27 ноября 2018

«Новый Европейский Театр»: NET НЕТ да и да

Мы берём это на себя_NET

Скажем честно: пережить тёмную и пока всё ещё бесснежную московскую зиму непросто. Помочь в этом могут лишь многочисленные развлечения, на которые не скупятся московские театры, выставочные залы и фестивали. Вслед за «Территорией», исправно спасавшей столичных зрителей от осенней, октябрьской хандры, пришло время «Нового Европейского Театра». Отмечающий в этом году 20-летие знаменитый фестиваль открывается 30 ноября, аккурат накануне зимы, и целых 20 дней будет исправно рассказывать своим верным зрителям, что в действительности такое настоящий театр — новый и европейский. Подробнее про NET 2018 — в материале куратора его кинопрограммы и нашего автора Ники Пархомовской.

НЕТ так NET

Не буду скрывать: я люблю NET больше других московских фестивалей. Не потому, что несколько лет работала там административным директором. И не потому, что в 2016-м выпустила на нём свой важнейший продюсерский эксперимент — спектакль Жерома Беля Gala с участием 20 людей из разных социальных слоёв. И даже не потому, что в этом году по крупицам собирала кинопрограмму, столкнувшись со всеми прелестями старых добрых спектаклей, записанных на допотопные видеокассеты, и авторских прав, которые принадлежат кому угодно, кроме театров и режиссёров. Я люблю NET за это его звучное и однозначное «НЕТ», за то, что он не похож на других, не притворяется тем, кем не является, и по-прежнему радикален, несмотря на почтенный возраст и серьёзное положение в столичном театральном обществе.

NET — это никогда не тусовка, не светский раут, не развлечение и не попытка «снизойти до публики». Это почти всегда вызов, полемика, разговор. И эта особенность заложена в самой структуре фестиваля, который придумывает не один художественный руководитель и не большая команда единомышленников, а только два арт-директора, театральных критика с не всегда похожими взглядами на театр и его природу. Подобно тому как сам NET рождается в диалоге, его программа провоцирует на споры и обсуждения, вопросы и дискуссии. Кстати, в этом году — чуть ли не впервые за всю историю фестиваля — Марина Давыдова и Роман Должанский выступят с двойным стендапом на тему «Всё, что вы хотели знать о NET, но не знали, где спросить», и бог ведает какие неожиданности нам сулит этот публичный сеанс саморазоблачения.

Несмотря на почтенный возраст, NET остаётся смелым экспериментатором, со временем он не бронзовеет и не скучнеет, а придумывает всё новые ходы и козыри. В этот раз их несколько, и они всех мастей: от спектаклей, которые никто уже и не чаял увидеть в России (пусть и на киноэкране), до главного театрального блокбастера года, уходящего со сцены сразу после московских показов, и последних гастролей добровольно закрывшегося европейского театра. Неудивительно, что билеты на большинство событий разошлись в первые несколько дней (а то и часов) после старта продаж, и теперь тем, кто не успел, остаётся лишь радоваться, что они всё-таки не опоздали: среди нововведений этого года не только кинопоказы, но и онлайн-трансляции многих событий фестиваля.

Важнейшим из искусств для нас является NET

Спектаклями на большом экране больше никого не удивишь. Живёт и здравствует TheatreHD — прекрасный проект арт-объединения CoolConnections. В кино показывают английские мюзиклы, французские комедии (и трагедии тоже, но преимущественно из «Комеди Франсез»), американские оперы и русские балеты. Однако того, что мы называем новым европейским театром, андеграунда и эксперимента, в репертуаре кинотеатров нет и не предвидится. Три дня в начале NET 2018 — редкая возможность посмотреть на большом экране то, чего не сыщешь ни на каких торрентах и в бесплатных интернет-просмотрщиках: спектакли, которые фестиваль в разные годы привозил в Москву, а теперь представляет в оцифрованных видеоверсиях с субтитрами и без.

Давным-давно ставший классикой мрачноватый «Войцек» Жозефа Наджа и спорная, немного китчевая «Деменция» Корнеля Мундруцо (более известного как раз в качестве кинорежиссёра). Ироничный «Мой большой спектакль» Давида Эспиносы, который зрители когда-то разглядывали в бинокли, и пронзительная история Ромео и Джульетты от Оскараса Коршуноваса, разворачивающаяся посреди клубóв муки́. Скандальная «Оргия толерантности» любимца московской публики Яна Фабра и нежнейшая «Долгая жизнь» Алвиса Херманиса, который вряд ли когда-нибудь согласится вновь приехать на гастроли в Россию. Вдвойне важно, что спектакли покажут не только в Москве, но ещё в четырёх городах, в том числе в далёком от столиц Екатеринбурге и экзотичном по меркам современного театрального искусства Калининграде. А некоторые сеансы будут сопровождаться встречами с самими режиссёрами; так, 1 декабря о своём идеальном театре зрителям поведает испанец Эспиноса, а на следующий день о своей жизни в искусстве расскажет литовец Коршуновас.

На NET и суда нет

В программе нынешнего NET несколько больших фестивальных хитов, но ещё больше — имён и названий, незнакомых широкой публике. С Кристофом Марталером и цюрихским Schauspielhaus соседствуют Цви Саар и израильская Hazira Performance Art Arena, а с эстонцем Тийтом Оясоо — полька Марта Гурницка. Любопытно, что два самых известных спектакля фестиваля в Москве будут сыграны в последний раз в истории: швейцарский хит «Мы берём это на себя» после показа в Театре Наций 10–11 декабря снимают с репертуара, а своей «Грязью» по Уэльбеку и Сологубу основанный в 2005 году таллинский Teater NO99, в 2013-м приезжавший в Москву как раз в рамках NET, навсегда попрощается со зрителем.

Прощание обещает стать по-настоящему громким: нет никаких оснований думать, что в Москве оно будет менее эмоциональным, чем 8 ноября в Таллине, когда после спектакля № 030 «Капитан Джон» знаменитый театр похоронил сам себя под поминальные песни и большое количество водки с солёными огурцами. Драматизма московскому показу добавляет то, что уж он-то наверняка последний: думаю, проникнуть в Центр Мейерхольда 19 декабря будет ох как непросто. Зато тем, кто озаботился покупкой билетов ещё до того, как в конце октября один из самых успешных и востребованных коллективов мира объявил о самоликвидации, повезло вдвойне: двум сотням счастливчиков в награду достанутся не только слёзы эмоциональных эстонских артистов, но и памятные бутылки с настоящей грязью.

Интерактива на NET в этом году вообще хватает. Зрители «Камиллы» вместо того, чтобы неистово аплодировать в финале, готовы часами помогать Анне Гарафеевой разгребать манную крупу, заботливо рассыпанную по сцене художницей Ксенией Перетрухиной; действие «Марксофонии» Алексея Коханова и Александра Белоусова в буквальном смысле окутывает публику Электротеатра Станиславский, а стилизованное под телевизионное реалити-шоу холокост-кабаре «Суд над Джоном Демьянюком» Ильи Мощицкого провоцирует каждого сидящего в зале на участие в суде над нацистским преступником и выяснение, кто из присутствующих его презирает.

Импровизационным будет ещё один большой проект фестиваля — серия спектаклей «Белый кролик Красный кролик» с участием звёзд российского театра, кино и телевидения. Идея иранского режиссёра Нассима Солейманпура в том, что звезда, будь то Сергей Епишев или Алиса Гребенщикова, получает текст пьесы, в которой ему/ей придётся участвовать, прямо на глазах у публики. И начинает разыгрывать историю без единой репетиции, как бы вне режиссуры и привычных схем. Театр в своей квинтэссенции, театр без спецэффектов, декораций и грима, театр с чистого листа — вот что такое NET 2018 и его новый европейский взгляд. Думаю, именно такой театр на самом деле и нужен нам — уставшим и немного разочарованным — сегодня.


Текст: Ника Пархомовская

Заглавная иллюстрация: из постановки «Мы берём это на себя» (режиссёр Кристоф Марталер)