25 апреля 2019

Как хорошо уметь читать

theater_mag

В эпоху Интернета, когда любую информацию можно найти за считаные секунды, но чтобы проверить её, иногда требуются сутки, а то и недели, — небывало возросли ценность профессионалов и авторитет людей, которые этой самой информацией владеют. Касается это даже такой, казалось бы, невинной области, как театр. Неслучайно вопрос «Что почитать о театре?» раздается всё чаще. И речь здесь не об исторических талмудах и монографиях, а об обычной периодике — скорой помощи для любого театрала, который не готов клевать на удочку рекламы, но хочет послушать (или, вернее, почитать, поскольку театральные подкасты у нас так и не прижились) специалистов. О том, на кого подписаться, чтобы вместо драматического театра не оказаться в постдраматическом, — рассказывает театровед и продюсер Ника Пархомовская.

Редко, но метко

Если о театре вы предпочитаете читать, а не писать, то начать, наверное, лучше всего с так называемых толстых журналов. По большому счёту, их три на всю нашу огромную страну, причём два издаются в Москве и один в Питере. Если продолжать сравнение, то можно добавить, что у двух из них есть свои сайты, а один не выкладывается в Сети даже через год после выхода; два ведут «блог», отличный от содержания бумажных номеров, а один верстается, сшивается и склеивается в буквальном смысле слова вручную, по старинке, как гербарий, который невозможно произвести грубым промышленным способом.

При близости темы (театр во всём своём многообразии) и сходстве судеб (минимум поддержки от государства, харизматичный главный редактор, небольшие команды из альтруистов-сотрудников и примкнувших к ним энтузиастов, редакция, которая ютится в крошечной каморке где-то в центре) они разительно, до неправдоподобия отличаются друг от друга. «Петербургский театральный журнал» Марины Дмитревской существует уже более 25 лет — с 1992-го вышло почти 100 (если быть совсем точной, 96, включая нулевой) номеров — и рассказывает о жизни театров разных городов, не только Петербурга, преимущественно в жанре рецензии и обзора. Статьи о спектаклях, составляющих театральную повседневность, публикуются в блоге, который обновляется очень часто, едва ли не каждый день, тогда как в основной номер, на бумагу, попадают всё-таки наиболее значимые явления.

Возобновлённый и полностью переформатированный Мариной Давыдовой журнал «Театр» стал выходить в 2010-м с периодичностью раз в квартал, итого за год выходит не меньше четырёх номеров (примерно по этой же схеме, кстати, работает и «ПТЖ»). Когда-то это был официальный ежемесячный журнал, который издавался огромными тиражами и по разнарядке «спускался» для чтения тем, кто в театре никогда в жизни не был. Теперь это никакой не многотиражный орган партии, а стильно свёрстанный альманах, всегда объединённый одной темой, и отыскать некоторые номера, давно ставшие раритетами (как, например, № 20 — про современный танец), часто не представляется возможным. Недавно у журнала появился полноценный сайт с новостной лентой и рубриками, содержание которых нигде больше не дублируется.

Наконец, совсем ещё юные «Замыслы» Кати Костриковой: это журнал ручной сборки, издаваемый группой молодых и энергичных театроведов (вернее было бы сказать, театроведок) и художников (соответственно, художниц), для которых внешнее и внутреннее настолько неразрывны, что они не просто неделями работают над текстами, но и сами отрисовывают картинки, вклеивают фотографии, вкладывают разные приятные мелочи и перевязывают получившиеся тома. Их журнал — не только информационный ресурс, а и арт-объект, достойный не обычного проглядывания и рядового пролистывания, но самого пристального внимания и вдумчивого чтения: на самом деле адекватная визуальная форма здесь не случайность и не прихоть, а вынужденная необходимость «сделать умно и красиво».

Афишная тумба

Если «Замыслы» сильны своим необыкновенным вниманием к деталям, «Театр» — очевидной концептуальностью, «Петербургский театральный журнал» — постоянной кропотливой фиксацией происходящего по всей стране, то другие, непрофильные СМИ, пишущие о театре, скорее являются сводной афишей, где собраны все главные события текущего сезона. Раньше роль главной «афишной тумбы», которую можно было часами разглядывать (в нашем случае проглядывать), исправно выполнял сайт журнала «Афиша». Там и сейчас можно найти информацию практически про любой идущий в столицах спектакль, но внятных описаний и рецензий стало куда как меньше. В основном это небольшие отзывы «простых зрителей», которые зачастую руководствуются лишь собственными представлениями о прекрасном, либо обзорные статьи и топы постановок, объединённых по какому-нибудь изобретённому автором принципу.

Но свято место пусто не бывает. И сейчас позиции «Афиши» стремительно теснит сайт журнала «Ваш досуг», где с появлением нового редактора раздела «Театр» (пришедшего, кстати говоря, из блогеров) жизнь прямо-таки закипела. Помимо анонсов и рецензий, в «Досуге» теперь есть довольно любопытные подборки (например, «Самые нескучные спектакли по классике в Москве» или «Спектакли для тех, кто ненавидит театр»), гиды и обзоры. Не говоря уже о многочисленных интервью. И наконец, недавнее нововведение — рецензии простых зрителей, которым специально раздают билеты на важные гастроли, фестивали и премьеры. Работает это так: любой желающий обращается в редакцию с просьбой предоставить ему билет, но отрабатывает его не репостом или селфи в социальных сетях, а полноценным текстом, публикуемым на сайте издания. К сожалению, пока все активности касаются лишь Москвы, однако в журнале обещают со временем развить и питерское направление.

Остальные газеты, журналы и медиапорталы пишут о театре лишь эпизодически. Почти у всех крупных СМИ есть свои театральные обозреватели, но им в лучшем случае дают полполосы пару раз в неделю. Понятно, что с таким количеством знаков охватить всё многообразие театральных процессов не удаётся, так что в основном в «Ведомостях», «Коммерсанте», «Независимой газете» или «Российской газете» печатаются рецензии на последние премьеры в крупных столичных театрах, материалы про крупные же фестивали и, в редких случаях, интервью. Сложность тут в том, что театральные критики обычно «делят» полосы с музыкальными, так что если вы интересуетесь балетом или, не дай бог, оперой, то вам придётся выискивать информацию буквально по крупицам (хотя, с другой стороны, тут на помощь могут прийти «Музыкальное обозрение» или портал «Новости классической музыки»).

Кстати, о порталах. Помимо онлайн-представительств печатных СМИ, в Сети есть несколько электронных медиа, которые пишут преимущественно о культуре. В первую очередь это, конечно, знаменитая Colta, наследница и правопреемница закрывшегося несколько лет назад OpenSpace. Там можно найти самые главные новости, в том числе и из мира театра, но куда важнее регулярно публикуемые на этом сайте обзоры, подробные рецензии и проблемные статьи. Иногда любопытные материалы о театре или его связи с кино появляются на «Медузе», изредка что-то глобальное по нашей теме затевает и выкладывает «Арзамас». В последнее время активизировался и театральный раздел The Village, где стали выходить любопытные, порой довольно радикальные материалы о нетрадиционных формах театра. А если вам хочется чего-то погорячее, то совсем острые, полемические и нестандартно написанные тексты ищите в «Ноже», который режет без ножа, или на «Батеньке», который трансформер.

Вам телеграм

Но чтобы прочитать статью даже на самом любимом (и раскрученном) сайте, нужно до него, что называется, дойти, а чтобы пролистать текст в фейсбуке или телеграме, достаточно быть подписанным на автора или канал. В наше стремительное время высоко ценится не только качественная, проверенная информация, но и скорость её передачи. В этом смысле социальные сети дают серьёзную фору всем остальным. И если блогеры стремятся в профессиональные СМИ, то профессионалы как раз нередко уходят в альтернативные медиа. Так, Ассоциация театральных критиков (АТК) практически сразу после своего появления на свет открыла новостной паблик в фейсбуке, где публикуется по пять-шесть театральных новостей в день. Новостная лента журнала «Театр» тоже активно пользуется мощностями социальных сетей. Не говоря уже о том, что паблики есть у всех уважающих себя театров, фестивалей, театральных компаний и даже временных антрепризных проектов.

Но они всё-таки идут скорее по разряду рекламы, чем по разряду аналитики. А вот за ней добро пожаловать в телеграм. Именно там сегодня можно прочитать не сиюминутные, а по-настоящему глубокие наблюдения о современном театре и танце, познакомиться с теорией, на которую у рецензентов печатных СМИ порой не хватает времени и сил, да и просто узнать важные, базовые вещи про того или иного художника или направление в искусстве. Как правило, телеграм-каналы редко посвящены только театру, они в некотором смысле даже более междисциплинарные, чем само современное искусство, и потому более свежи и интересны. Так, в канале Елены Гордиенко «Театр и академия» можно найти рассказы и мысли о жизни театральной и академической, канал Ани Козониной «Странные танцы» знакомит художников и зрителей с критикой и теорией современного танца, канал Ильмиры Болотян «Жизнь как перформанс» посвящён книгам, перформансу, современному театру и искусству, а канал Юлии Осеевой «На пустом стуле» — арт-терапии, театр-терапии и походу в театр как способу самоврачевания (или получения стресса).

Ссылки для чтения:

http://oteatre.info/
http://ptj.spb.ru/
https://www.facebook.com/zamisli.ru/
https://daily.afisha.ru/
https://www.vashdosug.ru/msk/theatre/
https://www.classicalmusicnews.ru/
https://muzobozrenie.ru/
https://www.colta.ru/
https://meduza.io/
https://www.the-village.ru/
https://knife.media/
https://batenka.ru/
https://www.facebook.com/atknewstheatre/

Каналы  Telegram:
t.me/spectator_as_author
t.me/theoryrotator
t.me/emptychair
t.me/performancelike
t.me/theaterundtrauma
t.me/bolotyanpishet

Автор благодарит Сашу Дунаеву и Сашу Воробьёву за помощь в подготовке материала.


Текст: Ника Пархомовская