10 апреля 2018

Нарисуем — будем жить. “House for Sale” Дмитрия Грецкого и Евгении Кац в галерее Марины Гисич

gisich-12

В галерее Марины Гисич открылась выставка живущей в Канаде пары художников Дмитрия Грецкого и Евгении Кац “House for Sale”. О «квартирном вопросе» — Павел Герасименко.

Экспозиция в галерее Марины Гисич состоит из девяти графических листов необычайно большого формата, а специально придуманная художниками инсталляция служит комментарием к их содержанию. Новые графические работы художников приближены к живописи по охвату пространства и монументальности. Все они выполнены грифелем на листах шириной полтора метра, максимально возможной для бумаги в рулонах. Плотная сетка штрихов создает глубокий объем, вблизи и на расстоянии поверхность листов воспринимается по-разному, так что графику можно долго и с увлечением рассматривать как картины. Их герои — пара художников, осваивающая новое жилище. Переехав в собственный дом, можно наслаждаться свободой, не стесняясь ходить в костюме Адама и Евы, исследовать все помещения, привыкая к углам нового пространства.

Интерьеры квартир были темой живописной серии Living Space, начатой в 2014 году. В новом проекте Грецкий и Кац продолжают освещать «квартирный вопрос», как он видится им в Торонто, где они живут и работают. Художники смогли удачно адаптироваться в новой художественной среде, поэтому теперь их работы естественно смотрятся в контексте богатой традиции североамериканской фигуративной живописи второй половины прошлого века и наших дней. Объективизирующая и ровная интонация очень идет этим графическим листам, на ум приходят художники типа Филипа Пёрлстайна — на картинах этого близкого друга и соученика Энди Уорхола обнаженные люди так же изображены в рядовых домашних ситуациях.

Проект Грецкого и Кац лишен социальной озабоченности: радость от вселения в новый дом пока что превосходит возможные проблемы. Но инсталляция, устроенная в выставочном пространстве, создает у зрителя чувство беспокойства, сравнимое с обнаруженными строительными недоделками. Оно начинается постепенно — переступив порог галереи, сразу чувствуешь запах строительного магазина, пиленой доски и клея. Дальше идет «квадратный метр жилплощади», сооруженный из бруса и фанеры, укрепленный по швам монтажной пеной и снабженный электропроводкой, а внутри него уже разъезжает робот-пылесос. Макет будущего отбрасывает на стену галереи тень и превращается в многоэтажное здание мечты, а в проекции по соседству чередуются картинки из каталога недвижимости, — такой предел критики положен художниками.

Новые работы Грецкого и Кац могут существовать и без инсталляционного сопровождения. Рядом с внушительной и эффектной графикой на стенах теряются прямоугольники фанерных щитов — такими закрывают окна в пустующих или выставленных на продажу домах. По словам художников, они похожи на повернутые к стене планшеты для рисунков.

Проект “House for Sale” экспонируется в галерее Марины Гисич до 27 мая 2018 года.


Текст: Павел Герасименко

Фото: Marina Gisich Gallery