Пять спектаклей июня, которые стоит увидеть в Петербурге: выбор редакции

6

Значимые театральные премьеры в июне случаются редко — большинство петербургских театров в первый месяц лета завершает сезон. Зато начинается время каникул, долгих прогулок и белых ночей  — поэтому редакция Masters Journal объединила в этом обзоре несколько спектаклей по детским книгам, спектакль-променад, вдохновленный Петербургом Даниила Хармса, и спектакль-дискотеку по мотивам советских эстрадных хитов 1980-х.

6, 7 июня

«Три толстяка. Эпизод 2. Железное сердце» Андрея Могучего в БДТ имени Г. А. Товстоногова

Второй эпизод театрального блокбастера Андрея Могучего по мотивам сказки Юрия Олеши неожиданно становится спектаклем о победе любви над смертью (последняя здесь, кстати — одна из главных героинь). Юная революционерка Суок, потеряв в конце первого эпизода всех друзей, расстрелянных гвардейцами местного тоталитарного правительства, отправляется мстить наследнику Тутти (его в спектакле называют «ублюдком с железным сердцем»), а доктор Гаспар Арнери — в царство мертвых, чтобы вернуть Суок погибшего во время расстрела канатаходца Тибула. Если первая часть «Трех толстяков» впечатляла размахом происходящего на сцене, то вторая предлагает задуматься о вечном — например, над непростым вопросом о том, что же на самом деле означает глагол «любить».

Страница спектакля

 

10 июня

Маршрут «Старухи» на улицах Петербурга

Маршрут «Старухи» — многочасовой летний спектакль-променад, который уже шесть лет проводят в городе режиссер и продюсер Константин Учитель и его студенты. В основе спектакля — повесть Даниила Хармса «Старуха»: зрители вместе с актерами, режиссерами и другими участниками проекта повторяют маршрут героя повести, гуляя по Петербургу. В каждой локации, которую группа проходит на этом пути, происходит театральное действие, вдохновленное эстетикой обэриутов и поставленное одним из перспективных молодых петербургских режиссеров, которых команда «Старухи» ежегодно привлекает к проекту. Фактически создатели спектакля весело и бесстрашно исследуют мир ленинградского литературного авангарда начала 1930-х, вовлекая в это исследование зрителей; зрители, в свою очередь, получают не только возможность интересно провести время в компании хармсовских героев, но и оценить силы новой петербургской режиссуры. Как правило, не все работы молодых одинаково прекрасны, однако день коллективных действий с обэриутами, оканчивающийся в Лисьем носу хармсовским фуршетом на берегу залива — переживание интересное и запоминающееся. В этом году над маршрутом работают Станислав Редков (звуковая инсталляция во дворах Капеллы), Александр Никаноров (эпизод в пространстве «Квартира» на набережной Мойки), Иван Куркин (прогулка по Невскому проспекту), Дмитрий Крестьянкин (монологи в баре Brimborium), Антон Оконешников (нечто в районе Финляндского вокзала с прицелом на «Кресты») и драматург Ксения Савельева (поездка в электричке на Лисий нос). В программу также входит традиционное для «Старухи» путешествие на ретро-трамвае с Константином Учителем и актером «Мастерской» Максимом Фоминым.

Страница спектакля

 

20 июня

«Диджей Павел» театра post в студии перформативных искусств «Сдвиг»

Команда театра post этим летом готовит спектакль по новой пьесе белорусского драматурга Павла Пряжко. Пряжко — ключевой герой русскоязычной драматургии начала 2010-х, сдвинувший процесс создания пьесы в сторону языкового эксперимента: среди прочего он написал, например, пьесу из двух предложений («Солдат») и пьесу из 535 фотографий («Я свободен»). Пьесу «Диджей Павел» драматург смонтировал из популярных песен советской эстрады 1980-х годов. Судя по тому, что в работе над постановкой пьесы к Дмитрию Волкострелову и его товарищам присоединился один из лучших молодых хореографов Петербурга Максим Петров («Балет №2» и «Русская увертюра» в Мариинском театре), в пространстве «Сдвиг», где состоится премьера спектакля, ожидается дискотека.

Страница спектакля

 

21 июня

«Мой дедушка был вишней» Ивана Пачина в Большом театре кукол

«Мой дедушка был вишней» итальянской писательницы Анджелы Нанетти — очень важная книга в новейшей истории детской литературы. Рассказ о мальчике Тонино, который теряет бабушку и дедушку и учится переживать опыт смерти, переведен на множество языков; на русском повесть Нанетти, опубликованная в 1998 году, была издана совсем недавно, в 2016-м.

Спектакль молодого московского режиссера Ивана Пачина в Большом театре кукол вырос из режиссерской лаборатории по книгам опубликовавшего «Моего дедушку…» издательства «Самокат». Историю Тонино, который в память о дедушке спасает посаженную им вишню Феличе от того, чтобы ее срубили прокладывающие дороги строители, актеры БТК рассказывают с помощью минимума изобразительных средств (вишневое дерево, например, здесь изображается с помощью наклеенного на пол скотча), но выразительно и эмоционально. Постановка, в которой есть место и грустному, и смешному, стала в этом сезоне одним из самых интересных петербургских спектаклей для детей. Взрослым она, впрочем, тоже нравится.

Страница спектакля

 

23, 24 июня

«Чук и Гек» Михаила Патласова на Новой сцене Александринского театра

Михаил Патласов — режиссер, систематически работающий с документальным материалом, что для петербургского театра большая редкость. Спектакль «Чук и Гек» на Новой сцене Александринского театра режиссер поставил в предыдущем сезоне; в этом году постановка была отмечена главной российской театральной премией «Золотая Маска» — что дает повод тем, кто еще не видел «Чука и Гека», обратить на него внимание.

Знаковую для советской культуры детскую повесть Аркадия Гайдара режиссер и его команда осмыслили сквозь призму опыта репрессий. Драматурги Андрей Совлачков и Алина Шклярская собрали для спектакля реальные истории заключенных ГУЛАГа. Две истории — маленьких гайдаровских героев, путешествующих на поезде в Сибирь к папе, и будущих узников лагерей, которых насильственно везут туда же в вагонах-теплушках, — развертываются на сцене параллельно, обнажая контраст между мифом о «счастливом детстве» 1930-х и гуманитарной катастрофой, случившейся в СССР в эти же годы. «Чук и Гек» может смутить некоторой прямолинейностью в подаче материала, но остается одним из лучших спектаклей в нынешнем репертуаре Новой сцены.

Страница спектакля

Текст: Александра Воробьёва

Фото и иллюстрации: БДТ имени Г. А. Товстоногова / Стас Левшин, Никита Смирнов, театр post, Большой театр кукол / Стас Левшин, Александринский театр. На заглавной иллюстрации — сцена из спектакля Андрея Могучего «Три толстяка».