22 мая 2019

Олимпийские игры и игрища

Магда Хюкель

Когда речь идёт о спорте высоких достижений, Олимпиада — синоним успеха и признания (а иногда ещё и нечистой игры), но если речь заходит о театре, это прежде всего знак качества. Петербургу в нынешнем году повезло: мало того что 15 июня здесь при большом стечении театральных звёзд официально откроется IX Театральная олимпиада, так ещё в течение полугода сюда будут приезжать едва ли не все главные режиссёры и спектакли современности. Как не потеряться в этом разнообразии и выбрать из всего калейдоскопа событий то, что нужно увидеть именно вам, — рассказывает театральный критик и продюсер Ника Пархомовская.

На старт, внимание, марш

Театральное олимпийское движение зародилось куда позже спортивного, всего 25 лет назад. Тогда, в 1994 году, первую Театральную олимпиаду сыграли в Греции, на родине Талии и Мельпомены. Потом Олимпиада проводилась в Польше и Китае, в Японии и Корее, Турции и Москве (2001). Наконец, в этом году Олимпиада впервые приедет в Петербург и также впервые одновременно пройдёт ещё в одном городе — японской Тоге, откуда родом знаменитый режиссёр Тадаcи Судзуки, многолетний член её Международного комитета. Но если в горной японской деревушке, месте паломничества тех, кто интересуется нетрадиционным, физическим театром, сыграют всего два спектакля нашей Александринки, то в Питере Олимпиада превратится в долгосрочный марафон, который продлится с июня по декабрь.

«Возвращение Диониса». Саввас Струмпос (Дионис), реж. Теодорос Терзопулос

Стартует Олимпиада 8 июня, и, как это ни удивительно, не в Питере, а на Дальнем Востоке. Начнётся всё с закрытых четырёхчасовых показов творческой лаборатории бессменного председателя Международного комитета Театральной олимпиады Теодороса Терзопулоса, который в своей работе уделяет много внимания дыхательным практикам и синхронизации эмоционального состояния актёра с движением и пластикой. Двухчастное «Возвращение Диониса» — отличный повод для всех, кто регулярно и профессионально занимается театром, слетать во Владивосток и попытаться проникнуть если не на сцену (в участники берут только студентов местных творческих вузов), то хотя бы в зрительный зал. Вслед за легендарным Терзополусом на противоположный от Петербурга конец страны (на карте Олимпиады значатся ещё Хабаровск, Камчатка и Магадан) отправятся Валерий Фокин со своей «Женитьбой», Тадаси Судзуки с перформансом «Культура есть тело», Давид Эспиноса с «Универсальной историей» и Кристиан Смедс с «Просто киносъёмкой».

Но если вы бережёте силы, время и, главное, средства (не секрет, что путешествие на Дальний Восток может обойтись дороже, чем поездка в недальнюю Европу), то ближайшие полгода — самое время, чтобы остаться в Петербурге и совершенно не расстраиваться по этому поводу. Уже в июне в Питере можно будет увидеть «Колокольчики и заклинания» дочери Чарли Чаплина и любимицы Чеховского фестиваля Виктории Тьерре-Чаплин, где в полном абсурда мире вещи оказываются живее и изобретательнее людей. Или давний хит — «Донку» Даниэле Финци Паска, посвящённую Чехову, русской культуре, весёлой нелепости жизни и смеху, который всегда оборачивается слезами. Или самые что ни на есть современные обращения к миру живописи: акробатические «Сны Босха» канадской цирковой компании «7 пальцев» и сайт-специфическую «Землю Нод» бельгийской FC Bergman, действие которой происходит в закрытом на реконструкцию зале Музея изящных искусств (в Петербурге Антверпен воссоздают в пространстве ARTPLAY).

«Тихий вечер танца», реж. Уильям Форсайт. Фотограф Билл Купер

В июле событий в программе Олимпиады обещают не так много, зато все они — исключительные. Сперва в «Балтийском доме» сразу на нескольких языках разыграют софокловского «Эдипа» в интерпретации великого и ужасного Роберта Уилсона, главного специалиста по визуальному театру в мире. Затем из Москвы в Питер Чеховский фестиваль привезёт «Тихий вечер танца»: семеро британских танцовщиков представят на сцене Михайловского театра новейшие работы выдающегося хореографа-концептуалиста Уильяма Форсайта, объединённые по принципу вечера камерной музыки (или танца, если бы такой жанр существовал). Затем на две недели, с 15 по 30 июля, Олимпиада целиком перейдёт в формат сайт-специфик: в рамках фестиваля «Точка доступа» будут представлены адаптации знаковых европейских проектов этого жанра, причём все они приедут в Россию впервые. Наконец, в августе олимпийцы возьмут паузу и разъедутся на сборы, чтобы с новыми силами вернуться к работе в сентябре.

Осенний марафон

Театральная осень начнётся в Петербурге в этом году более чем ударно. Сначала — кафкианский «Процесс» Кристиана Люпы, который считает, что в каком-то смысле не один несчастный Йозеф К., но «все мы арестованы». Параллельно, буквально в те же дни, по соседству (оба спектакля проходят в Александринке: в основном здании и на Новой сцене) покажут «Мать» Габриэлы Каррисо. В отличие от легендарного Люпы бельгийская компания Peeping Tom была в России лишь однажды, в Москве в 2015 году, да и то в сильно усечённом составе, так что теперь самое время наверстать упущенное. Затем Новую сцену друг за другом «оккупируют» эксцентричный Андрий Жолдак с непривычно страстной и энергичной трактовкой ибсеновского «Росмерсхольма» и неистовый грек Терзопулос со своей трилогией о любви, вечности и смерти — своеобразной поэмой экстаза Amor. Alarme. Encore. Завершит сентябрьский хит-парад ещё один любимец отечественных театралов и специалистов по новому театру, а именно француз Филипп Кен со своим «Парком крушений» — спектаклем о восьми выживших после авиакатастрофы пассажирах, оказавшихся на некоем странном острове и вынужденных создавать свою вселенную заново.

Но не только гастролями зарубежных звёзд славна нынешняя Олимпиада. Одним из самых интересных её событий обещает стать копродукция, специально адаптированная для Северной столицы вездесущими Rimini Protokoll, Манчестерским фестивалем и Александринским театром. Британская премьера состоится в июле, а питерские показы пройдут уже в сентябре, когда в городе появится гигантский «Утополис». Нетрудно догадаться, что его литературной основой станет произведение английского философа-идеалиста Томаса Мора, а формой — привычный для всех поклонников немецко-швейцарской театральной группы иммерсивный променад. Масштабное путешествие по городу продлится несколько часов кряду, и, вероятно, это испытание свободой выдержат не все. Но и для тех, кто уже неоднократно участвовал в подобных проектах, и для тех, кто ещё только собирается в путь, грядущее приключение наверняка станет чем-то особенным: зная предыдущие проекты Rimini Protokoll, об этом можно говорить с абсолютной уверенностью.

«Зулейха открывает глаза», реж. Айрат Абушахманов

Октябрь обещает быть не менее насыщенным, но более специальным и национально окрашенным. Первую его декаду займёт фестиваль «Балтийский дом». Затем пройдут показы программы национальных театров России (татарский «Взлетел петух на плетень», бурятский «Полёт. Бильчирская история», карельский «Сын-медведь», чеченская «Дорога домой», башкирская «Зулейха открывает глаза» и т. д.). Помимо этого, зрителям покажут израильский современный танец (Love Cycle компании L-E-V) и китайский народный театр («Сыма Цянь» Пекинского народного художественного театра). А под занавес порадуют «Восьмой жизнью» молодой, но уже очень известной немки Йетте Штекель и «Королём Лиром» Яны Кляты.

Наконец, в ноябре в Петербург съедутся чуть ли не все самые значимые фигуры нового европейского театра: Хайнер Гёббельс с «Всё, что произошло и могло произойти» из Манчестера, Саймон Макберни с «Опасной жалостью» из берлинского «Шаубюне», Кристофер Рюпинг с брехтовскими «Барабанами в ночи» из мюнхенской «Каммершпиле», Димитрис Папаиоанну с «Великим укротителем» из Афин (этот спектакль уже показывали в Москве, но всего один раз и при огромном ажиотаже, так что попали в Театр Наций тогда отнюдь не все желающие) и главное открытие Года театра в России — австралиец Саймон Стоун со своей «Греческой трилогией», поставленной в «Берлинер ансамбле». Поэтому завершится Олимпиада на самой высокой из всех возможных нот, тем более что в конце ноября — начале декабря в Питере впервые в истории пройдёт основная программа фестиваля «Новый Европейский Театр», одним из хитов которого, безусловно, станет «Страна чудес» знаменитой Кэти Митчелл.


Текст: Ника Пархомовская

Заглавная иллюстрация: «Процесс», реж. Кристиан Люпа. Фотограф Магда Хюкель