23 марта 2018

Шон Скалли в Русском музее

AG7_8287_m-2

21 марта в Мраморном дворце открылась выставка абстракциониста Шона Скалли. После public talk с художником стало яснее, что значит его искусство. Арт-критик Павел Герасименко — о специфике восприятия абстрактной живописи сегодня.

Пока эрмитажный Отдел современного искусства только начинает просыпаться от спячки, в которую впал в сентябре, Русский музей и его Отдел новейших течений привезли в Мраморный дворец выставку классика абстракции Шона Скалли «Лицом на Восток», прежде показанную в московском Мультимедиа Арт Музее.

Родившийся в Ирландии, учившийся в Англии, прославившийся в Америке Шон Скалли, которому сейчас 72 года, живет в последнее время между США и Германией. Его искусство находится между геометрической и экспрессивной абстракцией: геометрия его работ всегда живописна, колористически сложно устроена. Отвечая на вопросы во время public talk перед открытием выставки, художник признался в своей любви к европейской живописи XIX века. Становится понятно, откуда в его палитре сочетание всех земляных — серых, черных, коричневых — тонов, которые стали отличительным признаком искусства Скалли: здесь внимательный зритель должен вспомнить о Коро и Курбе. Самому художнику нравится сравнение с Паулем Клее, — по его словам, он иногда представляет свои картины сильно увеличенными копиями Клее. Захватывающие форматы и монументальность работ Скалли идут от американского искусства, оттуда же и другая их черта — «подлинность», суровая натуральность, которая подтверждается опытом телесного взаимодействия с картиной, переживаемого художником в процессе ее создания. Абстракция Шона Скалли призвана передавать неподдельный человеческий опыт, он один из тех мастеров, чья живопись выражает сильные чувства.

Шон Скалли. Арль — Вечер — Винсент 2. 2015

Живописная и смысловая наполненность его работ указывает на несомненную принадлежность к «духовной» линии абстрактного искусства, что особенно редко и ценно при массовом распространении декоративной абстракции. Экспозиция в Петербурге обладает интонацией, отличной от интонации московской выставки: по сравнению с почти молитвенной атмосферой, возникавшей в большом «белом кубе» музейных залов на Остоженке, в дворцовых интерьерах эпохи историзма она выглядит «наряднее».

Хотя наша страна произвела двух главных пионеров абстракции: Кандинского и, прежде всего, Малевича с его внушительной школой, абстракционизм второй половины прошлого века остался не понят отечественным искусством, ведь после случившегося в 1962 году партийного разгрома искусства абстракция воспринималась исключительно как протест в диссидентском духе. В результате мода на нее давно отошла и для петербургской живописи осталась где-то в 1970-х годах, а среди художников нового поколения абстрактные работы в последние годы демонстрировал только Филипп Кондратенко. Чтобы создавать в первой четверти XXI века чистую абстракцию, необходимо не только чувство вкуса, надо обладать недюжинной живописной одаренностью Шона Скалли: таков один из уроков открывшейся выставки.


Текст: Павел Герасименко

Фото: mamm-mdf.ru