11 января 2019

Международный пресс-обзор: дайджест января

Парк High Line в Нью-Йорке. Инсталляция Шейлы Хикс. Деталь мега-следа рядом с клеткой "Могу я станцевать?", 2011 © Шейла Хикс. Фотограф: Брэндон Скотт

В новой ежемесячной рубрике Press Review мы будем рассказывать, о чём пишут российские и международные СМИ, что происходит в культурной политике, какие открытия нас ждут в ближайшее время, чем озадачены критики и о многом другом. Следите за нашими обновлениями.

e-flux.com, США

Любимый всеми парк в Манхэттене — Хай-Лайн, расположенный на месте бывшей надземной железной дороги (на высоте 10 метров), — объявил имя нового куратора публичной программы: это Дия Видж, которая приступит к своим обязанностям 14 января 2019 года. Ранее Видж работала координатором специальных программ при Департаменте по делам культуры Нью-Йорка. На своей предыдущей должности Видж создала резиденцию для художников, в рамках которой все приглашённые авторы решали актуальные проблемы городской жизни в публичном пространстве. Среди резидентов значатся известные имена: Таня Бругера, Эбони Ноэл Голден и др. Также Видж была соорганизатором форума «Что мы можем предпринять? Вопросы иммиграции для культурных институций». На новом посту Дия Видж продолжит внедрение художественных проектов в общественное пространство Хай-Лайн, преимущественно к сотрудничеству будут приглашены нью-йоркские авторы.

ТАСС, Россия

«Белый город» построен в 1920-50-ые годы в стиле баухаус. Один из памятников ЮНЕСКО в Тель-Авиве, Израиль

С началом нового, 2019 года США и Израиль прекращают своё полноправное членство в ЮНЕСКО и становятся государствами в статусе наблюдателя. Фактически это означает, что они больше не будут выплачивать членские взносы и не смогут избираться в Комитет всемирного наследия ЮНЕСКО — профильный орган, отвечающий за выполнение положений Конвенции об охране культурного и природного наследия 1972 года. Что же касается членских взносов, то их Соединённые Штаты не платят уже с 2011 года, после принятия Палестины в ряды ЮНЕСКО в качестве полноправного участника. В результате международная организация лишилась 22 процентов своего финансирования.

На территории Соединённых Штатов в настоящее время находится 23 объекта, включённых в Список всемирного наследия ЮНЕСКО, на территории Израиля — 10 объектов. Среди них — статуя Свободы, природные комплексы: Большой каньон, Йеллоустонский и Йосемитский национальные парки. В Израиле это Старый город Иерусалима и Акко, Бахайские сады и святыни в Хайфе, Дорога благовоний и многие другие.

The Guardian, Великобритания

Шон Эдвардс в своей студии. Фотограф: Антонио Олмос © Observer

Одна из старейших британских газет, основанная ещё в 1821 году, в январе 2019 года составила список молодых талантов: восходящих звёзд культуры, науки и искусства. В разделе «Искусство» эксперты The Guardian выделили 38-летнего скульптора Шона Эдвардса, чьи выставки недавно состоялись в Берлине, Лондоне и Бристоле. Его студия располагается в пригородном саду портового города Кардиффа в Уэльсе. В своей художественной практике, зачастую прибегая к помощи мультимедиасредств, Шон Эдвардс исследует скульптурные возможности объектов в повседневной жизни. Один из его первых прорывных сольных проектов, Maelfa, состоялся в 2010 году, когда Эдвардс представил немой фильм, фотографии, принты и архитектурные модели брутального торгового центра, рядом с которым он жил в детстве. В другом проекте художник продемонстрировал свои блокнотные записи, так как, по его словам, это «честнее». «Я фокусируюсь на мелких деталях, они позволяют нам узнать о чем-то большем», — говорит Шон Эдвардс. В 2019 году художник представит проект в национальном павильоне Уэльса на Венецианской биеннале, где он займёт ранее неизведанную территорию, работая с Национальным театром Уэльса. Пока секретов не раскрывают, но на стене в студии Эдвардса висят рисунки с детскими воспоминаниями об очереди в школьной столовой за бесплатным обедом. Венецианская биеннале пройдёт в период с 11 мая до 24 ноября 2019 года. Тема основного проекта, курируемого Ральфом Ругоффом, — «Чтоб вам жить в интересные времена» (May You Live in Interesting Times); согласно преданию, возникшему в англо-американской традиции в XX веке, именно так звучало одно из самых страшных древнекитайских заклинаний.

Artnews.com, США

Дэвид Войнароввич (1954–1992). Скульптура хлеба. 1988–1989 © Estate of David Wojnarowicz

Берлинский Институт современного искусства KW (Kunst-Werke) обозначил планы на новый сезон, среди которых — сложносочинённые проекты: персональная выставка «Фотография и фильмы 1978–1992» художника Дэвида Войнаровича, о котором вы можете прочесть в материале куратора Лизаветы Матвеевой; проект «Связи, сказки и следы», посвящённый куратору Франку Вагнеру (1958–2016); выставка в сотрудничестве с нью-йоркским МоМА PS1, представляющая собой персональный проект иранского театрального режиссёра Резы Абдоха; и в рамках продолжающейся серии «Пауза» — серия перформансов художника Джимми Роберта.

Le Figaro, Франция

Мирча Кантор. Sic Transit Gloria Mundi (Тайная Вечерня), 2016 © vnhgallery.com

Во вторую неделю января одна из старейших французских газет (основана в 1826 году) — Le Figaro — составила список художественных событий 2019 года в Париже, которые никак нельзя пропустить.

Среди значимых проектов сезона — поэтическая выставка румынского художника Мирчи Кантора в Музее охоты и природы в Париже. Проект приурочен к перекрёстному Году Франции–Румынии и 100-летию со дня появления современной Румынии на политической карте. В 2011-м Мирча Кантор стал лауреатом престижной премии Марселя Дюшана, но ещё интереснее для нас тот факт, что в далёком 2008 году Кантор принял участие в групповой выставке «Молодое искусство Франции», проходившей на территории московского ЦСИ «Винзавод». Музей охоты и природы располагается в 3-м округе Парижа, в коллекции его находится более 6 000 экспонатов, в том числе картины из Лувра, связанные с охотничьей тематикой, полотна Рубенса, Брейгеля Старшего и Кранаха Старшего.


Текст: Елена Юшина

Заглавная иллюстрация: парк High Line в Нью-Йорке. Инсталляция Шейлы Хикс. Деталь мега-следа рядом с клеткой «Могу я станцевать?», 2011 © Шейла Хикс. Фотограф: Брэндон Скотт