Неделя МАММ в Masters. Антонио Джеуза — о том, что нужно знать о медиа-арте

Art-Nouveau1-2 (1)

26 мая в школе Masters искусствовед и куратор Антонио Джеуза прочтет лекцию «История искусства новых технологий: что нужно знать о медиаарте?» в рамках недели Мультимедиа Арт МузеяНакануне лекции редакция Masters Journal побеседовала с одним из главных специалистов по истории медиаарта в России и составила небольшую шпаргалку для тех, кто только начинает знакомиться с этим искусством.

О том, что такое медиа-арт

Это очень интересное сочетание слов — «медиа» и «искусство». На самом деле «медиа» — это всего лишь «инструмент». В живописи, например, инструменты — холст, масло, кисточки, карандаш. Так что любое произведение искусства можно назвать медиаартом — в широком смысле. Но принято считать, что медиаарт — это искусство, созданное с помощью новых технологий, когда традиционные инструменты художнику заменяют компьютер, видеокамеры, мобильные телефоны и другие гаджеты.

О том, когда началась история медиа-арта

Современное искусство начало развиваться после Второй мировой войны — с 1950-х. Поэтому, когда мы говорим о медиаарте сегодня, мы тоже ведем отсчет от этого периода. Те художники, которые использовали технологии в своей работе ранее, очень важны для истории искусства, но это немного другая коллизия — исследователи медиаарта сейчас в первую очередь фокусируются на том, как новые технологии развиваются в contemporary art.

Первые технологии этого времени — огромные компьютеры, работавшие с перфокартами, видеокамеры. Сегодня мы живем в гипертехнологическом мире, в котором существуют сенсоры, искусственный интеллект и многое другое. Но очень интересно, когда мы рассматриваем развитие технологического искусства, видеть общую линию развития, которая объединяет современных медиа-художников и пионеров.

Нам Джун Пайк, инсталляция «TV Garden»

Искусство — это сообщение. Мы воспринимаем определенную идею, которую художник вкладывал в работу. При этом, создавая произведение, художник так или иначе вступает в диалог с предшествующей традицией — искусства вне искусства не бывает. Так что очень важно, условно говоря, следить за тем, какие технологии художник использует сегодня — и какие использовались 20 лет, потому что инструмент всегда влияет на содержание.

Первые выставки медиаарта начали проходить приблизительно в 1960-е годы. Новые технологические инструменты ассоциировались с чистой свободой, с чистым экспериментом — и 1960-е были временем свободы, экспериментов, протестных движений. Появившиеся в это время технологии позволили людям самостоятельно делать работы: раньше, если я хотел делать кино, мне нужны были большие деньги, нужна команда людей — а теперь с видеокамерой я могу все делать сам, могу сам показывать эти работы, мне не нужен куратор, музей. Казалось, что новое искусство — это и есть свобода.

Если говорить о России, то здесь были другие условия, и художники начали активно экспериментировать с технологиями после перестройки — просто потому, что в 1960-х видеокамер и компьютеров у них не было. Первые выставки проходили уже после распада Советского союза — в Петербурге, в Москве, в Казани, где работала группа «Прометей».

Журнальная статья, посвященная казанскому НИИ «Прометей» — пионерам российского медиаарта

О том, как подготовиться к восприятию медиапроизведений на большой выставке

Первый совет — читать экспликации. Текст о произведении дает нам очень важный ключ, потому что, например, многие видео лишены сюжета — но, когда у нас есть ключ, мы можем понять, что происходит на экране, за несколько секунд. А в работе, наоборот, идет развернутое многочасовое повествование — благодаря экспликации мы будем к этому подготовлены.

Второе — всегда важно название работы. Именно оно обычно вдохновляет нас на то, чтобы что-то посмотреть.

Третье — даже если нас пугает мысль о том, что видео может длиться 45 минут, нужно попробовать провести с ним хотя бы немного времени. Иногда достаточно подождать 2-3 минуты — а потом работа сама возьмет тебя за руку и поведет туда, где захочется задержаться.


Текст: Александра Воробьёва

Фото: theoryandpractice.ru, Nam June Paik Art Center, архив СКБ «Прометей»