1 августа 2019

Выбор критика: что смотреть в театре в августе — шорт-лист Дмитрия Ренанского

Jugend ohne Gott
von Ödön von Horváth
Thomas Ostermeier Regie
Jan Pappelbaum Bühne
Angelika Götz Kostüme
Nils Ostendorf Musik
Erich Schneider Licht
Sébastien Dupouey Video
Florian Borchmeyer Dramaturgie
Premiere bei den Salzburger Festspielen am 28. Juli 2019 
Premiere an der Schaubühne am 7. September 2019

Bernardo Arias Porras - Julius Caesar, B, Verteidiger, Junge
Veronika Bachfischer - L, Mutter des Z, Innere Stimme des Lehrers, Stimme der Mutter,
Ein Fräulein, Lehrerin, Forensikerin, Kellnerin, Filmschauspielerin
Laurenz Laufenberg - Z, Pfarrer, Polizist, Junge, Kellner
Damir Avdic - N, Vater des N, Bürgermeister, Bauer, Diener bei T, Hauptkommissar, Kellner
Moritz Gottwald - T, Innere Stimme des Lehrers, Gendarmerieinspektor, Kommissar, Staatsanwalt, Junge

Copyright by Arno Declair
Birkenstr. 13 b, 10559 Berlin
Telefon +49 (0) 30 695 287 62
mobil  +49 (0)172 400 85 84
arno@iworld.de
Konto 600065 208 Blz 20010020  Postbank Hamburg 
IBAN/BIC : DE70 2001 0020 0600 0652 08 / PBNKDEFF
Veröffentlichung honorarpflichtig!
Mehrwertsteuerpflichtig 7%   
USt-ID Nr. DE 273950403   St.Nr. 34/257/00024
FA Berlin Mitte/Tiergarten

В традиционной рубрике анонсов критик Дмитрий Ренанский специально для Masters Journal составил шорт-лист театральных новинок августа. Летом театральная жизнь в России затихает, зато в Европе один за другим стартуют самые престижные фестивали: топ-5 премьер западной сцены помогут скрасить время до начала нового сезона.

«Юность без Бога»

Зальцбургский фестиваль, режиссёр Томас Остермайер
1–11 августа

Представить программу Зальцбургского фестиваля без спектаклей режиссёра Томаса Остермайера в последние годы стало решительно невозможно — и в этом, если разобраться, нет ничего удивительного: самый богатый и статусный из крупных художественных форумов Европы и худрук берлинского театра Schaubühne очень подходят друг другу. Остермайер почти всегда ставит свои спектакли о том, что окружает зрителей Schaubühne, располагающегося на бульваре Курфюрстендамм — в центре буржуазного Берлина. Действие ибсеновской «Норы», к примеру, разворачивалось в современном пентхаусе, обставленном по последнему дизайнерскому слову, а сам спектакль рассказывал о фобиях и фрустрациях сегодняшнего консюмеристского общества. Кого бы ни ставил Остермайер — Шекспира или Стриндберга, он переносит действие первоисточника в наши дни, а происходящее на сцене прямо-таки жалит глаз узнаваемыми типами, ситуациями и характерами. Эдён фон Хорват писал «Юность без Бога» о самосознании европейцев в эпоху между двумя мировыми войнами, но его тревога за будущее Старого Света очень точно проецируется и на мироощущение наших современников, особенно если за инсценировку романа австрийского писателя берётся Томас Остермайер.

«Лилиом»

Зальцбургский фестиваль, режиссёр Корнель Мундруцо
17–28 августа

100 лет назад пьеса «Лилиом» драматурга Ференца Мольнара била все мыслимые и немыслимые рекорды популярности: Джакомо Пуччини мечтал написать по ней оперу, Роджерс и Хаммерстайн превратили её в бродвейский мюзикл, а Фриц Ланг экранизировал её. В 2019-м историю карусельного зазывалы, который согласился пойти на преступление ради своей возлюбленной, возвращает к жизни венгерский режиссёр Корнель Мундруцо, чтобы превратить «Лилиом» в едва ли не самую ожидаемую премьеру Зальцбургского фестиваля. С середины 2010-х за Мундруцо закрепилась слава режиссёра, одинаково успешного и на театральном, и на кинорынке: его с завидной регулярностью можно встретить и на красной дорожке в Каннах, и в хедлайнерах Авиньонского фестиваля. Вместе с выдающейся театральной художницей Моникой Пормале Мундруцо выпускает «Лилиом» в знаковом для новейшей истории европейской сцены пространстве — на старинном кельтском острове Пернер. Когда-то здесь располагалась крупнейшая в Европе солеварня, а в 90-х годах Зальцбургский фестиваль приспособил заводские цеха под театральную площадку, где успели поработать все крупнейшие режиссеры рубежа веков: от Луки Ронкони до Франка Касторфа.

«После последних дней. Поздний вечер»

Рурская триеннале, режиссёр Кристоф Марталер
21 августа — 1 сентября

В 1919 году австрийский писатель Карл Краус закончил работу над пьесой «Последние дни человечества»: занимавшая тысячу страниц, она представляла собой исполинский коллаж из газетных цитат, посвящённых истории только что закончившейся Первой мировой войны. 100 лет спустя opus magnum Крауса, предупреждавшего Европу о скором закате, ставит другой любитель цитатных структур, живой классик немецкой сцены Кристоф Марталер — «Поздний вечер» напоминает о его легендарном спектакле «Убей европейца!». В той памятной постановке, выпущенной вскоре после объединения Германии, режиссёр собрал знакомые каждому немцу песни — от фольклорных стандартов до гэдээровских шлягеров — и на их основе сочинил «патриотический вечер» (так был обозначен жанр спектакля), который выглядел отходной по исчезнувшей с карты мира ГДР и её жителям, попавшим в безвременье. В «Позднем вечере» звучит музыка композиторов, закончивших свою жизнь в концлагерях: от Павела Хааса до Эрвина Шульхофа, а сам спектакль выглядит реквиемом по истории ХХ века.

«Всё, что случилось и ещё случится»

Рурская триеннале, режиссёр Хайнер Гёббельс
23–26 августа

Биография Хайнера Гёббельса типична для художника рубежа XX–XXI веков: его творческий путь — плоть от плоти эпохи междисциплинарности и nobrow. Дипломированный социолог музыки, в конце 1970-х он переквалифицировался в джазового и рок-музыканта, чтобы уже в объединённой Германии сделать карьеру востребованного академического композитора. Инкрустируя свои концертные партитуры театральными вставками, к концу 90-х Гёббельс постепенно мигрирует с филармонической сцены на драматические подмостки, чтобы к середине 2000-х стать одной из ключевых фигур нового европейского театра. Едва ли не главной характерной приметой всех его спектаклей становится рефлексирующий взгляд Чужого — исследующего идентичность драматического театра и одновременно испытывающего его на прочность синтезом с другими видами искусств. Премьера нового мегапроекта Гёббельса «Всё, что случилось и ещё случится» станет кульминацией Рурской триеннале — 2019: ещё один спектакль-размышление о судьбах человечества в ХХ веке — нечто среднее между масштабной мультимедийной инсталляцией и перформансом с участием 17 актёров и музыкантов.

«Страна чудес»

Веймарский фестиваль искусств, режиссёр Кэти Митчелл
24, 25 августа

Гранд-дама современной европейской драмы при каждом удобном случае присягает на верность идеям Станиславского, и это не просто громкие слова. Из спектакля в спектакль Кэти Митчелл занимается поисками сценической правды, последовательно переосмысляя саму природу театра, — закономерно, что восемь лет назад она стала лауреатом престижной премии «Новая театральная реальность». Российская публика знает Митчелл по спектаклям берлинского театра Schaubühne, гастролировавшим на фестивале NEТ,— зрелищным постановкам, в которых режиссёр экспериментирует с использованием мультимедиа на театральной сцене: видеоэкран играет у неё ту же роль, что и пресловутая «четвёртая стена» у Станиславского, делая сценическую реальность безусловной. Спектакль «Страна чудес», только что выпущенный в парижском Théâtre des Bouffes du Nord и включённый в афишу Веймарского фестиваля искусств, дает шанс познакомиться с совсем другой Митчелл. В основе проекта — вокальный цикл Роберта Шумана «Любовь поэта»: выходя на музыкальные подмостки, Митчелл отказывается от большинства своих излюбленных приёмов, и её фирменный почерк опознаётся разве что по характерному многомерному чувству театральной реальности.


Текст: Дмитрий Ренанский

Заглавная иллюстрация: постановка «Юность без Бога», режиссёр Томас Остермайер. Фото: Арно Деклэр