7 декабря 2018

Современное исламское искусство — какое оно?

Шейха Аль Маясса бинт Хамад бин Халифа Аль Тани

В рамках перекрёстного Года культуры Катара и России в ЦВЗ «Манеж» проходит выставка «Современный Катар: искусство и фотография». Экспозиция открыта до 10 декабря.

Masters Journal поговорил с директором по выставочной деятельности Ведомства музеев Катара шейхой Рим Аль Тани о тенденциях в исламском искусстве и внутренней художественной политике в государстве.

— Как бы вы охарактеризовали современное арабское искусство?

— Это слишком общий термин: всё равно что спросить, у кого больше социальных проблем или кто успешнее зарабатывает в разные периоды своей жизни. Современные художники занимаются разнообразными темами. Но есть и те, кто последовательно работает с некими сюжетами. Например, иракский художник Вафаа Билал работает с идеей постоянного перемещения вследствие вынужденной иммиграции. Другой автор создаёт интерактивные инсталляции. Их не удастся привести к единому знаменателю.

— Когда вы начали интересоваться искусством?

— Я пришла к современному искусству через музеи и музыку. У нас был собственный Национальный музей в Персидском заливе, а когда я была в четвёртом классе, он закрылся. Воспоминания о том времени во многом сформировали меня. И будучи глубоко укоренённой в нашей культуре, я способствовала тому, чтобы в марте 2019 года музей вновь возобновил свою работу. В американской школе я изучала историю американского и европейского искусства, но именно посещение музеев Катара сыграло большую роль в моём развитии.

— В музеях Катара, как правило, работают интернациональные специалисты, в том числе из США. С чем это связано?

— Действительно, в моей команде работают люди семи разных национальностей, и мы всегда рады новым международным профессионалам. Мы молодая организация, и для нас важно мнение экспертов, представляющих разные культуры.

Вид экспозиции «Современный Катар: искусство и фотография». Фото: Павел Лахтачёв

— Вы считаете необходимым показывать искусство Катара миру?

— В определённом смысле это и есть наша культурная дипломатия и миссия — создать правильное представление об исламском искусстве и о Катаре.

— У большинства музеев Катара нет коллекций классического искусства. Хотели бы вы создать музей с работами старых мастеров?

— Понимаю, о чём вы говорите. У нас есть исламский художественный музей, в котором представлен античный отдел. В музеях современного искусства у нас большие выставочные площади, и мы стараемся создавать экспозиции для разных посетителей. Нам важно, чтобы наша программа была интересна и обсуждаема в обществе. В ближайшее время мы покажем, например, русский авангард. В 2017 году в музее прошла большая выставка Пабло Пикассо. Сама же я люблю работы Василия Кандинского и Казимира Малевича.

— Вы не считаете, что сейчас на Ближнем Востоке слишком много музеев современного искусства?

— Нет, я бы так не сказала. У нас есть возможность работать с этим контекстом, и мы не можем в целом говорить про страны Ближнего Востока. Количество современных художников растёт, а равно и интерес к современной культуре.

Вид экспозиции «Современный Катар: искусство и фотография». Фото: Павел Лахтачёв

— Что вы скажете о роли женщины в искусстве на Ближнем Востоке? Ведь есть определённый стереотип о дискриминации женщин во всех областях.

— Да, но это всего лишь стереотипы. Даже на нынешней выставке представлено много произведений художниц-женщин. Идёт серьёзная работа и смена ориентиров, Катар очень быстро развивается.

— Какую образовательную деятельность вы ведёте в музеях?

— Образование, конечно, одна из самых важных задач для нас. Особенно это касается работы со школьниками. У нас есть программы для разных возрастов, мы проводим открытые лекции, мастер-классы, устраиваем семейные пятницы. Вы, например, видели картинку, где группа детей дошкольного возраста сидит напротив работы Дэмиена Хёрста «Физическая невозможность смерти в сознании живущего» и разбирает её. Для нас очень важно вести подобную образовательную деятельность для молодого поколения.

— Что для вас искусство в широком смысле этого слова?

— Эмоции. Это ведь то, что может для кого-то ничего и не значить. Но когда вы лично стоите перед произведением мастера, вы чувствуете его. Это для меня и есть искусство.


Текст: Лилит Акопян

Заглавная иллюстрация: шейха Рим Аль Тани. Фото: Павел Лахтачёв