8 октября 2018

Выбор критика: что смотреть в театре в октябре — шорт-лист Дмитрия Ренанского

Слава_БДТ

В новой рубрике анонсов театральный критик Дмитрий Ренанский специально для Masters Journal составил шорт-лист театральных новинок октября. Мультимедиаопера, дискотека, сериал: топ-9 спектаклей Москвы и Петербурга, после которых вы обязательно полюбите современный театр. 

Санкт-Петербург

«То, что проходит мимо»
Toneelgroep Amsterdam, режиссёр Иво ван Хове, в рамках фестиваля «Балтийский дом»
12 октября

Сцена из спектакля «То, что проходит мимо». Режиссёр Иво ван Хове

Сложносочинённые, прихотливо устроенные, нередко размывающие границу между сценой и зрительным залом, спектакли Иво ван Хове долгое время были смутным объектом желания отборщиков отечественных театральных форумов. Неслучайно, что первым в Россию ван Хове привёз именно «Балтийский дом» — старейший фестиваль Петербурга, на протяжении многих лет остававшийся единственным в городе окном в театральную Европу. Но на излёте 2000-х «Балтдом» смог позволить себе лишь камерную и не слишком характерную для ван Хове постановку «Человеческого голоса» Кокто — и только раздразнил аппетит. Теперь фламандский режиссёр возвращается в Петербург — на этот раз с масштабной фреской по мотивам романа голландского писателя Луиса Купейруса (1863–1923). Автора многофигурной семейной саги «То, что проходит мимо» в России знают лишь специалисты, между тем сам Иво ван Хове считает, что место Купейруса в истории национальной литературы огромно, и предпочитает называть его не иначе как «голландским Львом Толстым».

«Слава»
Большой драматический театр, режиссёр Константин Богомолов
13, 18 октября

Сцена из спектакля «Слава». Режиссёр Константин Богомолов. Фото: Стас Левшин

«Слава» — драматургический дебют сверхпопулярного в предвоенные годы поэта-песенника Виктора Гусева («Свинарка и пастух», «В шесть часов вечера после войны»), театральный хит времён Большого террора, впервые показанный в БДТ весной 1936 года и выдержавший более 200 аншлаговых представлений. Звучащая сегодня неизданной главой из «Теллурии» Владимира Сорокина, пьеса Гусева понадобилась Константину Богомолову как лакмусовая бумажка для масштабного социокультурного исследования. Какую интеллектуальную и эмоциональную реакцию извлечённый из вечной мерзлоты артефакт «стиля Сталин» вызывает у сегодняшней публики — и насколько открыто она готова её продемонстрировать? Сколько миллиграммов ностальгии, тоски по героическому прошлому, по утраченной цельной реальности содержится в сопровождающих «Славу» от первой до последней сцены аплодисментах? Протагонистом спектакля Богомолова, как это часто бывает в современном театре, оказывается зритель — ему в «Славе» отведено сразу две роли: фокус-группы и независимого наблюдателя.

«Медея»
Театр имени Ленсовета, режиссёр Евгения Сафонова
14, 15 октября

Сцена из спектакля «Медея». Режиссёр Евгения Сафонова. Фото: Театр имени Ленсовета

Когда пару лет назад Евгения Сафонова ставила «Братьев Карамазовых», текст Достоевского звучал у неё с такой остротой и резкостью, как будто был написан автором-новодрамовцем. Сейчас одного из лучших российских режиссёров поколения 30-летних заинтересовали античные трагики — и история колхидской царевны становится у неё поводом для рефлексии о катастрофическом опыте прошлого столетия. «Я вар-вар-ка», — чеканит слоги актриса София Никифорова: что ни атака согласных — то удар резца, высекающего из словесной породы объёмную звуковую скульптуру. Различные интерпретации мифа о Медее (Еврипид, Сенека, Хайнер Мюллер) выглядят у Сафоновой проекцией апокалипсиса ХХ века — и отправной точкой для редкого на отечественной сцене разговора об исторической памяти и социокультурных травмах прошлого. Этот разговор будет продолжен совсем скоро: в конце года Сафонова выпустит в БДТ сценическую версию «Аустерлица» В. Г. Зебальда.

«Диджей Павел»
«театр post», на площадке Студии перформативных искусств «Сдвиг»
22 октября

Disco ball

Две самые известные пьесы белоруса Павла Пряжко — «Солдат» и «Я свободен»: первая состоит из двух коротких предложений, вторая — из 535 фотографий и 13 подписей к ним. Свежий текст самого радикального русскоязычного драматурга наших дней выглядит очередным витком его формальных поисков: пьеса «Диджей Павел» — это плей-лист из хитов советской эстрады 1980-х годов. Особым образом смонтированные друг с другом, песни Пугачёвой, Боярского и Леонтьева складываются в законченное повествование, объединённое сквозным, пускай и не проговариваемым до конца, сюжетом, причём отнюдь не ностальгического толка, как может показаться заочно. Осторожно, спойлер: команда независимого петербургского «театра post» и присоединившийся к ним резидент Мариинского театра хореограф Максим Петров поставили «Диджея Павла» как дискотеку — присоединиться к ней при наличии билета на спектакль может любой желающий.

«Проза»
Электротеатр Станиславский, режиссёр Владимир Раннев, в рамках фестиваля «“Золотая Маска” в Санкт-Петербурге»
22, 23 октября

Сцена из спектакля «Проза». Режиссёр Владимир Раннев. Фото: Олимпия Орлова

На Новую сцену Александринки привозят самую обсуждаемую московскую премьеру минувшего сезона — образцово-показательный пример актуального театра, последовательно размывающего границы между традиционными жанрами и специальностями. Петербургский композитор Владимир Раннев сам поставил собственную оперу, соединив идиллическую повесть Чехова «Степь» с рассказом Юрия Мамлеева «Жених», — постепенно съезжающую из гиперреализма в фантасмагорию историю о том, как родители убитой девочки усыновляют преступника. Текст Мамлеева зритель не слышит, а читает, зато от первого до последнего слова: дебютирующая на театральных подмостках художница Марина Алексеева превратила его в виртуозный 80-минутный комикс, сделав литературный текст главным героем мультимедийной «Прозы».

Москва

«Серёжа»
Московский художественный театр, режиссёр Дмитрий Крымов
9, 10, 20, 21 октября

Репетиция спектакля «Серёжа». Режиссёр Дмитрий Крымов. Фото: Екатерина Цветкова

Легендарный худрук МХТ Олег Табаков вошёл в историю не только как гениальный актёр, но и как выдающийся менеджер: изрядно обветшавший с годами Московский художественный он превратил в театральный супермаркет, на полках которого соседствовал самый широкий и разношёрстный ассортимент — от артхауса до мейнстрима, от актёрского бенефицианства до интеллектуальной режиссуры. Аскету и молчальнику Сергею Женовачу, минувшей весной, после смерти Табакова, возглавившему главный театр страны, нужно будет очень постараться, чтобы следовать этой эффектной менеджерской стратегии — или чтобы предложить МХТ другую конкурентоспособную модель. Первая премьера, выпускающаяся в Камергерском переулке в новую эпоху, скорее интригует: в святая святых отечественной сцены дебютирует основоположник российского «театра художника» Дмитрий Крымов, да ещё с постановкой по мотивам «Анны Карениной». Впрочем, именно что по мотивам — роман Толстого парадоксалист Крымов микширует с «Жизнью и судьбой» Василия Гроссмана и текстами поэта-концептуалиста Льва Рубинштейна.

«Дети солнца»
«Красный факел», режиссёр Тимофей Кулябин, в рамках фестиваля «Территория»
14, 15 октября

Сцена из спектакля «Дети солнца». Режиссёр Тимофей Кулябин. Фото: Фрол Подлесный

Пьесу об интеллектуалах, живущих в изоляции от окружающего их общества, участник Кровавого воскресенья Максим Горький писал в феврале 1905-го в Трубецком бастионе Петропавловской крепости. 113 лет спустя Тимофей Кулябин перенёс действие «Детей солнца» в преподавательский корпус кампуса Стэнфордского университета, где готовятся встретить миллениум русские учёные-мигранты. Лидер новой волны отечественной режиссуры пошёл на этот дерзкий эксперимент с единственной целью: доказать, что драматургия Горького может и должна стать частью репертуарного канона сегодняшней российской сцены. Репутация «буревестника русской революции» долгое время отчаянно мешала восприятию драматургии Горького в бывшем СССР: для того чтобы увидеть «Детей солнца», до сих пор приходилось ездить в Европу, где канонические трактовки этой пьесы создали бельгиец Люк Персеваль и голландец Иво ван Хове. Теперь за ними придётся отправиться в Новосибирск: билеты на три столичных показа премьеры «Красного факела» в рамках фестиваля «Территория» давно распроданы и всплывут разве что у перекупщиков.

«Орфические игры»
Электротеатр Станиславский, режиссёр Борис Юхананов
16–21 октября

Сцена из спектакля «Орфические игры». Режиссёр Борис Юхананов. Фото: Андрей Безукладников

Театральный сериал — главный жанр сезона 2018/2019: эпические замыслы режиссёров, принадлежащих разным поколениям и стилям, решительно не желают укладываться в прокрустово ложе формата, привычного для драматической сцены. Пока в Петербурге худрук БДТ Андрей Могучий работает над финальным эпизодом «Трёх толстяков», а Лев Додин репетирует «Братьев Карамазовых», которые будут играться несколько вечеров кряду, Борис Юхананов выпускает 12-частную эпопею по мотивам главного мирового театрального мифа. «Орфические игры» идут шесть дней, по одной серии утром и вечером (с перерывом на обед), на сцену выходит сотня актёров из труппы Электротеатра и режиссёрской мастерской Юхананова; в числе создателей значатся композитор-авангардист Дмитрий Курляндский и художник Эндрю Джошуа Вайссбард — автор светового дизайна большинства постановок Роберта Уилсона. Каждый из эпизодов «Орфических игр» выглядит законченным спектаклем, но смотреть, разумеется, лучше целиком — полное погружение в экстремальную реальность современного театра гарантировано.

«Кончерто барокко / Восковые крылья / Кайдановский»
Московский академический музыкальный театр
27–29 октября

Сцена из спектакля «Кончерто барокко. Восковые крылья». Фото: afisha.ru

Не обращая внимания на вкусы отечественной публики, числящей балет искусством крупных форм и больших нарративов, худрук танцевальной труппы МАМТ Лоран Илер выпускает очередную концептуальную программу одноактных спектаклей. На этот раз в ладное кураторское высказывание объединены неоклассика Джорджа Баланчина (хрестоматийный «Кончерто барокко»), один из важнейших балетов конца ХХ века («Восковые крылья», сочинённые Иржи Килианом в 1997 году) и мировая премьера многообещающего молодого автора. Об Андрее Кайдановском в России впервые заговорили пару лет назад, когда 30-летний солист Венского государственного балета принял участие в лаборатории «Точка пересечения», которую проводил МАМТ. Тогда камерный спектакль дебютанта попал в шорт-лист «Золотой Маски», а Илер заказал Кайдановскому балет для большой сцены. Название постановки до сих пор не анонсировано, хотя, чего скрывать, поклонники Кайдановского-младшего втайне надеются, что хореограф вдохновлялся «Сталкером».


Текст: Дмитрий Ренанский

Заглавная иллюстрация: сцена из спектакля «Слава» (режиссёр Константин Богомолов). Фото: Стас Левшин