28 ноября 2018

Скифский агнец и другие жители Страны восходящего солнца

Skifsky_agnets

С 27 ноября по 9 декабря в Доме кино пройдёт 52-й Фестиваль японского кино, организованный арт-объединением CoolConnections и на этот раз приуроченный к Году Японии в России. Masters Journal представляет краткий гид по фестивалю.

Несмотря на меры по оптимизации кинофестивальной жизни, предпринятые отечественными депутатами, она продолжается. На исходе 2018 года Япония привезла целых 16 фильмов, так что есть из чего выбрать и чем порадовать глаз.

Прежде всего в новой подборке стоит отметить две картины, посвящённые художникам (в широком смысле слова). «Место, где живёт Мори» (2018) Сюити Окиты — игровая реконструкция одного дня из жизни Морикадзу Кумагаи, знаменитого в Японии живописца XX века: несколько десятков лет он прожил отшельником, созерцая животных и растения в собственном саду. Эта дзен-кинофреска — портрет художника в старости.

Кадр из фильма «Место, где живёт Мори». 2018. Режиссёр Сюити Окита

Во многом схожим портретом оказывается и «Рюити Сакамото: кода» (2017) Стивена Номуры Шибле — документальный рассказ о композиторе, вряд ли нуждающемся в представлении. В том же 2017-м, когда был снят этот фильм, Сакамото завершил свой новый альбом async, который он назвал саундтреком к несуществующей картине Тарковского.

Музыка Рюити Сакамото прозвучит и в детективном триллере «Гнев» (2016) Ли Сан-иля — изощрённом, сложносочинённом 142-минутном расследовании, где сплетаются три сюжетные линии, представляющие собой разные срезы не только социальной, но и географической реальности.

Кадр из фильма «Гнев». 2016. Режиссёр Ли Сан-иль

«Скифский агнец» (2017) Дайхати Ёсиды — пронизанная саспенсом и чёрным юмором драма о переброске группы преступников обоего пола в провинциальный прибрежный городок с целью их социальной адаптации. Эта картина об уголовно-исправительном возвращении заблудших в народное тело снята, что характерно, по манге.

Плод экранизации ещё одной манги — «Инуясики» (2018) Синсукэ Сато — удостоенный брюссельского «Золотого ворона» супергероический комикс, где престарелый офисный сиделец и старшеклассник, обретя сверхспособности, сходятся друг с другом в схватке, родственной баталиям с участием Бэтмена, Супермена и других всеобщих любимцев.

Ещё более комедийная часть японского киноспектра представлена «Семейкой на выживании» (2016) Синобу Ягути, саркастическим реквиемом по комфорту, коего лишился Токио в результате временного, но тотального отключения электричества, а также «Съёмками без тормозов» (2017) Синъитиро Уэды — лихим зомби-карнавалом, в ходе которого киношники, играющие киношников, вступают в контакт с ходячими продуктами медицинских экспериментов на территории бывшего водоочистного комплекса. Как ни странно, это не ремейк одного из многочисленных американских, да и не только американских, фильмов на тот же сюжет, а киноверсия спектакля «Ghost in the Box!» театра Peace.

Ну а для тех, кто сторонится гран-гиньоля, припасены комедийно-мелодраматическая трилогия «Чихаяфуру» (2016–2018) Норихиро Коидзуми о карточной игре карута и семейные/романтические истории: от «Родных чужих» (2017) Юкико Мисимы до каннской «Асако 1 и 2» (2018) Рюсукэ Хамагути, который, по словам критиков, играет хичкоковскими козырями в чеховской партии.


Текст: Андрей Бауман

Заглавная иллюстрация: кадр из фильма «Скифский агнец» (2017, режиссёр Дайхати Ёсида) 

Программа:

27 ноября (19:00)
Семейка на выживании

28 ноября (19:00)
Её любовь кипятит воду

29 ноября (19:00)
Место, где живёт Мори

30 ноября (19:00)
Гнев

1 декабря (16:00)
Чихаяфуру. Фильм первый

2 декабря (16:00)
Чихаяфуру. Фильм второй

2 декабря (18:00)
Съёмки без тормозов

3 декабря (19:00)
Скифский агнец

4 декабря (19:00)
Родные чужие

5 декабря (19:00)
Рюити Сакамото: кода

6 декабря (19:00)
Дрожи сколько хочешь

7 декабря (19:00)
Асако 1 и 2

8 декабря (15:00)
Лу за стеной

8 декабря (17:10)
Инуясики

9 декабря (15:00)
Смех под облаками

9 декабря (17:00)
Чихаяфуру. Финал