26 ноября 2018

Пять художников выставки «Современный Катар»: выбор Павла Герасименко

4-Нух 2

Выставка «Современный Катар: искусство и фотография», открытая в Манеже, организована под патронажем королевского дома: шейха Аль Маясса бинт Хамад бин Халифа Аль Тани, глава Музеев Катара и дочь эмира, стала в последние годы активным инициатором программ культурного обмена.

Первый этаж Манежа занимает экспозиция «Воплощая видение», которая показывает виды Катара, соединяя ориентальные традиции в фотографии прошлого и современности. Другая часть выставки, расположенная на верхнем этаже выставочного зала, названа «Трансформации: образы и состояния» и демонстрирует работы 44 художников. Её куратор, шейха Мариам Аль Тани, также принадлежит к членам правящей династии. Представлены как иностранцы, входящие в национальную программу «Художник в гостях», так и художники родом из Катара — среди участников таких две трети. Катарское искусство молодо — всем авторам около 30 лет, и среди них много художниц-женщин.

2018-й объявлен перекрёстным Годом культуры Катара и России; так, в декабре в эмирате откроется выставка русского авангарда из Третьяковской галереи. Центр современного искусства в столице государства, Дохе, расположен в реконструированном здании бывшей пожарной части, и галерея при нём носит знакомое нашему уху название «Гараж». Последние полтора года Катар живёт в условиях блокады, объявленной четырьмя соседними арабскими странами. Этой теме на выставке посвящена работа Мариам Аль Хомэйд. Художница, происходящая из семьи талантливых ремесленников, получила магистерскую степень в области дизайна в американском Университете Содружества Вирджинии, имеющем отделение в Катаре, и преподаёт графический дизайн в Университете имени Хамада бин Халифа. «Микроскоп» — теневая проекция в виде трёх пирамид, где буквы слова «Катар» увеличиваются в размере. «Художественное произведение представляет блокаду как возможность стать сильнее вопреки всем препятствиям», — говорится в аннотации.

Вид экспозиции «Современный Катар: искусство и фотография». Предоставлено пресс-службой ЦВЗ «Манеж»

Работа Мариам Аль Сувэйди «Генетика», датированная 2016 годом, в точности повторяет скульптурную композицию Дэмиена Хёрста «Дивное путешествие» у входа в медицинский центр «Сидра» в Дохе. Работа Хёрста 2013 года вызвала и продолжает вызывать протесты многих официальных лиц и местных жителей, но, несмотря на это, недавно она была установлена. Состоящая из 14 гигантских бронзовых скульптур высотой от 5 до 11 метров, она натуралистически воспроизводит все стадии развития плода. В работе Аль Сувэйди та же тема решена в совпадающих формах, но в скромном масштабе: прозрачный пластик хорошо взаимодействует с пространством зала благодаря игре света. Важно, что на месте приезжего интернационально известного автора в этом случае выступает художница родом из Дубая, чьи работы можно найти на сайте Галереи Саатчи.

  1. Мубарак Аль Тани. «Флорида». 2018

Работа Мубарака Аль Тани. Предоставлено пресс-службой ЦВЗ «Манеж»

Автор этой работы, 29-летний Мубарак Аль Тани, как следует из имени, тоже состоит в родстве с правящей династией. Получив высшее образование в области международных отношений в двух американских университетах и проработав с 2012 года в штаб-квартире ЮНЕСКО в Нью-Йорке, недавно он вернулся в Катар, где продолжил заниматься живописью. Кубофутуристические опыты в его ярких холстах помножены на традицию граффитизма. В интервью художник говорит: «Свобода выражения многими понимается как расстройство общественного порядка» — и добавляет: «Здесь люди рисуют то, что им нравится, и делают это на досуге». 

  1. Ясер Аль Мулла. «Сад». 2018

Работа Ясера Аль Муллы. Предоставлено пресс-службой ЦВЗ «Манеж»

Получив две профессии — юриста и строителя, Аль Мулла начал рисовать в возрасте 35 лет, в 2015 году. Он создаёт чёрно-белую графику и вольно обходится с пространством большого холста, заполняя его изображением как сложным узором. Помимо очевидной традиции мусульманской каллиграфии, для европейского зрителя в этих работах много общего с «неучёным искусством» ар-брют. По признанию художника, он вдохновляется идеями Мансура аль-Халладжа, жившего в IX–X веках суфия из Южной Персии, известного парадоксальными высказываниями и творимыми чудесами: «Эффект Халладжевых чудес, — считает современный исследователь, — сопоставим с открытием в XX веке трансперсональных состояний сознания, вызываемых приёмом ЛСД и других психоделиков». 

  1. Ахмед Нух. «Следы жизни». 2018

Вид экспозиции. Работа Ахмеда Нуха. Предоставлено пресс-службой ЦВЗ «Манеж»

Сожжённые книги встречаются в разных вариациях, наверное, у сотен современных художников. Ахмед Нух последние четыре года занимается живописью и графикой, участвует в работе Центра визуальных искусств и входит в Катарское общество изобразительных искусств. Для инсталляции, демонстрирующей ненужность печатного знания в дигитальную эпоху, он старательно прокоптил книги, в том числе альбомы, каталоги и другие coffee table издания по искусству. 

  1. Фатма Аль Румэйхи. «Моя армия». 2015

Работа Фатмы Аль Румэйхи. Предоставлено пресс-службой ЦВЗ «Манеж»

Молодая художница, окончившая школу при Институте искусств в Чикаго, специализируется на графическом дизайне. В отличие от многих других участников выставки, у неё есть персональный сайт: fatmaalremaihi.com, а страница в блоге tumblr озаглавлена Fatma Loves to Draw! В её скетчбуке можно найти серию графики под названием Hair Play, интересную сочетанием декоративных моментов и современного взгляда на персонажей. Работы Аль Румэйхи ценны отчётливой феминистической направленностью: их героиней часто выступает сама художница. На выставке она показывает картину «Моя армия». Холст сложной формы — пример современного фигуративного искусства Арабского Востока, живописью и героическим пафосом сильно напоминающего о советском соцреализме 1970-х годов. 

  1. Амр Эль Кафрави. «Пейзаж со строящимся домом». 2016–2017

Вид экспозиции. Работа Амра Эль Кафрави. Предоставлено пресс-службой ЦВЗ «Манеж»

Египтянин Амр Эль Кафрави — один из самых интересных участников выставки, ради которого в этой подборке, основанной на строго географическом принципе, стоит сделать исключение. Тогда сразу становится понятным отличие Египта, где современное искусство существует и опирается на собственную традицию, идущую с 1960-х, от Катара, где только начинает развиваться contemporary art.

Художник живёт и работает в Каире, где родился в 1980 году и в 2003-м окончил художественный факультет университета как живописец. Затем он уехал из страны и поступил в Варшавский университет, где стал дипломированным графиком и плакатистом. Сейчас он работает как живописец, график и книжный дизайнер в нескольких издательствах, в том числе в знаменитом «Блумсбери».

35 графических листов, экспонированные как единая композиция, выполнены в сложной технике. Небольшие куски рукодельной муслиновой ткани соединены в листы так, что возникает объемность и ощущение фактуры, которое заметно даже сквозь стекло. На этой основе выполнена фотопечать чернилами, доработанная поверх оттиска. Перед нами фотографии стройплощадок и зданий, размытые множественной экспозицией. Графическое и концептуальное изящество работ Эль Кафрави сильнее всего соединяет художника с европейской традицией, от Пиранези до супругов Бехер, у отечественного зрителя отзываясь именами Валерия Кошлякова или Константина Батынкова.


Текст: Павел Герасименко

Заглавная иллюстрация: работа Ахмеда Нуха «Следы жизни» (2018). Предоставлено пресс-службой ЦВЗ «Манеж»