3 апреля 2018

«Прикосновение» в «Манеже»

fiesta.city

В конце марта в петербургском «Манеже» открылся инклюзивный выставочный проект «Прикосновение» — экспозиция, открытая для тактильного осмотра. О выставке рассказывает Павел Герасименко.

Выставочный проект «Прикосновение» сделан в набирающем популярность инклюзивном жанре — все экспонаты адаптированы для восприятия незрячими людьми. В Манеже демонстрируются скульптуры Вадима Сидура и работы известных мастеров петербургской школы ваяния, от классических вещей Александра Игнатьева до поп-артистских Александра Позина.

«»Искусство принадлежит народу» — посетив выставку, я понял, что это так», — гласит одна из записей в книге отзывов. Осязательное взаимодействие с искусством, противоположное вечному музейному «Руками не трогать!», привлекает много посетителей. ЦВЗ «Манеж», не так давно реконструированный, — оптимальное пространство для устройства подобных выставок. Инклюзивность предполагает в том числе и безбарьерную среду, которую трудно обеспечить в старых дворцовых помещениях петербургских музеев.

Выставка организована совместно с московским Музеем Вадима Сидура и его куратором Ярославом Алешиным, у которого уже есть опыт работы с незрячими людьми. Помимо скульптур показаны и линогравюры Сидура, для тактильного понимания изображения превращенные в рельефные поверхности. Как известно, незрячие от рождения люди не обладают понятием перспективы. Поэтому на выпуклых моделях картин, какие можно было встретить на недавних выставках в «Гараже» или Пушкинском музее, им не до конца понятно различие в размере фигур переднего и дальнего планов. Обобщенная и плоскостная стилистика гравюр Сидура решает эту проблему.

Движущая сила проекта «Прикосновение» — это не только общегуманитарные соображения, но и диалектика двух различных форм восприятия, благодаря зрителям активно взаимодействующим в зале выставки. Различие двух понятий художественной формы было сформулировано в 1907 году Алоизом Риглем: «гаптическое» как осязательно-плоскостное противостояло «оптическому» как пространственно-композиционному. В представленных скульптурах гаптическое вступает в явное противоречие с оптическим.

Все собранные на выставке работы отличает модернистская пластика, которая отходит от канонов в изображении тела и основана на индивидуальной творческой трансформации фигуры. В этой ситуации получить представление о художественной условности и языке скульптора для незрячего человека гораздо важнее, чем узнать название произведения или факты биографии художника, какие приводят работающие на выставке медиаторы-волонтеры. Лишенный зрения молодой человек лет четырнадцати, ходивший по выставке в сопровождении матери, подробно ощупывал все скульптуры, дольше всего задерживаясь у таких радикальных объектов, как «Царь Давид» Льва Сморгона.

Проект «Прикосновение» — в «Манеже» до 4 апреля.


Текст: Павел Герасименко

Фото: fiesta.city, kuda-spb.ru