23 октября 2019

Первый. Социальный. Другой

img_f

28–31 октября в Москве пройдёт первый Форум-фестиваль социального театра. Название у него говорящее — «Особый взгляд», то есть подразумевается, что в нём участвуют люди с особенностями, посмотреть на творчество которых можно будет под новым, особым углом. Как родилась идея фестиваля и как формировалась его программа, а также на что обратить особое внимание при регистрации на спектакли и мастер-классы, мы попросили рассказать нашего театрального обозревателя и по совместительству креативного продюсера форума Нику Пархомовскую.

«Социальное» не значит «простое»

Признаюсь, идея такого фестиваля витала в воздухе давно, примерно с тех самых пор, как в нашем театре возникла устойчивая мода на «социальное». И хотя в спорах о терминах очень долго не рождалась истина, призывы «сделать фестиваль, да там всё и прояснить» я слышу уже года полтора минимум. Но любой фестиваль — это дорого и затратно, а фестиваль социального театра — это ещё и сложно, потому что он требует особой логистики и миллиона дополнительных усилий. В стране, где культура по-прежнему остаётся труднодоступной даже в самых крупных городах, проведение подобных мероприятий — целый квест и бесконечное сражение. Не говоря уже о том, что некоторые социальные спектакли, например с участием заключённых, просто не могут быть показаны широкому зрителю (хотя, скажем, в соседней Беларуси такой опыт имеется).

В общем, долгие месяцы я гнала от себя даже тень мысли о подобном геройстве. Но в один прекрасный день, когда по стечению обстоятельств я находилась в Женеве, где благодаря гранту Швейцарского совета по культуре «Про Гельвеция» изучала опыт местных фестивалей социального и инклюзивного театра, мне позвонили из Москвы и предложили стать креативным продюсером будущего смотра. Его идея родилась у руководителей программы поддержки людей с нарушением зрения «Особый взгляд» Благотворительного фонда Алишера Усманова «Искусство, наука и спорт» (собственно, отсюда и говорящее название фестиваля) и Центра реализации творческих проектов «Инклюзион». Поддержали инициативу Фонд президентских грантов и Фонд поддержки слепоглухих «Со-единение». Стоит ли говорить, что я согласилась не раздумывая?

Постановка «Пещера». Режиссёр: Всеволод Лисовский

Казалось бы, при таком обилии учредителей и грантодателей дитя могло оказаться и без глаза. Но нет, у нас всё решается быстро и чётко, без споров и каких-то принципиальных разногласий. Каждый из учредителей предложил в программу несколько спектаклей по своему профилю («Инклюзион» — постановки инклюзивных театральных школ из разных регионов, «Особый взгляд» — созданные с его помощью тактильные истории для слабовидящих или зрячих, которые хотят постичь незнакомый им мир). Я тоже выбрала две наиболее интересные, с моей точки зрения, постановки: «Фабрику историй» с участием инклюзивной команды закрывшейся в Петербурге «Квартиры» и «Пещеру» Всеволода Лисовского с бездомными и людьми с опытом бездомности. А наш экспертный совет, в который вошли интересующиеся социальным театром известные актёры, педагоги и режиссёры, отобрал ещё три спектакля — из более чем 80 заявок, присланных на объявленный в июле 2019-го конкурс. На его основании сформировали и список участников образовательной программы, которая стала важным компонентом фестиваля. А в дополнение к основной придумали ещё и офф-программу: она покажет всю палитру развития социального театра в Москве — от независимого плейбека до важных спектаклей на социальные темы в «DOС на острове» и «Практике».

«Социальное» не значит «скучное»

В результате появилась программа, которой я, честно говоря, страшно горжусь. В ней представлены практически все социально незащищённые категории: от людей с инвалидностью и детей, оставшихся без попечения родителей, до бездомных и бывших заключённых. Кроме того, мы впервые покажем в Москве спектакли, в которых не участвуют непрофессионалы, но которые при этом обращены к важным социальным проблемам: например, в «Магазине» Дмитрия Зимина (много занимающегося именно социальным театром и уже больше трёх лет работающего в инклюзивном проекте Ельцин-центра #ЗАживое) из екатеринбургского Центра современной драматургии речь идёт о тяжёлой судьбе мигрантов, а в Wonder boy Максима Соколова, приедущем в Москву аж из Молодёжного театра Алтая, — о мальчике с врождённой девиацией, пытающемся справиться с тем, что он не такой, как все.

Постановка «Ночи Холстомера». Режиссёр: Александр Савчук

Оба эти спектакля — впервые в Москве, и места на них закончились, едва появившись (вход на все спектакли форума-фестиваля бесплатный, но с обязательной предварительной регистрацией). Однако ещё приятнее тот ажиотаж, который вызвали у зрителей инклюзивные постановки из регионов. Это и «Ночи Холстомера» известного петербургского режиссёра-авангардиста Александра Савчука по мотивам повести Льва Толстого, где наряду со зрячеслышащими участвуют актёры с одновременным нарушением слуха и зрения. И шекспировский «Король Лир» из Екатеринбурга в постановке Натальи Гараниной, который уже стал лауреатом Международного фестиваля инклюзивного искусства Inclusive Art. И новосибирская «Unреальность» Сергея Дроздова, выдержанная в технике документального театра, с участием начинающих актёров с инвалидностью и профессионалов из театра «Понедельник Выходной». И казанский «Аллюки» — спектакль-эксперимент Туфана Имамутдинова, где глухие и профессиональные актёры под аккомпанемент хора читают стихотворения татарского поэта Габдуллы Тукая в переводе на вымирающие языки сибирских народов.

Отдельным блоком представлены в программе московские спектакли. И если «Гроза — среда обитания» Михаила Фейгина довольно часто идёт на столичных сценах, то тактильный перформанс «Всё началось со шторки для душа» Тимура Казнова (копродукция Государственного музея — культурного центра «Интеграция» имени Н. А. Островского и невидимого театра The Invisible Shows) и тем более премьерная «Страна слепых» Павла Артемьева (инклюзивная саунд-драма по мотивам рассказа Герберта Уэллса, впервые выезжающая за пределы Музея архитектуры имени А. В. Щусева, совместно с которым она была создана в рамках программы «Особый взгляд») пока ещё только завоёвывают своего зрителя.

«Социальное» не значит «непонятное»

Мне очень часто приходится слышать, что социальный театр не такой, как любой другой, и поэтому смотреть его можно только специально подготовленному зрителю. На мой взгляд, это и так, и не так. Готовиться особо, думаю, нет никакой необходимости, но важно понимать, что театр социальных изменений живёт по собственным законам, что, с одной стороны, он в первую очередь является искусством (по крайней мере, лучшие его образцы) и говорит на соответствующем языке, а с другой — обязательно обращается к важной социальной повестке и обозначает проблемы (хотя не всегда пытается предложить варианты их решения). Подходить к социальному театру снисходительно, воспринимать его не всерьёз, делать скидку на отсутствие профессионального образования у большинства участников процесса, с моей точки зрения, неправильно и глупо. Но не замечать социального пафоса и игнорировать те темы, к которым он привлекает внимание, тоже неверно. Социальный театр не перестаёт быть развлечением, однако порой требует гораздо более вдумчивого отношения и большого терпения.

Собственно, именно этому будут посвящены все наши тренинги, лекции и воркшопы. Начнёт их 28 октября педагог по вокалу Елена Романова, а на следующий день продолжат швейцарские специалисты по инклюзивному танцу Йорг Кох и Корнелия Юнго (она сама передвигается на коляске, но это не мешает ей танцевать в спектаклях, давать мастер-классы и вести во всех отношениях полноценную жизнь), арт-директор ЦИМ Елена Ковальская, которая проведёт для всех, кто хочет научиться сотрудничать и создавать совместные проекты, познавательную игру «Лего без эго», и фотограф Владимир Аверин, под чьим чутким руководством участники, независимо от их особенностей, создадут настоящий анимированный мультфильм.

Постановка «Язык птиц». Режиссёр: Борис Павлóвич

30 октября пройдут инклюзивный тренинг Бориса Павлóвича «Разговоры на языке птиц», встреча с руководителем фонда «Со-единение» Дмитрием Поликановым, мастер-класс Дины Верютиной по кинотанцу, а я сама расскажу про фестивали социального театра в России и мире. Наконец, в день закрытия фестиваля свою первую за долгое время публичную лекцию в Москве прочитает директор РАМТ, известный театральный менеджер Софья Апфельбаум, и параллельно воркшоп по техникам плейбек-театра проведут Мария Мишина и Инна Розова. В большинстве своём события образовательной программы (особенно — лекционного формата, поскольку она разделена на два потока: теоретический и практический) будут открытыми, так что на многие из них смогут попасть все желающие.

Как и сами спектакли форума-фестиваля, мероприятия пройдут в Новом пространстве Театра Наций, Московском музее современного искусства и Доме-музее М. Н. Ермоловой: все выбранные площадки специально находятся в шаговой доступности друг от друга, чтобы участники с особенностями здоровья могли без труда передвигаться между ними. И, кстати, большинство событий будут переводиться на русский жестовый язык, а некоторые ещё и снабжаться тифлокомментарием. Для тех зрителей, что не смогут попасть на спектакли основной программы, готовятся онлайн-трансляции. Но самое главное: если опыт такого фестиваля окажется удачным, он обязательно будет продолжен. И тогда одним значимым осенним театральным событием в Москве станет больше.


Текст: Ника Пархомовская

Заглавное изображение: Форум-фестиваль социального театра «Особый взгляд». Фото: specialview.org