26 сентября 2018

Выбор критика: музыкальные события октября от Гюляры Садых-заде

Sinfonia Lahti

Филармонический сезон в октябре с бешеной скоростью наращивает обороты; не отстаёт и оперный театр, — правда, в Европе, а не у нас, в России. Тем не менее вычленить из плотного потока событий самое важное и интересное становится непростой задачей. Тем более что в Москве недавно открыли Концертный зал «Зарядье»: событие экстраординарное для музыкальной жизни столицы. Афиша «Зарядья» предлагает богатый ассортимент музыкальных деликатесов, так что, похоже, в ближайшие месяцы новый зал ждут аншлаги и переаншлаги.

Не отстаёт и Санкт-Петербургская филармония: октябрьская её афиша по-настоящему радует. Хороших концертов — тьма-тьмущая, только выбирай. Тут и концерт Юрия Темирканова с Заслуженным коллективом Филармонии 3 октября, в котором исполнят Тринадцатую симфонию Шостаковича на стихи Евтушенко. И вечер романсов Олега Погудина в БЗФ 4 октября, озаглавленный «Элегия». 6 октября в БЗФ выступает Илья Иофф со своим первоклассным камерным оркестром «Дивертисмент». В программе — «Времена года» Вивальди и «Русские сезоны» Десятникова.

7 октября в МЗФ эстонский дирижёр и скрипач Андрес Мустонен с ансамблем Hortus Musicus представляет «Золотой век итальянского барокко». Очень хочется пойти на всё, но приходится выбирать из широкого спектра предложений. И вот мой выбор.

Санкт-Петербург
Филармония имени Д. Д. Шостаковича

12 октября, БЗФ

Илья Грингольц. © Предоставлено автором

В небольшом финском городе Лахти есть первоклассный симфонический оркестр, которым руководит талантливый дирижёр Дмитрий Слободенюк. Он учился в московской ЦМШ и в финской Академии Сибелиуса, где, в частности, занимался с такими зубрами дирижёрского мастерства, как Йорма Панула, Лейф Сегерстам и Эса-Пекка Салонен. В октябре симфонический оркестр города Лахти даёт концерт в Филармонии, и пропустить это событие никак нельзя. Тем более что с оркестром выступит замечательный скрипач Илья Грингольц, лауреат многих международных конкурсов, в прошлом петербуржец, ныне живущий в Швейцарии. Илья сыграет сольную партию во Втором скрипичном концерте Прокофьева. Во втором отделении прозвучит самая известная симфония Бетховена — Пятая.

13 октября, БЗФ

Московский камерный оркестр Musica Viva. © Пресс-служба оркестра

Моцарт и только Моцарт! Московский оркестр Musica Viva под управлением худрука — дирижёра и виолончелиста Александра Рудина — сыграет две последние, самые популярные симфонии австрийского гения: Сороковую соль-минорную и Сорок первую до-мажорную; соль-минорная получила неофициальное название «вертеровской», из-за смятенно-беспокойного настроения и взволнованного тона первой части; до-мажорная официально называется «Юпитер», что позволяет судить о характере музыки. Между симфониями прозвучит до-минорный Фортепианный концерт № 24, сольную партию в котором исполнит Алексей Любимов — московский пианист, знаток старинной музыки, пионер исторически информированного исполнительства в нашей стране. Любимов изучает и играет концерты Моцарта всю жизнь и обладает редкостными знаниями об этой музыке. И потому умеет найти и выявить в ней такие тонкие и изощрённые детали, что хорошо знакомая музыка вдруг открывается тебе совершенно новой и неизвестной стороной.

19 октября, БЗФ

Московский ансамбль современной музыки (МАСМ). © Пресс-служба оркестра

Московский ансамбль современной музыки (МАСМ) привозит интригующую программу, составленную из опусов американских и российских композиторов-минималистов, в частности — москвича Павла Карманова, чья пьеса Get In! в специальной редакции для ансамбля завершит программу, озаглавленную «Голос кита». Так (Vox Balaenae (Voice of the Whale)) называется и пьеса американского авангардиста Джорджа Крама, которую он написал, вдохновляясь «песнями» горбатого кита, — она тоже прозвучит в концерте. Откроется вечер «Вознесением» Мессиана для органа: невероятной красоты музыка, в которой органные тембры блещут, как чистые краски готических витражей. Превосходные музыканты ансамбля — пианист Михаил Дубов, флейтист Иван Бушуев, скрипач Владислав Песин, виолончелист Илья Рубинштейн и кларнетист Олег Танцов — сыграют «Коллаж на тему B-A-C-H» эстонца Арво Пярта и Sweet Air американца Дэвида Лэнга (название пьесы навеяно применением веселящего газа во время визита автора к стоматологу). Американский дискурс продолжит пьеса Майкла Наймана On the Fiddle, в которую автор включил темы, написанные им к трём фильмам Питера Гринуэя.

25 октября, МЗФ

Роман Трекель. © Предоставлено автором

Один из лучших немецких камерных певцов Роман Трекель споёт вокальный цикл Шуберта «Зимний путь» — шедевр, в котором сублимированы острое переживание бренности бытия и предощущение смерти. Музыка цикла не просто печальна — она мрачна и пессимистична настолько, что слушать её без слёз невозможно. Герой, покинутый всеми, бредёт по зимней дороге, обуреваемый воспоминаниями о другой, прошлой жизни, в которой были счастье и свет. Пропустить концерт никак нельзя; Трекель поёт «Зимний путь» много лет и довёл исполнение цикла практически до совершенства.

Международный фестиваль «Серебряная лира»
26 октября — 2 ноября

Фестиваль камерного исполнительства — так обозначили жанровые рамки мероприятия организаторы: Филармоническое общество Санкт-Петербурга и его руководитель Борис Березовский. И угадали: фестиваль удачно занял в петербургском филармоническом сезоне нишу, доселе никем не занятую. Теперь каждую осень, в последнюю неделю октября, в Большом и Малом залах Филармонии проходят камерные концерты, в которых выступают разнообразные ансамбли — от дуэтов до секстетов и камерных оркестров — из России и Европы. Концепция фестиваля — представить камерное исполнительство в самых разных его изводах и вариантах: от барокко до модерна и джаза. А конструктивный принцип составления программы прост: один концерт — одна страна. В этом году в восьми концертах фестиваля выступят музыканты из Австрии (в двух концертах), Венгрии, Нидерландов, Сербии, Азербайджана и России.

Особое внимание рекомендую обратить на дуэт петербургской пианистки Инги Дзекцер и венгерского виолончелиста Иштвана Вардаи 28 октября в МЗФ; в программе — Бетховен, Шуберт и Чайковский. А также на выступление легендарного австрийского Alban Berg Ensemble Wien 29 октября; ансамбль, носящий имя великого нововенца, был распущен — и вновь собрался, дабы отметить перекрёстный российско-австрийский Год музыки и культурных маршрутов. Музыканты представят на фестивале типично венскую программу: Фортепианный квартет Малера и Трио для фортепиано, кларнета и виолончели Брамса; программу дополнит Сюита для фортепиано (для левой руки), двух скрипок и виолончели Корнгольда.

31 октября, МЗФ

Ансамбль D’ACCORDO. © Оргкомитет фестиваля «Серебряная лира»

Особенные удовольствия для любителей старинной музыки на фестивале «Серебряная лира» обещает концерт барочного ансамбля DACCORDO из Баку. Программа вечера прельщает барочными изысками: «Чакона Скарамуша» Люлли соседствует с дуэтом из семи-оперы Пёрселла «Королева фей», Куранта Преториуса предваряет Aria Sopra la Bergamasca Учеллини и арию Ариоданта из одноимённой оперы Генделя. Звуковой ландшафт ночного Мадрида предстанет в поэтичных названиях частей квинтета Боккерини «Ночная музыка в Мадриде», в имитациях колокольного звона и перестуках деревянных молоточков чутких сторожей.

Богатую тембровую инструментальную палитру звучания ансамбля дополнят голоса превосходных солистов: контратенора Ильхама Назарова и сопрано Фариды Мамедовой. За клавесином — художественный руководитель ансамбля, пианистка Илаха Садых-заде.

Александринский театр

18 октября, Чёрный зал

Лукас Ниггли и Шарлотта Хуг. © Piotr Gruchala

Московский ансамбль новой музыки (МАСМ) — на сегодня не только лучший российский ансамбль современной музыки, но и один из лучших по международным стандартам. В Петербург приезжает часто, иногда несколько раз за сезон. И каждый раз знакомит публику с новыми и новейшими сочинениями. В этот раз МАСМ в содружестве со швейцарскими музыкантами — альтисткой и вокалисткой Шарлоттой Хуг и барабанщиком Лукасом Ниггли — представляет программу, озаглавленную, по аналогии с фильмом Спилберга, «Близкие контакты звуковой степени». Идея концерта — исследование зоны in-between: между композицией и импровизацией, ухом и глазом, между культурами. Импровизации Ниггли и Хуг прослаивают сочинения Маттиаса Штайнауэра, Дмитрия Курляндского, Йорга Фрея и Кирилла Широкова. В финале оба ансамбля исполнят новое произведение Шарлоты Хуг «hart, flüssig, transparent».

22 и 23 октября, Новая сцена

Спектакль «Проза». © Олимпия Орлова

«Проза» петербургского композитора Владимира Раннева создана на основе текста рассказа Юрия Мамлеева «Жених» и фрагментов повести Антона Чехова «Степь». По мысли автора, эти произведения, разделённые столетним временны́м промежутком, репрезентируют одного человека в разные моменты жизни. Спектакль, премьера которого прошла в 2017 году в московском Электротеатре Станиславский, привозит в Петербург фестиваль «Золотая Маска». Музыка оперы не предполагает инструментов и написана для восьми голосов, поющих a capella. Видеоряд же, придуманный известной петербургской художницей Мариной Алексеевой, «всё договаривает». Фактически художница пересказывает произведение Мамлеева в серии картинок, экспонирующихся на прозрачной плоскости-экране и выдержанных в стилистике американских комиксов — с пузырями, в которые вписаны фрагменты текста. Получился почти анимационный ролик, идущий на протяжении всей оперы, то есть почти полтора часа. Вокальная часть основана исключительно на чеховском тексте. Сопряжение двух текстов и двух типов их подачи создаёт известную диалогичность, а разнообразные визуальные и световые эффекты добавляют занимательности зрелищу. Автором идеи, либреттистом и режиссёром-постановщиком выступил автор — Владимир Раннев.

Москва
Концертный зал «Зарядье»

3 октября, Малый зал

Questa Musica. © Пресс-служба Концертного зала «Зарядье»

Вокально-инструментальный ансамбль Questa Musica, основанный в 2008 году дирижёром Филиппом Чижевским, специализируется на исполнении старинной и, в гораздо большей степени, современной музыки самого авангардного толка: достаточно упомянуть, что ансамблисты принимали участие в исполнении Симфонии для восьми голосов и оркестра Лучано Берио на Фестивале имени Кара Караева в Баку. Однако в новом зале ансамбль представит нетривиальную программу романтической и постромантической музыки. В программу вошли мотеты для хора Иоганнеса Брамса, а также два ранних опуса Арнольда Шёнберга, написанных им ещё до атонального периода, в момент увлечения музыкой Рихарда Штрауса и Вагнера: знаменитая «Просветлённая ночь» (op. 4), созданная для струнного секстета, но чаще исполняемая в версии для струнного оркестра, и очень красивый хор op. 13 a capella — «Мир на Земле». Программу завершит сочинение из разряда «популярная классика»: Маленькую ночную серенаду Моцарта знают все.

6 октября, Большой зал

«Кёльнская академия». © Пресс-служба Концертного зала «Зарядье»

Редкая возможность услышать ораторию Генделя «Соломон» в безукоризненно аутентичном исполнении: маэстро Михаэль Александр Уилленс, бессменный руководитель хора и оркестра «Кёльнская академия», уделяет особенное внимание изучению первоисточников и практикует научный подход к исполнению барочной музыки. Квинтет немецких солистов обеспечит высокий художественный уровень исполнения. Что до музыки Генделя, то оратория полна роскошных арий и дуэтов и считается одним из самых удачных его творений, написанных на пике композиторской формы. Одна из инструментальных интермедий — симфония The Arrival of the Queen of Sheba («Прибытие царицы Савской») — стала мировым хитом.

25 октября, Большой зал

Bang on a Can. © Пресс-служба Концертного зала «Зарядье»

Легендарный американский ансамбль современной музыки Bang on a Can появился в Нью-Йорке в конце 80-х; стиль Bang on a Can, зародившись в недрах музыкальных студий Йельского университета, положил начало новой эре американской музыки. За 30 лет существования этот бренд стал едва ли не самым знаменитым музыкальным брендом Америки; ансамбль оброс разнообразными институциями: летний фестиваль, фонд поддержки молодых композиторов, образовательные программы, уличный оркестр… А начиналось всё со слома концертного ритуала; молодые композиторы Майкл Гордон, Дэвид Лэнг и Джулия Вульф организовали в одном из баров Нью-Йорка концертный марафон, в котором смешались минимализм, world music, рок — и никаких антрактов или пуристской тишины: во время исполнения можно было свободно передвигаться по бару, заказывать выпивку. В Москву музыканты привозят мультимедийную композицию на 65 минут, под названием Road Trip. Она посвящена 30-летию ансамбля и его увлекательным странствиям по городам и весям Америки.

31 октября, Большой зал

Ton Koopman. Challenge Records. Сентябрь 2014. © Hans Morren

Знаменитый Амстердамский барочный оркестр выступит под управлением своего бессменного шефа Тона Копмана, клавесиниста, органиста и дирижёра, знатока барочной музыки и энтузиаста HIP — исторически информированного исполнительства. Звучание оркестра отличают изящество и мягкость. В 1992 году оркестр записал все кантаты Баха, за что был удостоен престижной премии Echo Klassik и других наград. А прошедшим летом принял участие в уникальном марафоне «Круг кантат» на Баховском фестивале в Лейпциге, где за три дня три коллектива исполнили 50 кантат Баха.

Московская программа составлена затейливо: в первом отделении — две оркестровые сюиты Баха (№ 3 и 4), выдержанные в тональности ре-мажор. Во втором сыграют два Бранденбургских концерта Баха — оба в тональности соль-мажор.

Музыкальный театр имени К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко

8 октября, Малая сцена

Спектакль «Триумф Времени и Бесчувствия». © Пресс-служба Музыкального театра имени К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко

«Триумф Времени и Бесчувствия» — серия спектаклей Константина Богомолова по оратории Генделя — вновь пройдёт на Малой сцене спустя пять месяцев после нашумевшей майской премьеры. Персонажи оратории — аллегорические фигуры Красоты, Удовольствия, Времени и Бесчувствия — вступают в диспут, в ходе которого Красота должна определиться с выбором: предаться Удовольствию или предпочесть морализм Времени и Бесчувствия. Богомолов, как водится, напридумывал по канве либретто Бенедетто Памфили много всякого разного: маньяк Чикатило убивает девушку, богатая старуха из Вены выходит замуж, католический священник записывается в ряды ИГИЛ, а шведская группа АВВА воссоединяется после долгих лет раздора. Многослойный, полифонический сценический текст провокативен и непредсказуем, но, по сути, абсолютно барочен по богатству фактуры и фантазийности приёмов. Отличная игра ансамбля Questa Musica и приглашённые солисты музыкально поддержат затейливый видеоряд, выдержанный в стилистике vanity, со всеми полагающимися ему атрибутами — символами тщеты: черепами, скелетами и свечами. Первая работа модного московского режиссёра в оперном театре определённо ему удалась; спектакль — из разряда must-see.

Фестиваль «Территория»

12–24 октября

Среди ошарашивающего разнообразия спектаклей, представленных в афише осеннего московского театрального фестиваля, собственно к музыкальным можно отнести от силы два. Впрочем, и они так или иначе балансируют на жанровых границах.

16 и 17 октября, Театр Наций

«Лекция о Ничто». © Пресс-служба Театра Наций

Безусловного внимания заслуживает «Лекция о Ничто» — великий мировоззренческий текст великого американского композитора-авангардиста Джона Кейджа, написанный в 1940 году. Не менее знаменитый американский режиссёр Роберт Уилсон (тот самый, что поставил в Театре Наций «Сказки Пушкина», а в Перми «Травиату») превратил лекцию в моноспектакль, в котором единственный актёр-чтец — он сам. Уилсон приезжает в Москву, чтобы сыграть в собственном спектакле, и это дорогого стоит.

19 и 20 октября, Театр Наций

KARAS. © Предоставлено танцевальной компанией KARAS

«Тристан и Изольда» — не опера, а пластический спектакль на музыку Вагнера, который привезёт на фестиваль японская танцевальная компания KARAS. Основатель компании и постановщик спектакля — легендарный японский танцовщик Сабуро Тэсигавара. Здесь он выступает в дуэте с танцовщицей Рихоко Сато.

Большой зал Консерватории

18 октября

Ансамбль «Студия новой музыки». © Пресс-служба Большого зала Консерватории

Ансамбль «Студия новой музыки», основанный и руководимый московским композитором Владимиром Тарнопольским, празднует 25-летие и по этому поводу представляет в БЗК программу из сочинений композиторов ХХ и ХХI веков. Причём каждый опус так или иначе отражает тему современного мегаполиса. На концерте прозвучат: «Суррогат» из цикла «Суррогатные города» немецкого драматурга и композитора Хайнера Гёббельса; «Безымянный город» одного из самых интересных и нестандартно мыслящих итальянских композиторов конца ХХ века Фаусто Ромителли; «Жизнь города» американского минималиста Стива Райха; «Атлантида» Мортона Фелдмана. А завершат программу сочинение Владимира Тарнопольского Eastanbul и фрагменты из оперетты Дмитрия Шостаковича «Москва, Черёмушки». За дирижёрским пультом — Игорь Дронов.

Большой театр

19, 21, 23 октября, Новая сцена

Спектакль «Альцина». © Пресс-служба Большого театра

«Альцина» — спектакль Кэти Митчелл по опере Генделя. Действие развивается на волшебном острове, где царит могущественная волшебница, превращающая людей в зверей; у неё в плену томится заколдованный рыцарь Руджеро, которого в конце концов освобождает бесстрашная возлюбленная. Количество виртуозных и эффектных арий у каждого персонажа колеблется, как водится в настоящей барочной опере, от пяти до восьми, а музыка полна страсти и огня. Премьера спектакля состоялась на фестивале в Экс-ан-Провансе в 2015 году; партию Альцины пела Барбара Ханниган. На Новую сцену Большого театра спектакль перенесли в 2017-м, уже с другим составом исполнителей. Кто не успел посмотреть спектакль — советую пойти, хотя бы для того, чтобы получить представление о режиссёрской манере Митчелл. К тому же за дирижёрский пульт встанет известный «старинщик» Андреа Маркон.

Лондон
Ковент-Гарден

28 сентября — 2 ноября

Тетралогия «Кольцо нибелунга». «Валькирия». © Пресс-служба Ковент-Гардена

Тетралогия «Кольцо нибелунга», циклопическое оперное творение Рихарда Вагнера, в котором он развёртывает величественную сагу, повествующую о богах и героях, предопределении и свободной воле, пройдёт четыре раза кряду на сцене главного оперного театра Британии. Постановка известного режиссёра Кита Уорнера и сценографа Стефаноса Лазаридиса возобновлена спустя много лет после премьеры, состоявшейся в 2004–2006 годах. Все ведущие партии поют первоклассные певцы: Нина Штемме, Джон Лундгрен, Мартин Кранц, Сара Коннолли, Стюарт Скелтон, Стивен Миллинг. За дирижёрским пультом — музыкальный руководитель театра Антонио Паппано.

Париж
Парижская опера

Парижская опера открывает юбилейный, 350-й сезон соединённым залпом важных премьер на двух своих сценах: в Опера Бастий и в Опера Гарнье.

3, 6 и 9 октября, Опера Бастий

Спектакль «Тристан и Изольда». © Пресс-служба Опера Бастий

Вновь возвращается на сцену легендарный спектакль Питера Селларса и выдающегося видеодизайнера Билла Виолы «Тристан и Изольда», премьера которого состоялась в 2005 году, ещё при интендантстве Жерара Мортье. В обновлённом спектакле — абсолютно звёздный состав. Тристан — Андреас Шагер, лучший на сегодня исполнитель этой сложнейшей партии. Короля Марка споёт выдающийся немецкий бас Рене Папе. Изольда — Мартина Серафин, Брангена — Екатерина Губанова.

28 сентября — 24 октября, Опера Бастий

Опера «Гугеноты». © Пресс-служба Опера Бастий

Премьера «Гугенотов» Джакомо Мейербера обещает стать событием экстраординарным по размаху и масштабу. Мейербер считается мастером жанра «большой французской оперы» — пятиактной, многофигурной, эффектной, с немалым количеством массовых драматических сцен и балетом; а «Гугеноты», написанные на либретто выдающегося драматурга Эжена Скриба, считаются одним из самых ярких и хрестоматийных примеров этого жанра. Любовная история Маргариты Валуа развивается на фоне страшной резни Варфоломеевской ночи; лирические эпизоды оттенены размашистыми хорами, протестантские хоралы — цыганскими плясками. Ставит «Гугенотов» немецкий режиссёр Андреас Кригенбург, сделавший себе имя в оперном театре постановками «Воццека» и «Кольца нибелунгов» в Мюнхене и «Леди Макбет Мценского уезда» в Зальцбурге. Участие сценографа Харальда Б. Тора позволяет предположить, что на сцене будут воздвигнуты впечатляющие и грандиозные конструкции. В партии Маргариты Валуа заявлена блестящее немецкое сопрано Диана Дамрау. За дирижёрским пультом — опытный Микеле Мариотти.

26 сентября — 17 октября, Опера Гарнье

Опера «Береника». © Пресс-служба Опера Гарнье

Мировая премьера оперы известного швейцарского композитора Микаэля Жарреля «Береника», судя по сильной постановочной команде и великолепному ансамблю солистов, обещает стать гвоздём осеннего оперного сезона. Ставит спектакль весьма востребованный немецкий режиссёр Клаус Гут, дирижирует музыкальный руководитель Парижской оперы Филипп Жордан; партию Тита поёт превосходный датский баритон Бо Сковхус, партию Береники — харизматичная Барбара Ханниган.

Жаррель обратился к известной истории времён Древнего Рима, которая стала сюжетной основой одноимённой трагедии Расина, — истории любви римского императора Тита к иудейской царице Беренике. Известно, что Тит привёз Беренику в Рим и намеревался сделать её императрицей, но затем передумал и отослал от себя. Расин трактует сюжет в духе классицистской трагедии, как извечный конфликт между личным и общественным. Жаррель, если исходить из особенностей его стиля и дарования, скорее всего, превратит трагедию в пронзительно лирический музыкальный рассказ.


Текст: Гюляра Садых-заде

Заглавная иллюстрация: дирижёр Дмитрий Слободенюк и симфонический оркестр города Лахти. © Пресс-служба Санкт-Петербургской филармонии имени Д. Д. Шостаковича