.