12 марта 2019

Крутой маршрут (гид по весенне-летним фестивалям)

schwestern_три сестры

С чем с чем, а с культурной жизнью в России всё в порядке. От количества театральных премьер, концертов, выставок и кинопоказов порой просто теряешься: что ни день, то десятки событий, по крайней мере в Москве и Петербурге, Новосибирске и Екатеринбурге. А ближе к лету, когда по всей стране начинаются самые разные фестивали, театральная и музыкальная жизнь становится ещё интенсивнее и насыщеннее. Театральный критик и продюсер Ника Пархомовская рассказывает, куда обязательно стоит поехать, когда чуть потеплеет, и что никак нельзя пропустить из культурных событий конца весны — начала лета.

В Москву, в Москву

Для начала театральный марафон в Первопрестольной неожиданно решила продлить «Золотая Маска». Фактически сразу после завершения фестиваля и церемонии награждения лауреатов в Большом театре, которая состоится 16 апреля, в Москву привезут лучшие европейские спектакли последних лет. Кураторы зарубежной программы фестиваля Марина Давыдова и Антон Флёров отобрали для показа в Москве действительно главные европейские хиты: ультрасовременных, хотя формально не таких уж и радикальных «Трёх сестёр» Саймона Стоуна из Театра Базеля (1 и 2 мая, Театр имени Пушкина) и «Знакомые чувства, смешанные лица» Кристофа Марталера (18 и 19 апреля, Театриум на Серпуховке), которые после ухода Франка Касторфа с поста интенданта театра больше не идут в берлинском «Фольксбюне», зато специально восстановлены для гастролей в разных городах, в том числе и в Москве.

Осенью главная театральная премия страны продолжит дарить подарки своим зрителям, особенно тем, кто интересуется современным танцем. Так, 11 и 12 октября в Театре Наций представят дилогию Love Cycle (OCD Love и Love Chapter 2) израильской танцевальной компании L-E-V в постановке Гая Бехара и Шарон Эаль, уже знакомой москвичам по фестивальной программе 2014 года. А 2 и 3 ноября на Новой сцене Большого театра совместно с Международным фестивалем современного танца Dance Inversion «Золотая Маска» покажет «Автобиографию» в постановке едва ли не самого знаменитого современного британского хореографа Уэйна Макгрегора, известного своей страстью к высоким технологиям, видимой гендерной нейтральности танцовщиков и электронной музыке.

Некоторое количество отменного contemporary ждёт нас ещё в конце весны — начале лета, когда московские сцены по традиции «захватят» лучшие театры мира. Самая знаменитая театральная биеннале страны — Чеховский фестиваль — проводится в этом году в 14-й раз, но впервые в своей истории сразу в двух городах: Москве и Петербурге. Однако тем, кто хочет увидеть максимум возможного, на какое-то время всё-таки лучше переселиться в столицу, где пойдёт более 20 спектаклей из 15 городов мира. Помимо современного танца (многонаселённая лондонская «Жизель» Акрама Хана на 11–14 июля перекочует из Английского национального балета в наш Большой, а «Тихий вечер танца» Уильяма Форсайта из лондонского «Сэдлерс-Уэллс» — на три вечера: с 9 по 11 июля — в Театр имени Моссовета), гостей столицы ждёт немало других приятных сюрпризов.

Во-первых, в программе фестиваля заявлены мировые премьеры спектаклей Робера Лепажа (семичасовое эпическое полотно «Семь притоков реки Оты» в новой редакции покажут 19–21 июля на сцене «Геликон-оперы») и Владимира Панкова (премьеру российско-узбекско-белорусского «Медведя» сыграют в ЦДР на Соколе 24–26 июня). Во-вторых, легендарный гамбургский театр «Талия» после некоторого перерыва — вновь в Москве, на сей раз со спектаклем «Буря» (подзаголовок: «Колыбельная для страждущих») молодой, но уже достаточно известной Йетте Штекель, с немолодой, но ещё более известной Барбарой Нюссе в роли Просперо (20 и 21, 23 и 24 мая, Театр имени Моссовета). В-третьих, меньше чем через месяц после показа швейцарских «Трёх сестёр» австралиец Саймон Стоун вернётся в Москву — со спектаклем по ибсеновскому «Йуну Габриэлю Боркману» с Мартином Вуттке в заглавной роли (27 и 28 мая, Театр Наций). В-четвёртых, на Чеховском в этом году самая обширная китайская программа, какую только можно себе представить: впервые в России пройдут гастроли Шанхайского центра оперы куньцюй (фестиваль откроется «Пионовой беседкой» 14 и 15 мая в «Аптекарском огороде» на проспекте Мира), Шанхайского балета, в котором популярную национальную притчу о любви императора Сюань-цзуна к наложнице Ян Гуйфэй поставил европеец Патрик де Бана («Эхо вечности», 15 и 16 мая, Музыкальный театр имени К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко), и пекинского Театра танца ТАО с одноактными балетами 4 & 8 (18–20 июня, Мастерская Петра Фоменко). Наконец, ближе к середине лета состоится настоящая сенсация — на драматическую сцену выйдет хорошо знакомая москвичам по искромётным концертным сетам британская группа The Tiger Lillies, только на сей раз Мартин Жак и компания сыграют для зрителей не свои фирменные иронические баллады, а шекспировского «Гамлета» (3–7 июля, Театр имени Моссовета).

Но даже если у вас нет возможности на пару месяцев переехать в Москву, не стоит расстраиваться. Несколько спектаклей основной программы доедут и до Петербурга: здесь покажут свои работы любимцы фестивальной публики Виктория Тьерре-Чаплин («Колокольчики и заклинания» компании Bells and Spells 2–6 июня в Театре имени Моссовета, а затем 16 и 17 июня на Основной сцене Александринки) и Даниэле Финци Паска («Донка. Послание к Чехову» Compagnia Finzi Pasca и Чеховского фестиваля при участии театра «Види-Лозанн» — 26–31 мая в Театре имени Моссовета, 18 и 19 июня в петербургском «Мюзик-Холле»). Доедет до Питера и «Формоза» тайваньского Театра танца Cloud Gate (17 и 18 июня в Театре имени Моссовета, 22 и 23 июня в Александринке), а «Тихий вечер» Форсайта наверняка соберёт аншлаг в Михайловском театре (14 июля).

В какой-то момент Петербург и вовсе перехватит эстафетную палочку, потому что после того, как 15 июня в Северной столице откроется Театральная олимпиада, именно сюда будут стекаться на протяжении нескольких месяцев главные силы мирового театра. К тому же никто не отменял фестивали «Точка доступа» (15–30 июля, программа будет объявлена 20 мая), Open Look (в прошлом году из-за футбола переехавший в август, да там и оставшийся – 21-й фестиваль современного танца на сей раз пройдет с 13-го по 18-е), «Балтийский дом» (это, как всегда, октябрь, в нынешнем году — с 1-го по 13-е) и — приятная неожиданность — «Новый Европейский Театр», который нынче тоже пройдёт «на два города» (13 ноября — 16 декабря, точные даты показов станут известны в сентябре).

Воронеж и Пермь: кто больше?

Однако не только столицами сильна культурная Россия. В начале лета 2018 года театралы и меломаны со всей страны вынуждены были совершать мучительный выбор: ехать им на юг, в столицу Черноземья, или на восток, в Предуралье. Однако на сей раз организаторы Дягилевского фестиваля в Перми и Платоновского фестиваля искусств в Воронеже пожалели своих зрителей и скомпоновали программы так, что выбирать «либо — либо» никому не придётся. В Перми в этом году всё компактно и укладывается в последнюю декаду мая (если быть совсем точной, с 20-го по 30-е), а в Воронеже, наоборот, несколько длиннее, зато начинается 1 июня, а завершается 16-го.

На Дягилевском наиболее интересен, конечно, концертный блок, который по традиции формирует сам Теодор Курентзис. Его исполнением Девятой симфонии Малера (вместе с Фестивальным оркестром) 20 мая во Дворце культуры имени А. Г. Солдатова и откроется фестиваль. На закрытии 30 мая будет исполнен «Немецкий реквием» Брамса, а в середине (25 мая, Театр оперы и балета) произойдёт, пожалуй, главное событие — концертное исполнение оперы Моцарта «Идоменей», которой этим летом Курентзис станет дирижировать в Зальцбурге. Кроме того, в собственно музыкальной части программы стоит отметить сольные выступления известных отечественных пианистов Вадима Холоденко, Алексея Любимова, Михаила Мордвинова и Антона Батагова, концерты француженки Сесиль Лартиго (на волнах Мартено) и выдающегося итальянского виолончелиста Джованни Солимы, австрийского ансамбля современной музыки Klangforum Wien и французского ансамбля старинной музыки La Tempête. Что касается театра, то в этот раз главный хит фестиваля — «Старик и море» Анатолия Васильева в исполнении Аллы Демидовой, про который непонятно, когда и где его можно будет увидеть в следующий раз (23 и 24 мая, Пермский академический Театр-Театр).

Алла Демидова в постановке «Старик и море». Режиссёр Анатолий Васильев

Кстати, предыдущий показ посвящённого 100-летию Юрия Любимова спектакля состоялся именно в прошлом году в Воронеже. Но на сей раз там, естественно, другие имена и герои. Начнётся всё с легендарных, не побоюсь этого слова, «Братьев и сестёр» Льва Додина в обновлённой версии 2015 года (1 и 2 июня, Театр драмы), продолжится премьерными показами в России спектаклей «Вертикаль» Мурада Мерзуки (1 и 2 июня, Театр оперы и балета), «Для тебя» Даниэле Финци Паски (5 и 6 июня, Театр оперы и балета) и «aSH/Пепел» — моноперформанса Шанталы Шивалингаппы в хореографии Орельена Бори (11–13 июня, Театр драмы), а завершится дебютным концертом Воронежского фестивального оркестра под руководством Владимира Вербицкого, который исполнит «Песни Гурре» для солистов, хора и оркестра Арнольда Шёнберга (16 июня, Театр оперы и балета).

Камерный театр, художественным лидером которого на протяжении многих лет является руководитель Платоновского фестиваля Михаил Бычков, покажет премьеру булгаковской «Кабалы святош» (3 и 15 июня), а «Сатирикон» Константина Райкина — «Дон Жуана» Егора Перегудова (2–4 июня, Воронежский концертный зал). В платоновской программе на сей раз — американские «14 красных избушек» Йоана Арделяна (5 и 6 июня, Камерный театр), британское «Блаженство» Пола Борна (6 и 7 июня, Театр драмы), псковская «Река Потудань» Сергея Чехова (9 и 10 июня, Камерный театр), интернациональное интерактивное театральное представление «Перевод» в постановке петербургской художницы Ольги Житлиной (7 и 8 июня, Малая сцена Камерного театра) и воронежская «Афродита» Елены Невежиной (14 июня, Малая сцена Камерного театра).

К постановке «Холодная кровь». Режиссёр Мишель Анн Де Мей

Из других ярких событий особый интерес публики вызовут, конечно, «Вано и Нико» Грузинского государственного драматического театра имени Шота Руставели (любопытно, что постановку Роберта Стуруа 8 и 9 июня можно будет посмотреть на Чеховском фестивале в Москве — и уже затем, 12 и 13 июня, она переедет в Воронежский концертный зал) и «моцартовский» концерт знаменитого скрипача Максима Венгерова, который также выступит в роли дирижёра (10 июня, Театр оперы и балета). Но лично для меня главный хит этого года — «Холодная кровь» танцовщицы и хореографа Мишель Анн Де Мей, друга и соратника великой Анны Терезы Де Керсмакер, и кинорежиссёра Жако Ван Дормаля, автора фильмов «Новейший завет», «Господин Никто», «День восьмой»: вместе, в режиме реального времени, они творят на глазах у зрителей абсолютно уникальную историю (6 и 7 июня, Воронежский концертный зал).

Сотворите свою историю и вы, выбрав одно или несколько направлений движения, чтобы весна и лето 2019 года стали для вас действительно незабываемыми. Возможностей — масса, главное — выбрать правильный маршрут.


Текст: Ника Пархомовская

Заглавная иллюстрация: из постановки «Три сестры» Саймона Стоуна (Театр Базеля, Швейцария)