30 июня 2019

Летний кино-театр

34065dc918822d3052d94da87e87256788ef0e6f

Лето в городе — это всегда непросто. С одной стороны, хочется сменить обстановку и отправиться если не на море, то хотя бы на залив. С другой — когда ещё можно беспрепятственно, без толп и пробок, получить максимум культурных и прочих удовольствий за минимально короткий срок? Театральный критик и куратор Ника Пархомовская изучила репертуар Theatre HD и рассказывает о том, какие сценические открытия ждут петербуржцев этим летом в кино.

Важнейшее из искусств

Проект Theatre HD на протяжении многих лет открывает россиянам Европу и знакомит с лучшими образцами западного театра безо всяких виз и запредельных цен на билеты, которые обычно омрачают гастроли иностранных коллективов. К тому же смотреть театр в кино (то есть на большом экране, с попкорном при желании и в любой, в том числе самой удобной, позе) всё-таки комфортнее, чем в традиционных театральных залах, где душно, полно людей и нельзя мгновенно поделиться впечатлениями с соседями. Не говоря уже о том, что большинство наших театров летом уходят на заслуженный (или не очень заслуженный) отдых — и театралам остаётся лишь ждать начала следующего сезона. В этой ситуации на помощь приходит Theatre HD, который транслирует спектакли весь год, но наиболее востребован летом, когда альтернативных вариантов не так уж и много.

«Двенадцатая ночь». Режиссёр Томас Остермайер. «Комеди Франсез». Предоставлено Theatre HD

Зная об этом, руководители проекта приберегают свои главные козыри на каникулы, так что те, кто остаётся в городе, имеют прекрасную возможность первыми увидеть наиболее интересные постановки. В нынешнем году особенно богат хитами и громкими премьерами кинорепертуар парижского «Комеди Франсез». Тут и «Двенадцатая ночь» Томаса Остермайера, на которую многие театралы специально едут в Париж, и «Электра/Орест» Иво ван Хове, которую знаменитый бельгиец поставил после успеха «Гибели богов» — его дебюта в старейшем французском театре, состоявшегося пару лет назад. Оба спектакля — совсем свежие, это настоящие фестивальные хиты, широко обсуждаемые в театральном сообществе. Увидеть их вне Парижа и за смешные деньги, по которым продаются билеты на театральные кинопоказы Theatre HD, — большое везение.

Знаменитый немец, художественный руководитель берлинского «Шаубюне» Томас Остермайер обращается к Шекспиру не так уж и редко (для театралов со стажем его «Гамлет», «Отелло» и «Ричард III» давно легенды), но в главном франкоязычном театре мира никогда прежде не работал. На первый взгляд, у радикального немца и консервативной парижской труппы нет вообще никаких точек пересечения, однако смелая постановка «Двенадцатой ночи» показала, что такое сотрудничество может быть не только ловким рекламным ходом, но и прекрасной перспективой на будущее. Как говорится в описании спектакля на сайте Theatre HD: «Хорошо знакомые зрителям герои действуют в новом антураже, но вечные шекспировские темы остаются неизменными: Остермайер известен приверженностью к тому типу театра, где рассказывается история, а не ставится перформанс, где создатели спектакля пытаются понять замысел автора, а не переписывают знаменитую пьесу под свою концепцию».

Однако Остермайер не был бы Остермайером, если бы в его спектакле всё было так чинно и благородно. Постоянная шекспировская путаница с тем, кто в кого влюблён, гендерные нестыковки и сюжетная сумятица у него становятся поводом не только для двусмысленных шуточек и почти полного дезабилье под живую барочную музыку (актёры солиднейшего театра Европы играют «Двенадцатую ночь» в нижнем белье), но и для серьёзного разговора о конфликте личного и социального — как в сказочной и весьма далёкой от нас Иллирии, так и в современном мире. При этом режиссёр переносит действие не в наши дни, а на некий абстрактный полуобитаемый остров, где терпят кораблекрушение близнецы Виола и Себастьян — к восторгу обитающих там обезьян, которых вскоре прогоняет со сцены любитель музыки герцог Орсини. В итоге зрителей ждёт разудалая, на грани хорошего вкуса комедия об амбивалентности и неопределённости всего, даже сексуальных предпочтений героев.

«Двенадцатая ночь». Режиссёр Тим Кэрролл. Шекспировский театр «Глобус». Фото: Саймон Аннанд. Предоставлено Theatre HD

В воскресенье 21 июля — в тот же день, когда в «Каро 7 Лиговъ» покажут французско-немецкую версию «Двенадцатой ночи», — в «Формуле Кино Галерея» можно будет увидеть куда более классическую английскую версию, где немолодую аристократку играет любимый актёр Стивена Спилберга — Марк Райлэнс, а всеобщий любимец Стивен Фрай — влюблённого в неё дворецкого. Разумеется, постановка Шекспировского театра «Глобус» разительно отличается от спектакля Остермайера: не только тем, что актёры в ней полностью одеты (причём в аутентичные костюмы елизаветинской эпохи), герои же их периодически теряют лицо, а не штаны, но и тем, что это в первую очередь игровой театр, где все роли, как в шекспировские времена, исполняют мужчины, и получается, что иногда им приходится изображать женщин, которые изображают мужчин. В целом же все они работают в разных манерах и техниках: кто-то — на стыке театра кабуки и комедии дель арте, кто-то — предпочитая психологическую трактовку роли, кто-то — включая весёлые гэги и жеманство. В результате получается весёлый шекспировский микс, в чём-то гораздо более смешной, чем у коллег по «Комеди Франсез», но одновременно и не менее серьёзный.

Летний театральный

Чтобы окончательно сразить публику и привлечь её в кинотеатры, Theatre HD запускает ещё и специальный летний театральный фестиваль, в программу которого входят особенно громкие новинки театрального киносезона. В нынешнем году это, конечно, «Электра/Орест» Иво ван Хове по трагедиям Еврипида, «Укрощение строптивого» (именно так звучит название спектакля, и это не опечатка) и драматическая сага «Трилогия братьев Леман». К ним создатели проекта добавляют целую россыпь хитов прошлых лет: «Гамлета» с Бенедиктом Камбербэтчем, побившего все рекорды по кассовым сборам для событий такого формата, «Виндзорских насмешниц» в постановке шекспировского «Глобуса», выдающуюся «Аудиенцию» Стивена Долдри с не менее выдающейся Хелен Миррен и «Короля Лира» с Иэном Маккелленом в заглавной роли. И тут выбор зависит от того, чего именно вам хочется: большого спектакля о природе насилия, площадного юмора или тонкой актёрской игры.

«Электра/Орест». Режиссёр Иво ван Хове. «Комеди Франсез». Предоставлено Theatre HD

За первое отвечает прежде всего «Электра/Орест», где Иво ван Хове объединил сразу две пьесы Еврипида. Рассказ о том, как давно разлучённые брат и сестра обретают друг друга и тут же объединяются для кровной мести, превращается у него в кровавый триллер, который повествует не только (и не столько) о проклятии рода Атридов, сколько о нашей страсти к саморазрушению и неспособности остановиться даже тогда, когда всё катится в тартарары. Это жестокая и мощная постановка, где руководитель амстердамского Toneelgroep с помощью актёров «Комеди Франсез» не стесняется говорить о страшном и даже ужасном, — можно сказать, он возвращает на сцену прославленного театра жанр трагедии, который все давно похоронили за ненадобностью и невозможностью сыграть в наше постдраматическое время.

По-своему не менее страшной, чем знаменитая античная трагедия, кажется и пока никому не известная современная драма «Трилогия братьев Леман», по крайней мере если верить тизерам и анонсам (премьера в России состоится лишь 25 июля и будет показана в прямой трансляции из Лондона в петербургской «Формуле Кино Галерея»). Написанная в наши дни пьеса о взлёте и падении огромной финансовой империи оказывается многомерной и густонасёленной сагой, посвящённой сразу двум столетиям американской истории. Сами создатели сравнивают переработанный ими (драматургом Беном Пауэром, режиссёром Сэмом Мендесом и тремя актёрами — исполнителями всех без исключения ролей: главных, второстепенных, эпизодических, детских и даже женских) текст итальянца Стефано Массини с «Трилогией желаний» Теодора Драйзера, где речь также шла о недостижимости американской мечты. А критики говорят о том, насколько замечательно попали во время и материал актёры, на протяжении всего спектакля не расстающиеся со строгими костюмами-тройками из середины XIX века: Саймон Расселл Бил, Адам Годли и Бен Майлз, каждый из которых был номинирован за свою игру на премию Лоренса Оливье (равно как и режиссёр, работавший над этим спектаклем три долгих года).

«Укрощение строптивого». Режиссёр Джастин Одиберт. Королевская шекспировская компания. Предоставлено Theatre HD

Если же вам хочется чего-то полегче и повеселее, то тут как нельзя кстати придётся премьерное «Укрощение строптивого» от Королевской шекспировской компании. Режиссёр Джастин Одиберт доводит шекспировскую мысль до абсурда и превращает историю о «воспитании идеальной женщины» в рассказ о подавлении мужчин. По его собственным словам, в работе над спектаклем он исходил не только из шекспировского текста, но и вдохновлялся «Силой» Наоми Олдерман. Как следствие, в этой постановке правят бал женщины, а мужчины лишь прислуживают им: занимаются бытовыми мелочами, хранят девственность до брака и остаются смирными и покорными. Разница их положения всячески подчёркнута и костюмами: дамы носят богато украшенные наряды, корсеты которых больше напоминают доспехи, тогда как представители когда-то сильного, а здесь слабого пола легко одеты и обильно красятся. Но современная повестка и актуализация текста не отменяют общего озорного настроя и того, что спектакль в итоге оказывается, как это и должно быть, о любви.

Если же вы не гонитесь за модой и вам не обязательно смотреть именно новинки, то Theatre HD приберёг для вас ещё несколько приятных сюрпризов. Любители английской истории и первоклассного психологического театра и те, кто хочет просто хорошо провести время и от души посмеяться, поклонники главной английской кинотеатральной звезды и те, кто обычно предпочитает телесериалы, балетоманы, которых не пугают смелые эксперименты над их любимыми произведениями, и опероманы-традиционалисты — все они найдут в нынешнем летнем репертуаре что-то интересное.

Текст: Ника Пархомовская

Заглавная иллюстрация: «Двенадцатая ночь» (режиссёр Тим Кэрролл, Шекспировский театр «Глобус»). Фото: Саймон Аннанд. Предоставлено Theatre HD