28 августа 2018

Выбор критика: музыкальные события сентября от Гюляры Садых-заде

0L3B0001

В сентябре оперные театры и концертные залы распахивают двери после долгих летних каникул. Начинается новый сезон — 2018/19. И открыть его следует максимально эффектно, чтобы не было мучительно больно за упущенную возможность привлечь новую публику и заразить её желанием регулярно заглядывать в Филармонию.

В Петербурге

Санкт-Петербургская филармония официально начинает сезон с 25 сентября; эта дата приурочена к дню рождения Дмитрия Шостаковича, имя которого носит богоспасаемое заведение. Что вовсе не означает, что до 25 сентября концертов не будет. Напротив, это время — удачная возможность проводить в Большом и Малом залах так называемые арендные концерты, то есть организуемые не Филармонией, а другими институциями.

12–13 сентября, БЗФ

Концертный цикл, организованный агентством «Камертон», — редкая возможность услышать в течение двух вечеров все фортепианные концерты Сергея Рахманинова в исполнении лучших петербургских пианистов: Николая Мажары, Павла Райкеруса, Мирослава Култышева, Александра Пироженко, Сергея Редькина и Петра Лаула. Все они — выпускники петербургской школы-«десятилетки» и Санкт-Петербургской консерватории, обременены премиями международных конкурсов. Отличный повод познакомиться с цветом петербургской фортепианной школы. И усладить ухо музыкой Рахманинова, которая обладает весьма ценными свойствами: красивыми мелодиями, общительностью и доступностью.

За пульт Санкт-Петербургского государственного академического симфонического оркестра (не путать с АСО — вторым филармоническим оркестром!) встанет петербургский же дирижёр Александр Титов. Марафон фортепианных концертов приурочен к юбилею Сергея Рахманинова.

25 сентября, БЗФ

На открытии филармонического сезона всегда выступает первый филармонический оркестр — ЗКР — под управлением своего бессменного (с 1988 года) главного дирижёра и художественного руководителя Филармонии Юрия Темирканова. Как правило, открытие превращается в неофициальное чествование Юрия Хатуевича: в гостевой ложе «В» собираются друзья Филармонии и друзья худрука, официальные лица, спонсоры и селебрити, — словом, питерская элита. Так что первый концерт сезона — не только художественное, но и светское событие; это дополнительно подогревает желание публики попасть на престижное мероприятие.

В нынешнем году программа концертов подчёркнуто конвенциональна: Николай Луганский, один из лучших российских пианистов, сыграет сольную партию во Втором фортепианном концерте Брамса. Засим прозвучит Пятая симфония Шостаковича.

26 сентября, БЗФ

Концерт обещает особенные музыкальные удовольствия: скрипач Сергей Крылов и пианист Борис Березовский сыграют Сонату для скрипки и фортепиано си-бемоль мажор Моцарта, знаменитую «Крейцерову» сонату Бетховена и Фантазию до мажор для скрипки и фортепиано Шуберта. Березовский — виртуоз, наделённый природной беглостью пальцев, превосходный, тонко чувствующий музыкант с развитым чувством формы и стиля. Неистовый Сергей Крылов умеет извлекать из своей скрипки звуки мощные, неукротимые, полные витальной силы; его можно назвать одним из самых ярких скрипачей нашего времени. Этот выдающийся дуэт двух первоклассных музыкантов пропустить нельзя ни в коем случае.

***

Даниил Трифонов. Фото: www.classicalmusicnews.ru

В Мариинском театре — втором важнейшем музыкальном заведении Петербурга — сезон открывается 10 сентября.

В Концертном зале — клавирабендом Даниила Трифонова, лауреата конкурсов Чайковского и Шопена, завоевавшего за короткий срок мировую известность. В августе он блистательно отыграл сольный концерт на Зальцбургском фестивале, собрав полный зал Фестшпильхауса, на 2 100 мест. А в Петербурге Трифонов сыграет Восемнадцатую сонату Бетховена, «Пестрые листки» Шумана и Восьмую сонату Прокофьева.

В этот же день, двумя часами позже, на Новой сцене Мариинского театра покажут премьеру прошлого сезона — «Царскую невесту» Римского-Корсакова в постановке Александра Кузина. За дирижёрским пультом — Валерий Гергиев, партию Григория Грязнóго споёт ведущий баритон театра Алексей Марков, Любашу — Юлия Маточкина, Марфу — Ангелина Ахмедова.

11 сентября, КЗ

А на следующий день, 11 сентября, Гергиев и Трифонов встретятся в Концертном зале. В программе — Пятый фортепианный концерт Бетховена и Шестая симфония Малера. Если всё сложится удачно, слушателей ждут яркие и глубокие художественные впечатления. Гергиев со своим оркестром Мариинского театра и Трифонов часто выступают вместе, так что контакт между ними налажен давно. А Малер у Гергиева получается иногда просто гениально, но это уж как повезёт.

***

Зал Академической капеллы, 27 сентября

В конце сентября начинается ежегодный фестиваль старинной музыки Early Music, основанный в 1998 году тогдашним директором Британского совета Элизабет Уайт, Марком де Мони и барочным скрипачом Андреем Решетиным. За прошедшие 20 лет фестиваль переживал времена упадка, терял основателей и обретал новую поддержку. Сегодня фестивалем единолично руководит Андрей Решетин, который основал на его базе петербургский барочный «Оркестр Екатерины Великой» — ныне бессменный оркестр-резидент фестиваля. Европейские барочные ансамбли появляются в афише всё реже. В последние годы основные силы и средства направляются на какой-то один крупный и амбициозный проект, вроде постановок ранних опер времён Екатерины на сцене Эрмитажного театра.

В этом году самое многообещающее событие фестиваля приходится на открытие. В Капелле выступит британский коллектив, специализирующийся на исполнении барочной музыки. The Taverner Choir, Consort & Players состоит из барочного оркестра, хора и солистов и практикует исторически информированное исполнительство на исторических же инструментах — либо подлинных, либо репликах. Ансамбль носит имя британского композитора XVI века Джона Тавернера; основал его и руководит им дирижёр Эндрю Пэрротт. В Петербурге британцы исполнят «Страсти по Иоанну» Иоганна Себастьяна Баха, великое ораториальное сочинение, посвящённое Страстям Христовым. Репутация ансамбля и выбор произведения позволяют надеяться на экстраординарное исполнение.

***

В Москве

6 сентября, БЗК

В сентябре открывает свой сезон и Московская филармония. В этом году он начинается со знакового события: ГАСО (Государственный академический симфонический оркестр России имени Е. Ф. Светланова) — даёт концерт, посвящённый памяти бывшего главного дирижёра, Евгения Светланова, с которым оркестр в советские времена записал весь корпус русской симфонической музыки, циклы симфоний Малера, Брамса и много чего ещё. При Светланове ГАСО считался лучшим российским оркестром. Слава его померкла в 90-х и нулевых, но стала возрождаться с приходом на пост главного дирижёра просвещённого и утончённого интеллектуала Владимира Юровского. Он открыл новую эпоху в истории славного коллектива.

Однако концерт, приуроченный к 90-летию Светланова, проведёт не Юровский, а главный приглашённый дирижёр ГАСО Василий Петренко. Недавно пришла весть, что Петренко, делящий своё время между руководством Филармоническим оркестром Осло (где, к слову, начинал карьеру Марис Янсонс), Ливерпульским королевским симфоническим оркестром (качество игры которого, по свидетельству критиков, он сумел улучшить кардинально) и Молодёжным оркестром Евросоюза (весьма почётная позиция), дал согласие возглавить с сезона 2021/22 Лондонский королевский филармонический оркестр: ещё одно свидетельство торжества петербургской дирижёрской школы на международной музыкальной сцене.

Василия Петренко отличают цепкий и ясный ум, безупречная чёткость жеста, умение грамотно выстроить репетицию и наладить контакт с оркестром. Но главное — он владеет таинственным свойством воспламенить собственным слышанием оркестр, даже незнакомый, а это дорогого стоит.

В программу симфонического концерта с ГАСО вошло собственное сочинение Светланова — Первая рапсодия («Картины Испании»). А также Второй фортепианный концерт Листа (за роялем — македонский солист Симон Трпчески) и Вторая симфония Рахманинова.

Ансамбль старинной музыки Il Giardino Armonico. Исполнение Concerto in D Major for lute RV 93 Вивальди

17 сентября, КЗЧ

В сентябре в Москву приезжает знаменитый итальянский ансамбль старинной музыки Il Giardino Armonico (худрук, дирижёр и солист — Джованни Антонини). Один из лучших в мире барочных ансамблей подобрал для московских гастролей изысканную программу: он исполнит сюиту Battalia Бибера, Кончерто гроссо № 12 Джеминиани, два концерта — для скрипки и для блокфлейты — Вивальди. Завершат программу увертюра к опере Гайдна «Необитаемый остров» и его же Сорок пятая симфония, известная как «Прощальная». В финале музыканты по очереди покидают сцену, гася за собою свечи.

***

29–30 сентября, Большой театр

Неслыханное дело — главный оперный театр страны снизошёл до оперетты. Справедливости ради надо заметить, что прецеденты бывали: лет десять тому назад режиссёр Василий Бархатов в содружестве со сценографом Зиновием Марголиным поставил на исторической сцене Большого «Летучую мышь» Иоганна Штрауса. А в этом году и повод вполне весомый, да и музыка оперетты, выбранной для постановки, прямо скажем, неплохая — зажигательная, полная юмора и драйва. Словом, не будем томить: Большой театр решил не отставать от мира и отметить 100-летие Леонарда Бернстайна, выдающегося американского композитора и дирижёра, любимого как в Новом, так и в Старом Свете, постановкой оперетты «Кандид». Полная чудесных мелодий, виртуозных арий и забавных ситуаций, она предоставляет отличный материал для постановщиков, которым не чуждо чувство юмора, а Алексей Франдетти как раз из таких. Специалист по мюзиклу, он начинал как актёр и переводчик либретто мюзиклов Уэббера — и постепенно стал довольно модным режиссёром в Москве. Франдетти привлёк к постановке свою всегдашнюю команду: художника Тимофея Рябушинского и художницу по костюмам Викторию Севрюкову. Все трое — неоднократные лауреаты «Золотой маски». Полагаю, спектакль получится феерически смешной, остроумный и красочный. За дирижёрский пульт встанет музыкальный руководитель Большого театра Туган Сохиев.

***

В Берлине

31 августа — 18 сентября

Берлинская филармония традиционно начинает свой сезон с мощного фестиваля, в котором равно представлена как симфоническая, так и камерная музыка: Musikfest Berlin.

Фестиваль входит в состав мощной культурной институции — Berliner Festspiele, ответственной за организацию крупнейших культурных событий в немецкой столице: Берлинского джазового фестиваля, фестиваля современной музыки MaerzMusik, фестиваля Theatertreffen («Театральные встречи»), фестиваля современного искусства Immersion («Погружение»), арт-выставок в пространстве Martin-Gropius-Bau.

Программу Musikfest Berlin формирует его художественный руководитель, известный немецкий музыковед Винрих Хопп. В этом году она посвящена выдающимся композиторским фигурам ХХ века: в фокусе оказались немецкий композитор Бернд Алоиз Циммерман, Клод Дебюсси, Пьер Булез, Карлхайнц Штокхаузен. Девиз фестиваля — «Ритуалы, обряды, действия и симфонии» — уже подсказывает, с какого сочинения он начнётся: конечно же, с «Ритуала памяти Бруно Мадерны» Пьера Булеза. Причём в исполнении Даниэля Баренбойма за пультом Берлинской штаатскапеллы; а Баренбойм — один из лучших интерпретаторов Булеза ещё с тех времён, когда они оба были молодыми.

В дни фестиваля в зале Берлинской филармонии выступят ведущие берлинские оркестры и оркестры-гастролёры со своими шефами: Роттердамский филармонический с Янником Незе-Сегеном, Амстердамский королевский оркестр «Консертгебау» с Манфредом Хонеком, «Мюнхенские филармоники» с Валерием Гергиевым и Бостонский симфонический оркестр с Андрисом Нелсонсом. Завершит фестивальный марафон выступление оркестра Люцернской молодёжной академии, в своё время основанной Пьером Булезом на базе Люцернского фестиваля. Молодёжный оркестр под управлением маститого композитора и дирижёра Петера Этвёша исполнит одно из центральных сочинений Штокхаузена — Inori.

Дополнят ретроспективу музыки Штокхаузена три камерных концерта с участием французского пианиста Пьера-Лорана Эмара (13, 15 и 17 сентября).

Пьер-Лоран Эмар. Фото: www.mariinsky.ru

Валерий Гергиев со своим мюнхенским оркестром исполнит кантату Бернда Алоиза Циммермана «Екклесиастическое действо» — глубоко пессимистическое сочинение для большого оркестра, хора, солиста и чтеца. В нём автор использовал текст монолога Великого инквизитора из романа Достоевского «Братья Карамазовы», фрагменты Книги Екклесиаста и цитату из хорала Es ist genug («Довольно»), к мелодии которого обращались Бах в кантате O Ewigkeit, du Donnerwort и Альбан Берг в Скрипичном концерте.

Опусы представителей послевоенного музыкального авангарда соседствуют в программе с сочинениями Стравинского, Вагнера, Брукнера, Малера и Веберна. Отдельный сюжет — это выступления Берлинского филармонического оркестра: на сей раз за пульт встанет композитор и дирижёр Джордж Бенджамин, автор опер, ставших классикой XXI века, — «Написано на коже» и «Уроки любви и жестокости». Всего же на фестивале пройдёт 27 концертов, на которых будут исполнены сочинения 25 композиторов.


Текст: Гюляра Садых-заде

Заглавная иллюстрация: Юрий Темирканов, художественный руководитель и главный дирижёр Академического симфонического оркестра Санкт-Петербургской государственной филармонии