6 апреля 2018

С точки зрения деревьев. Скульптура Джузеппе Пеноне в Эрмитаже

DSCF4267

В большом дворе Эрмитажа установили скульптуру Джузеппе Пеноне под названием «Идеи из камня — 1372 кг света». Появление этой работы стало преддверием к большой выставке «Арте повера», которая откроется в залах на третьем этаже Зимнего дворца в середине мая. О «бедном искусстве» Пеноне рассказывает Павел Герасименко.

Бронзовое дерево Джузеппе Пеноне стоит в эрмитажном дворе рядом с настоящими деревьями, и, на первый взгляд, сейчас мало отличается от них цветом ствола и сучьев. Работа итальянского скульптора будет экспонироваться до 8 июля, поэтому с приходом настоящей весны соотношение объекта и его фона будет постоянно меняться.

Главная тема искусства Пеноне — природа. В Эрмитаже установлена очередная в ряду множества подобных работ художника, содержащих в названии слово «Идеи». В последнее десятилетие их можно было видеть на 12-й кассельской «Документе», в амстердамском Рейксмузеуме, в Версале, во многих городах США, а в прошлом году в Риме работы Пеноне показывались в бутике Fendi. Приехавшая в Петербург скульптура, по словам художника, вызвана образом каштана под снегом. Между сучьями расположено пять больших камней, образующих на высоте дугу, ясно читающуюся на фоне неба. Бронзовое дерево в точности похоже на настоящее рисунком коры — форма для отливки снимается с уже мертвых или поваленных стволов деревьев. Пеноне видит в дереве универсальную символическую форму, образующую динамическую вертикальную связь между землей и небом. Сравнение с трудом дровосека больше других подходит этому скульптору: Пеноне буквально «отсекает все лишнее», и формальные свойства, обретаемые бронзовым деревом, окончательно освобождают его от миметичности.

Выставка в Эрмитаже посвящена 50-летнему юбилею авторитетного во всем мире художественного движения, которое отсчитывает свою историю с групповых выставок в Генуе на рубеже 1967-го и 1968 годов. Пеноне, которому в день показа скульптуры в Эрмитаже исполнился 71 год, был моложе других участников «Арте повера», — легко подсчитать, что первые работы были созданы начинающим 21-летним автором. Художники «Арте повера» подходили к материалам как к первоэлементам — камень, мешковина, металл, уголь, приобретали в их руках определенность, мощь и грубость. Но спустя полвека, когда их идеи и выразительные приемы хорошо всем известны, в восприятии зрителя «Арте повера» стало полностью формалистическим течением. Скульптуры Пеноне отлично функционируют сейчас в качестве паблик-арта.

На днях появился государственный указ, разрешающий сбор валежника в лесу. Можно сказать, что русское искусство, в котором тоже сильно развито течение «бедного», уже давно и активно собирает символический валежник рядом с деревьями Пеноне. В последнее время природные формы и материалы широко распространены среди молодых современных художников, в том числе петербуржцев, как Нестор Энгельке. Глядя на Пеноне, всю жизнь работающего над одной темой, можно пожелать этим художникам такой же настойчивости.


Текст: Павел Герасименко

Фото автора