Искусство устраивать сцены. 7 спектаклей, которые нужно увидеть в Европе

Impressing the czar ©DeSingel

22 мая в школе Masters стартует цикл лекций Дмитрия Ренанского «Современный театр: карта и территория». По просьбе редакции Masters Journal известный критик и куратор собрал топ-7 спектаклей мастеров европейской сцены, после просмотра которых не влюбиться в современный театр просто невозможно.

«Трехгрошовая опера»

Берлинер Ансамбль, Берлин

Словом «гений» в экзальтированной театральной среде принято разбрасываться без зазрения совести. К Роберту Уилсону это определение даже самые невосторженные эксперты применяют спокойно и уверенно — что, в сущности, вполне объяснимо: мало кто сделал для развития современного театра больше, чем этот выдающийся американский режиссер. Сегодняшняя европейская драма вышла из спектаклей Уилсона, как русская литература — из гоголевской «Шинели»: театральные тренды, заложенные уроженцем Техаса еще в далекие 1970-е, остаются актуальными и по сей день. «Трехгрошовая опера», поставленная им на тех самых подмостках, где в 1928 году Бертольт Брехт и Курт Вайль впервые разыграли историю обаятельного главаря лондонских налетчиков Мэкки-Ножа, выглядит краткой энциклопедией образов и приемов театра Уилсона. Идеальная сценическая геометрия, замедленные ритмы, статуарные позы, клоунский грим актеров, насыщенный яркий свет, все вместе — шедевр театрального дизайна и эталонное воплощение пьесы Брехта-Вайля. Смотреть «Трехгрошовую оперу» Уилсона лучше в те дни, когда в роли создателя подпольного синдиката лондонских нищих Пичема на сцену выходит 85-летний Юрген Хольц — будет что рассказать внукам.

Ближайшие показы — 13-15, 17-19 июня


«der die mann»

Шаубюне, Берлин

Чтобы понять место и значение Гербрета Фритча в сегодняшнем мировом театральном раскладе, достаточно знать, что его спектакли в Германии из года в год играют в рождественскую неделю, на пасхальные каникулы и майские праздники — то есть в самый что ни на есть театральный прайм-тайм. Любимец берлинской публики начинал как актер у великого режиссера-левака Франка Касторфа, но в сольной карьере предпочитает бороться со стереотипами о том, что на немецкой сцене сегодня интересуются в основном политической повесткой и социальной тематикой. Невероятно, но факт: актуальный театр может делаться человеком, последовательно думающим о зрительском успехе своих постановок. Фритч называет своими учителями Бастера Китона и Чарли Чаплина и сочиняет абсурдистские спектакли-концерты, проходящие под аккомпанемент живого оркестра и взрывов зрительского хохота. Выглядящий посвящением эпохе The Beatlesder die mann” два сезона кряду оставался главным хитом театра Фольксбюне, пока новый интендант, экс-директор Тейт Модерн Крис Деркон, не снял спектакль с репертуара — о чем, вероятно, впоследствии горько пожалел. В Фольксбюне после ухода Фритча залы полупустые, а у выкупившего права на показ культового спектакля Шаубюне лишний билетик начинают спрашивать еще на перроне станции метро «Аденауэрплац».

Ближайшие показы — 26-29 мая, 29-30 июня, 1 июля


«Вещь Штифтера»

Театр Види-Лозанн, Лозанна

Дипломированный социолог искусств, в конце 1970-х Хайнер Геббельс переквалифицировался в джазового и рок-музыканта, чтобы уже в объединенной Германии сделать карьеру востребованного академического композитора. Театром он всерьез и надолго занялся только в 1990-е — и за считанные годы заработал репутацию одного из главных героев режиссуры рубежа веков. «Вещь Штифтера», выпущенная Геббельсом в 2007 году — один из тех спектаклей, про которые первым делом вспоминают, когда хотят объяснить, что такое актуальный театр. Объездившее весь мир часовое представление создано в фирменном жанре Геббельса no-man show: это спектакль без участия актеров, в котором главные роли доверены свету, звуку, сценической машинерии и спецэффектам. Звучит как курьез, но на самом деле «Вещь Штифтера» выглядит впечатляющим философским эссе о природе театра и состоянии современного общества. «Я не вижу особых причин доверять человеку», — звучит в одной из ключевых сцен спектакля голос Клода Леви-Стросса: сочиняя спектакль о крахе вековых гуманистических иллюзий, Геббельс не просто изгоняет из театра артиста — он выносит за скобки мироздания человека.

Ближайшие показы: 3—5 мая, в рамках фестиваля SPOR (Орхус)


«Соня»

Новый Рижский театр, Рига

Мировую славу создателю Нового Рижского театра принесла «Долгая жизнь» — реконструированный с дотошностью режиссера-документалиста один день из жизни пяти стариков, обитателей среднестатистической постсоветской коммуналки: до боли знакомые интерьеры воспроизведены на сцене в самых мельчайших подробностях, так что рассматривать их можно как самоценную инсталляцию. Пресловутая «жизнь человеческого духа» подается подопечными Алвиса Херманиса в таком концентрированном, сгущенном виде, что психологизм высшей пробы очень быстро оборачивается своей противоположностью. В развивающей находки «Долгой жизни» «Соне» режиссер проделывает обратный маршрут: одинокую старую деву, которую дурачат знакомые, у Херманиса играет мужчина, не произнося при этом ни слова — текст рассказа Татьяны Толстой читает другой актер, а роль протагонистки состоит из череды виртуозных комических кунштюков. Но аккурат в тот момент, когда по сюжету начинается война, и Соня идет спасать своего возлюбленного, чтобы погибнуть под авианалетом, спектакль-аттракцион неожиданно модулирует в высокую психологическую драму, заставляя правоверных адептов системы Станиславского кусать локти.

Ближайшие показы: 31 мая — 3 июня


«Impressing the Czar»

Опера Земпера, Дрезден

Икона балетного театра конца ХХ-го — начала XXI века, спектакль, которому признавался в любви Мик Джаггер, недостижимый образец для подражания нескольких поколений хореографов. Время на театральной сцене течет очень быстро — сезон идет за два, так что до сих пор трудно поверить, что со времен мировой премьеры любимого детища Уильяма Форсайта прошло тридцать лет: балет “Impressing the Czar” не утратил ни свежести мысли, ни остроумия, ни художественной актуальности. В 1987-м Форсайт сочинил по заказу Рудольфа Нуреева одноактный балет для Парижской оперы: легендарный уже “In the Middle, Somewhat Elevated” на премьере танцевали Сильви Гиллем и Лоран Илер. Год спустя “In the Middle” станет лирической кульминацией четырехчастной танцсимфонии — грандиозного мэшапа из многовековой истории европейской культуры: «Анекдоты» Пушкина, полотна Веласкеса, расщепленные диджеем на молекулы струнные квартеты Бетховена плюс дайджест двух столетий эволюции балетной лексики — от Петипа и Баланчина до самого Форсайта. Финальный хоровод сорока японских школьниц, выкидывающих коленца под электронный бит Тома Виллемса, по силе воздействия можно сравнить разве что с прямым уколом адреналина в сердце.

Ближайшие показы: осень 2018


«Почему рехнулся господин Р.?»

Каммершпиле, Мюнхен

Имя 41-летней Сюзанны Кеннеди почти неизвестно в России между тем каждый спектакль, выпущенный за последние годы этой сверхновой звездой немецкой сцены, исправно становился событием европейского масштаба. Кеннеди едва ли не единственная из сегодняшних режиссеров первого ряда делает ставку на артиста — всерьез и подробно изучая в своих спектаклях специфику актерского существования, радикально раздвигая привычные представления о том, на что способен выходящий на сцену человек. Свои самые смелые работы Кеннеди выпустила в мюнхенском театре Каммершпиле: в «Чистилище в Ингольштадте», например, вся звуковая дорожка спектакля заранее подготовлена в тон-студии, так что артисту приходится лишь безмолвно шевелить губами, попадая в такт записи собственного голоса. В постановке по сценарию фильма Райнера Вернера Фассбиндера Кеннеди идет еще дальше, лишая актера важнейшего средства выразительности — мимики: здесь все артисты носят маски, превращающие героев «Почему рехнулся господин Р.?» в антропоморфных зомби. Заставляя труппу Каммершпиле отказаться от привычных инструментов воздействия на публику и предлагая ей вписаться в тщательно выстроенную темпоритмическую партитуру, Кеннеди добивается небывалой по силе концентрации и включенности артистов в действие, достигая того нового качества выразительности актерской игры, которое так долго искал современный театр.

Ближайшие показы — осень 2018


«Африканские сказки Шекспира»

Новый театр, Варшава

Визитная карточка лидера новой волны восточноевропейского театра 2000-х Кшиштофа Варликовского: смелый микст всех мыслимых театральных техник (от пронзительного психологизма до броской эпической драмы), жанровые «качели» из трагического в откровенно буффонное; в литературном сценарии спектакля подлинники Шекспира органично уживаются с текстами любимых писателей режиссера — нобелевского лауреата Джона Максвелла Кутзее и автора «Благоволительниц» Джонатана Литтелла. Три акта «Африканских сказок» соответствуют трем сюжетам Барда: «Венецианскому купцу», «Отелло» и «Королю Лиру». Но ждать от Варликовского прямой интерпретации не стоит: если история еврея-ростовщика Шейлока разыгрывается еще вполне последовательно, то трагедия венецианского мавра скорее обозначается пунктиром, а от «Лира» в заключительном акте остается уже лишь призрачная тень. Столетиями не ведавшие границ могущественные шекспировские протагонисты, дегероизированные и деромантизированные, постепенно сдают свои позиции и сходят в «Африканских сказках» на нет — Варликовский разворачивает апокалиптическое повествование о закате великой европейской цивилизации, о прощании с чуждыми сегодняшнему миру эпически-цельными героями и сюжетами.

Ближайшие показы: осень 2018


Текст: Дмитрий Ренанский

Фото: Berliner Ensemble, Volksbuehne, Wonge Bergmann, Новый Рижский театр, De Siengel,  JU Ostkreuz, Nowy Teatr