1 ноября 2018

Выбор критика: что смотреть в театре в ноябре — шорт-лист Дмитрия Ренанского

fc-puzzle-strong-woman-listless-men_1000

В новой рубрике анонсов театральный критик Дмитрий Ренанский специально для Masters Journal составил шорт-лист театральных новинок ноября. Русская «Одиссея», абсурд в полицейском участке и байопик о православной святой: топ-6 спектаклей Петербурга, которые помогут вам пережить приближение зимы.

«Блаженная Ксения. История любви»

Александринский театр, режиссёр Валерий Фокин
11 ноября

Анна Блинова в спектакле «Блаженная Ксения. История любви». Предоставлено Александринским театром

Девять лет спустя после премьеры Валерий Фокин выпускает ремейк своего ключевого спектакля 2000-х — с новыми актёрами (заглавную роль теперь играет молодая прима александринской труппы Анна Блинова) и, как обещают в театре, с новыми смысловыми акцентами. Пьеса классика отечественной «новой драмы» Вадима Леванова детально воссоздаёт эпизоды жизни блаженной Ксении Петербургской: потрясённая внезапной смертью любимого мужа, будущая святая отрекается от себя, переодевается в одежду покойного, называет себя его именем и, раздав всё имущество бедным, 40 с лишним лет скитается по петербургским улицам в образе юродивой, пророчествуя и кормясь мирским подаянием. Спектакль худрука Александринки лишён и постного морализаторства, и елейной благодати, но исполнен интереса к парадоксальной исторической личности — Фокин поставил не столько житие, сколько захватывающий байопик с тщательно прописанным социальным фоном: «История любви» — это ещё и портрет вневременной России, в котором песни Монеточки резонируют в реалиях екатерининской поры.

Puz/zle

Театральная компания Eastman, хореограф Сиди Ларби Шеркауи, в рамках фестиваля Европейской театральной премии
14 ноября

Из спектакля Puz/zle. Режиссёр Сиди Ларби Шеркауи

Премия «Европа — театру», которую неофициально называют «театральным “Оскаром”», ежегодно кочует из города в город, подобно Олимпийским играм. Этой осенью эстафету у Рима принимает Петербург: в середине ноября по невским берегам пройдёт парад-алле спектаклей главных действующих лиц актуальной европейской сцены. Лауреаты нынешнего года — худрук краковского Старого театра, польский режиссёр-бунтарь Ян Клята со злободневной интерпретацией ибсеновского «Врага народа» (16 ноября, «Балтийский дом») и португалец Тьягу Родригеш, разрабатывающий тему памяти и предлагающий в своём «Дыхании» переосмыслить привычный формат документальной драмы (16 ноября, Молодёжный театр на Фонтанке). Гвоздь программы — Puz/zle, визитная карточка культового бельгийского хореографа Сиди Ларби Шеркауи, сочинявшего спектакли и для Парижской оперы, и для монахов Шаолиньского монастыря. Объездившая весь мир постановка, мировая премьера которой состоялась в 2012 году на Авиньонском фестивале, погружает зрителя в пограничное состояние между сном и явью — пока артисты базирующейся в Антверпене компании Eastman показывают мастер-класс по современной танцевальной технике.

«52»

БДТ имени Г. А. Товстоногова, композитор и режиссёр Александр Маноцков
18 ноября

Виктория Артюхова и Анна Вишнякова в спектакле «52».  Фото: Стас Левшин. Предоставлено БДТ имени Г. А. Товстоногова

Опера на драматической сцене — явление не такое уж редкое: только что «Золотая Маска» привозила в Александринку «Прозу» Владимира Раннева — репертуарный хит столичного Электротеатра Станиславский, превратившегося в последние годы в лабораторию музыкальной драмы. Теперь модное поветрие докатилось наконец и до главной сцены Петербурга: в эти дни в БДТ проходят последние репетиции камерной оперы «52», написанной специально по заказу театра Александром Маноцковым. Имя этого композитора хорошо известно театральной публике: его музыка звучит во многих спектаклях Андрея Могучего — и в давнем александринском «Счастье», и в нашумевшей «Грозе» Большого драматического. Новая партитура Маноцкова написана для четырёх инструменталистов и двух голосов — один из них, кстати, принадлежит протагонистке «Грозы» Виктории Артюховой. Текст «Всё дальше и дальше» московского поэта-концептуалиста Льва Рубинштейна звучит в «52» на шести языках, а сам Александр Маноцков выступает в премьере в тройном амплуа — одновременно как композитор, режиссёр и художник-постановщик.

«Пахита»

«Урал Опера Балет», хореографы Сергей Вихарев и Вячеслав Самодуров, в рамках фестиваля «Дягилев P. S
23 ноября 

Из спектакля «Пахита». Предоставлено фестивалем «Дягилев P. S.»

В программе фестиваля «Дягилев P. S.», посвящённого в этом году 200-летию Мариуса Петипа, ставка сделана на спектакли, вступающие в активный диалог с шедеврами основателя русского балета. Отвечая на хрестоматийный дягилевский призыв «Удиви меня», худрук фестиваля Наталья Метелица привозит в Петербург «Баядерку» (21 ноября) в постановке японского хореографа Йо Канамори, ученика Мориса Бежара и основателя танцевальной группы Noism, а «Жизель» (26 ноября) — в версии южноафриканской компании The Dance Factory. «Коппелию» (22 ноября) на «Дягилев P. S.» выписывают из Екатеринбурга — свежую, с пылу с жару премьеру труппы «Провинциальные танцы» лидера российского contemporary dance Татьяны Багановой. Центральное событие форума — выпущенная в феврале этого года «Пахита»: последний спектакль выдающегося хореографа Сергея Вихарева, завершённый после его трагической смерти худруком «Урал Опера Балета» Вячеславом Самодуровым. Эту постановку уже успели назвать главной балетной премьерой десятилетия: «Испания» Гюстава Доре встречается в ней с «Кабинетом доктора Калигари», а оригинальная партитура Эдуара Дельдевеза и Людвига Минкуса радикально переписана петербургским композитором Юрием Красавиным. «Пахита» выглядит грандиозным кураторским проектом, значение и смыслы которого выходят далеко за узкоцеховые рамки: посвящённый антропологии балетного жанра, он будет интересен широкому кругу интеллектуалов и просто думающих зрителей.

«Русская матрица»

Театр имени Ленсовета, режиссёр Андрей Прикотенко
23 и 24 ноября

Андрей Прикотенко. oteatre.info

Режиссёр Андрей Прикотенко учился у воспитавшего половину театрального Петербурга Вениамина Фильштинского, престижнейшую «Золотую Маску» выиграл в 32 года, а на легендарную трилогию его спектаклей в Театре на Литейном («Эдип-царь», «Антигона», «Слуга двух господ») лишний билетик начинали спрашивать ещё на Невском. С тех пор много воды утекло, и Прикотенко в последние годы работал в родном городе лишь эпизодически, а жаль: он был и остаётся одним из самых заметных режиссёров поколения 40-летних. На этот раз в статусе главрежа новосибирского «Старого дома» Прикотенко возвращается в Петербург, чтобы выпустить русскую «Одиссею» — мультимедийный спектакль по русским былинам и сказкам, жанр которого сам режиссёр определяет как «драматическая поэма по отечественной мифологии». Исследованием матрицы национального сознания в самой ожидаемой премьере ноября под руководством Прикотенко занимается бóльшая часть труппы Театра имени Ленсовета во главе с Сергеем Мигицко, оригинальную партитуру пишет модный композитор Иван Кушнир, интересы которого простираются от электроники до хип-хопа. 

«Человек из Подольска»

«Приют комедианта», режиссёр Михаил Бычков
28 и 29 ноября

Дмитрий Лысенков в спектакле «Человек из Подольска». Предоставлено «Приютом комедианта»

Год назад дебютная пьеса известного прозаика Дмитрия Данилова буквально взорвала отечественную сцену — уж слишком резко она выламывается из канонов российской драматургии. Начинается «Человек из Подольска» как образцово-показательная «новая драма»: житель подмосковного городка попадает в полицейский участок. Но вместо того чтобы написать очередной физиологический очерк, живописующий унылую повседневность, Данилов предпочитает забросить и своего героя, и зрителей в кафкианскую реальность кроличьей норы, в которой всё не то, чем кажется. В размеренную жизнь самого обычного человека вторгается нечто иррациональное, необъяснимое — и вот уже допрос в полицейском участке превращается в дискуссию о Сорокине, Пелевине и современном искусстве. В «Приюте комедианта» «Человека из Подольска» выпускает Михаил Бычков, худрук одного из лучших региональных театров страны, воронежского Камерного, и основатель главного в России междисциплинарного художественного форума — Платоновского фестиваля искусств. Режиссёр-культуртрегер работает с актёрской командой мечты: Человека из Подольска играет Дмитрий Лысенков, вместе с экс-премьером Александринки на сцену выйдут Илья Дель, Сергей Власов и Марина Солопченко.


Текст: Дмитрий Ренанский

Заглавная иллюстрация: Из спектакля Puz/zle. Режиссёр Сиди Ларби Шеркауи. © Foteini Christofilopoulou