11 октября 2018

Медиаперформанс «ОМ»: как, где и с кем

ом_3

«Светлая музыка» в партнёрстве с Фондом культурных инициатив «Спарта» и Объединённой Петербургской Группой (ОПГ) Добрых Дел 12 октября на территории «Порта Севкабель» представят симфонический медиаперформанс «ОМ». Художником-постановщиком проекта выступает Олег Кулик, за сценографию отвечает Денис Крючков, за музыкальное сопровождение — Санкт-Петербургский оркестр новой музыки под управлением Фёдора Леднёва, а также солисты: Зарина Шиманская (фортепиано), Марина Худых (фортепиано), Елена Гвритишвили (сопрано) и Василий Хорошев (контратенор). Симфонический оркестр исполнит произведения Филипа Гласса, Леонида Десятникова, Джачинто Шельси и Галины Уствольской. О том, что ещё будет происходить во время медиаперформанса, рассказали Олег Кулик, Алексей Трифонов и продюсер проекта Лиза Савина.

Олег Кулик: Мы выбрали очень скучную, надоедливую музыку среднего европейского минимализма. Под неё все бы точно заснули, и мы решили как-то оживить ситуацию — дать по морде. XX век не придумал ничего более интересного, чем футуризм. Самое сильное искусство — это удар по морде, об этом ещё Маринетти писал. Битва Хабиба с Макгрегором и та рассматривается как серьёзная культурологическая драма. Никому не интересны искусство и процесс его создания. Люди устали от жизни, переполненной вещами. Все хотят катастрофы, разрушения, взрыва, исчезновения, аннигиляции и перерождения. Наш перформанс предлагает именно это, только в очень замедленном темпе. Удар, который происходит за 10 секунд, мы показываем целый час. Кроме складок трусов и летящих тел, зритель ничего не увидит.

Елена Юшина: Что значит «ОМ»?

Олег Кулик: «ОМ» для нас ничего не значит. Самое главное, как его произнести, где и с кем. Что такое секс? Секс ничего не значит, пока ты не поймёшь, кто, где и с кем. А когда ты поймёшь, возможно, никакого секса и не будет. Секс появляется только в процессе его производства. До этого никакого секса нет.

Лиза Савина: Подожди, что за грубый материализм? Секса очень много везде вокруг. Мне кажется, что секса нет как раз в самом процессе.

Олег Кулик: Я это и имею в виду. «ОМ» работает только в момент произнесения, а говорить о нём бессмысленно и вредно. Только в тишине можно говорить о тишине. «ОМ» — не тема для спекуляции. Когда в зале начнётся «ОМ», вы это почувствуете. Мы попробуем сделать так, чтобы зрители выпали из своего привычного состояния и при помощи музыки, света, экранов попали в очень гармоничный сделанный мир. Мы используем симфоническую музыку и видеопроекцию, но так, что им не придётся конкурировать друг с другом за внимание зрителя; звук и изображение будут сильно разведены. Музыканты будут сидеть сзади, их никто не увидит, а изображение будет транслироваться спереди. Зрители будут смотреть кино, в котором ничего не происходит: пустой экран с замедленным действием. За счёт использования шести экранов, расположенных друг за другом, слоями, мы создадим эффект стереообъёма без 3D-оборудования. Музыка постепенно заполнит всё, и в голове зрителя произойдёт «ОМ» как соединение очень разных линий: вдруг все элементы — звук, изображение, сценография — сойдутся в одно.

Лиза Савина: Музыкальную часть перформанса придумал Алексей Трифонов, который работает с оркестром musicAeterna. Честно признаться, название «ОМ» ему приснилось. В шесть утра я получила от Лёши сообщение: «Мне приснилось “ОМ” — матрица первого слова и единицы сопротивления». У нас очень большая команда, и мы идём по тому пути, который уготован современному искусству: мы работаем на коллективной энергии, а не на идеях одного гения.

Олег Кулик и Денис Крючков. Из видео к медиаперформансу «ОМ». 2018. Собственность авторов

Олег Кулик: Да, у нас коллективный продукт, в котором вкус изюма, цукатов и мандаринов не заглушает друг друга. Вы можете изюм выковырять и употребить отдельно. Вы можете смотреть на экран и слушать музыку, а можете не смотреть и не слушать и впасть в темноту. Мы за индивидуализацию и свободу восприятия. Перформанс устроен так, чтобы зрители могли вставать с мест во время действия, чтобы в зале были естественные запахи с улицы, чтобы вместе со зрителями в зале были бомжи. Всё будет мешать восприятию. Если под гармонией мы понимаем идиллическое состояние счастья, то здесь нужно будет потрудиться, чтобы прийти к гармонии. По залу будут ходить бомжи, но не все, а только самые вонючие. Мы специально в Канаде составляем запах с лёгким ароматом канадского леса. Сейчас без запахов не обходится ни одна постановка русского искусства на Западе, главного разведывательного театра. Мы не театральные художники, мы против шаблонов. У нас будет всё очень минималистично: сзади сбоку оркестр, перед зрителем — огромный экран. И минималистская музыка, вводящая в транс. Лиза считает, что получится спокойно и медленно, а я считаю, что, наоборот, дико напряжённо.

Лиза Савина: На днях смотрела фильм про Баския, когда он был подростком, и поняла, в каком выхолощенном мире мы живём. По большому счёту, мы идём в будущее, которое спроецировали для нас видео AES+F: стерильные люди, у которых секс если и существует, то только в теории.

Елена Юшина: Так запахи будут?

Олег Кулик: Будут. Как и бомжи, ненавязчиво валяющиеся перед экраном.

Елена Юшина: По поводу музыки…

Олег Кулик: Алексей, как вам пришла идея взять столь редкого Филипа Гласса?

Лиза Савина: Это была моя идея, я очень хотела музыку Гласса.

Алексей Трифонов: Концептуально перформанс посвящён изменению отношения к насилию после Второй мировой войны. Произведения исполняются в хронологической последовательности: начинается перформанс Фортепианным концертом Галины Уствольской, затем идёт Natura Renovatur Джачинто Шельси — попытка изменить природу человека с помощью буддизма, этакий путь к нирване. Следом — «Свинцовое эхо» Леонида Десятникова, отстранённый взгляд композитора, как холодок, который постепенно в тебя пробирается. И наконец, Филип Гласс и его «Тирольский» концерт с пастухами и пастушками, в котором кроется неимоверная агрессия.

Елена Юшина: Насколько для вас важно, что медиаперформанс «ОМ» пройдёт именно в Петербурге?

Алексей Трифонов: Очень важно. В последние годы в Петербурге многие программы закрылись и, частично, западные премьеры отменены.

Лиза Савина: Здесь всё даётся большими усилиями. Себестоимость строительства трибуны для нашего перформанса выше, чем цена билетов на него. Среда здесь очень инертная. Это не бизнес. История не будет строиться сама, если не давить на эту педаль. Я 12 лет занимаюсь культурой. Сейчас ситуация меняется к лучшему, и мы как энтузиасты давим на эту педальку.


Билеты на медиаперформанс «ОМ» можно приобрести здесь.