25 августа 2018

Открытие книжного Masters Bookstore в «Пассаже»

книжный

1 сентября в торговом доме «Пассаж» откроется новый проект школы Masters — книжный магазин с редкими книгами по искусству Masters Bookstore — в формате уютной гостиной с музыкальными вечерами, встречами, дискуссиями и кинопоказами. На открытии, 1 сентября в 20:00, состоится концерт петербургской «инди-дивы» Нины Карлссон.

Masters Journal взял интервью у идеолога книжного магазина Полины Бондаревой, куратора и заведующего Отделом современного искусства Государственного Эрмитажа Дмитрия Озеркова, композитора и певицы Нины Карлссон и художника Татьяны Ахметгалиевой.

Полина Бондарева, основатель школы Masters

— Полина, ваш новый проект — Masters Bookstore — проистекает из деятельности школы, связанной с лекциями по истории искусств. В чём особенность книжного-гостиной и почему вы выбрали этот формат?

— Первоначально, помимо лекционной программы, мне хотелось предложить слушателям приобретать книги прямо у нас в школе. Наши преподаватели составляли списки литературы по всем своим курсам. Подбор книг стал частью нашей работы и со временем начал пользоваться большим спросом. Многие издания можно было найти лишь в букинистических магазинах, а в Masters мы всегда предлагали нашим слушателям уникальные и редкие книги. В основу концепции магазина в «Пассаже» легла идея о создании некоего сообщества и той среды, которая формируется в стенах школы, выходя за её границы. Это диалог слушателей, лекторов и представителей петербургской художественной общественности. Помимо редких книжных изданий по искусству, альбомов и монографий, здесь также будут представлены каталоги биеннале и других мировых выставок. Серию постеров специально для нас разрабатывают российские современные художники. Masters Bookstore даст возможность всем желающим получить образование и за пределами школы.

— Какие мероприятия вы планируете проводить в гостиной Masters Bookstore?

— Наш книжный магазин — это прежде всего возможность общения и обмена опытом. Мы планируем проводить презентации книг, лекции, встречи с писателями, искусствоведами и художниками. Нам важно, что на данной площадке будут подниматься те темы, которые в образовательном проекте не всегда актуальны. Это в то же время возможность продолжить общение неформальным путём.

— Какими критериями вы руководствуетесь, выбирая книги и художников для проекта?

— Прежде всего, мы старались отказаться от изданий общего типа и пытались найти специализированные книги, прочитав которые вы погрузитесь в проблематику. Это и есть прекрасное дополнение к полученным в школе знаниям, ведь, безусловно, одних лекций недостаточно для глубокого анализа. Также это может стать хорошим подарком для себя и близких.

 

Книжный Masters Bookstore

— Кого вы ждёте в гости?

— Мы ждём всех неравнодушных к качественной букинистике и актуальным тенденциям в искусстве. Тех, кто любит читать и открывать новое. Тех, для кого книга остаётся актуальной и в наше время цифровых технологий, кто любит запах и шелест страниц, кому важен книжный дизайн. Конечно, мы ждём и слушателей школы Masters, которые своим желанием учиться вдохновили нас на этот проект.

— Расскажите про издательство Masters.

— Уже осенью мы планируем начать работу издательского отдела и выпустить два сборника статей: книгу руководителя Отдела современного искусства Эрмитажа Дмитрия Озеркова о кураторской практике и искусствоведческие исследования Алексея Бобрикова.

И это не случайный выбор первых авторов, так как Дмитрий Озерков — член попечительского совета школы, а Алексей Бобриков — один из кураторов направления «Арт-менеджмент». Далее запланированы книги музыкального критика Гюляры Садых-заде, искусствоведа Ивана Чечота, кинокритика Милы Двинятиной и серия архивных проектов.

— Что вы сейчас читаете?

— Вовсю штудирую книги об издательском деле; в издательстве Ad Marginem вышла подготовленная совместно с музеем «Гараж» книга о первых мировых издателях, и читается она на одном дыхании. На очереди финальная редактура книги Алексея Бобрикова. И это только начало.

Дмитрий Озерков

Дмитрий Озерков, искусствовед, куратор, заведующий Отделом современного искусства Государственного Эрмитажа

— Дмитрий, какое значение в вашей кураторской и профессиональной деятельности играет книга?

— Книга — основной источник информации о смысле жизни и искусстве. Значение книги переоценить невозможно. Оно выше, чем значение Интернета, который она в своё время породила. Потому что Интернет прозрачен и бесконечен, а книга конечна и тверда. Эта твердость книги, её плотность и её непреклонность, и есть основное её достоинство. Книга всегда отвечает за свои слова, в отличие от Интернета, который ни за что никогда ответить не сможет.

— Над какими книгами вы сейчас работаете?

— В настоящий момент я пишу сразу несколько книг. Одни из них находятся в зачаточном состоянии, другие уже близки к завершению. К завершению близки книга про Винченцо Бренну и книга про руины будущего. Начальная работа идёт над книгами про левитацию и про мотив трёх женщин в искусстве. Отдельная тема — сбор заметок и анекдотов про кураторство: для совместного проекта с издательством Masters.

— Что вы хотели бы увидеть в книжном-гостиной Masters? Чего вам не хватает в этом сегменте в Петербурге?

— В Петербурге не хватает магазина с профессиональной литературой по истории, теории и практике искусства. Мне не слишком интересны большие альбомы Сальвадора Дали, которого я очень уважаю, или альбомы по искусству рисунка, которые есть в каждом книжном магазине. Мне не хватает профессиональных книг про современных художников: чтобы такие издания хоть в одном-двух экземплярах лежали в магазине. Книг должно быть много, и они должны быть разными. Сегодня выпускают огромное количество книг по искусству, и это касается именно информации про художников. Я хочу найти информацию про любого художника. Про него должна быть книжка. Конечно же, нужны теоретические исследования, они должны присутствовать в магазине. Наконец, я хочу видеть больше книг петербургских и московских учёных, которые продолжают их писать. Я считаю, что появление книг, созданных на русском языке, а не только переводных, должно стать следующим большим подарком всем нам.

Нина Карлссон

Нина Карлссон, композитор и певица

— Нина, что для вас значит книга?

— Книга для меня — это и удивительное путешествие, и способ открыть новое, возможно совсем новое. Иногда это и некое сиюминутное кино, которое ты создаёшь, воображая прочитанное, — интересный процесс.

— Чего нам ждать от концерта в Masters Bookstore? Это новый формат для вас?

— Однажды у меня был опыт выступления в книжном, и мне по душе подобная эстетика. Она явно по душе и моей музыке.

— Что вы сейчас читаете?

— Перечитываю «Машину песен. Внутри фабрики хитов» Джона Сибрука. Это — добротное исследование. На очереди Юваль Ной Харари и его книга «Sapiens. Краткая история человечества»; я порекомендовала её, кажется, уже абсолютно всем друзьям.

Татьяна Ахметгалиева. Фрагмент постера для книжного Masters Bookstore. Собственность автора

Татьяна Ахметгалиева, художник

— Как вы воспринимаете опыт сотрудничества с книжным магазином Masters Bookstore?

— Как интересную авантюру. Мне бы хотелось, чтобы Masters Bookstore стал особым местом с неповторимой атмосферой и уникальными вещами. Я искренне рада появлению таких новых проектов. Не представляю своей жизни без книг.

— Есть ли у вас любимые книжные магазины?

— Обожаю крошечный берлинский do you read me?!, который специализируются на журналах. В каждую поездку провожу там много времени. Ещё в Берлине меня очень вдохновляет забавный магазинчик (кажется, он называется Neurotitan), который вряд ли можно называть по-настоящему «книжным». Там собрано множество зинов, книг художников, постеров и тиражных вещей. Невероятное удовольствие — во всём этом копаться. В Хельсинки я люблю заходить в магазин при издательстве Otava и смотреть детские книги. Скандинавские иллюстраторы для меня всегда были примером, могу и последние деньги там оставить.

— Что вы сейчас читаете?

— Как правило, я читаю несколько книг одновременно. Сейчас — «Возможность острова» Мишеля Уэльбека, «Двойника» Отто Ранка и 20-й семинар Жака Лакана. Заново перечитываю «Хроники Заводной Птицы» Харуки Мураками: это близкий мне по духу автор, и я часто черпаю вдохновение в его произведениях, как и сейчас. На очереди бесконечный список.