19 июля 2018

Главное на фестивале «Точка доступа»

разговоры беженцев (6)

В Петербурге стартует одно из самых заметных театральных событий лета — международный фестиваль «Точка доступа». Редактор Masters Journal Александра Воробьева рассказывает о главном на фестивале: спектаклях в форту Константин, торговом комплексе «Невский Центр», отеле Hilton и других интересных локациях.

Site-specific в Петербурге: от авангарда до наших дней

«Точка доступа» сегодня — фактически единственный российский театральный проект, систематически работающий с форматом site-specific: спектакли здесь ставят где угодно, только не на сцене. Делать театр в нетеатральных пространствах в Петербурге полюбили еще в 1990-х, когда переставшее считаться неофициальным искусство вышло из андеграунда на улицы: этим занимались Формальный театр (о рыцарской мистерии Orlando Furioso, поставленной Андреем Могучим в 1994-м, в городе до сих пор ходят легенды), театр DEREVO, Инженерный театр АХЕ (в их репертуаре, в частности, уже 17 лет живет спектакль «Мокрая свадьба», который принято играть на воде) и многие другие. Впрочем, генеалогию петербургских уличных перформансов можно увести и глубже, в сторону раннесоветского театрального авангарда: одним из первопроходцев в этом жанре считается эксцентричный режиссер Николай Евреинов, в 1920 году поставивший в Петрограде, к трехлетию революции, ни много ни мало «Взятие Зимнего дворца»: в масштабном театрализованном действе на Дворцовой площади тогда участвовали около восьми тысяч человек и крейсер «Аврора». 

В начале 2010-х уличный театр в городе вновь переживает расцвет, но в новых форматах. В то время как условно традиционные уличные спектакли проходят на Елагином острове в рамках тематического фестиваля, студенты Театральной академии под руководством Константина Учителя ведут горожан маршрутом «Старухи» по хармсовским местам, БДТ впервые привозит в Россию спектакль-променад Remote X знаменитой театральной компании Rimini Protokoll (через несколько лет режиссер Семен Александровский поставит производство петербургских променадов на поток) — и, наконец, летом 2015 года впервые проходит «Точка доступа».

Променад-аудиоперформанс «Красный шум» на фестивале «Точка доступа», 2017

Если словосочетание «уличный театр» в Петербурге долгое время ассоциировалось с определенным творческим нонконформизмом, то жанровое определение site-specific (в популяризации которого «Точка доступа» сыграла важную роль) перенесло спектакли в нетеатральных пространствах в область художественных исследований и интеллектуальных развлечений. Тем не менее генетическая связь с нонконформистской традицией в программе первой  «Точки доступа» угадывалась: зрители могли, например, пережить экзистенциальную драму потребителя в поставленном в гипермаркете на Дыбенко спектакле андеграундного театра ТРУ или лично встретиться с легендами Уделки на спектакле, созданном одним из главных героев российской театральной контркультуры Всеволодом Лисовским, петербургским режиссером Верой Поповой и театральными художниками Лешей Лобановым и Александрой Ловянниковой. 

Как устроен фестиваль «Точка доступа»

Театральные фестивали можно очень условно поделить на два типа: те, которые собирают в программе по-своему выдающиеся спектакли, и те, которые продюсируют собственные проекты. «Точка доступа» с самого начала выпускала новые постановки, и довольно успешно: например, фестивальные «Разговоры беженцев» 2016 года были номинированы на главную российскую театральную премию «Золотая Маска», а поставленный в том же году спектакль «Сталкеры» зажил в городе собственной жизнью. После того как в 2017-м фестиваль получил статус международного, команда «Точки» стала приглашать поработать в России режиссеров и художников из других стран.

В этом году программа фестиваля традиционно делится на три блока: собственные проекты, блок гастрольных спектаклей, которые «Точка доступа» привозит в Петербург, и специальная программа из постановок, в производстве которых фестиваль не участвовал, но которые считает близкими себе по формату (в нее сейчас входят иммерсивное шоу «Безликие», российская версия спектакля Questioning, созданная командой Семена Александровского, спектакль «Вишневый сад. Тишина» во дворе Фонтанного дома и возобновленные «Разговоры беженцев» по Брехту). Из стремления «Точки» открывать новые имена и склонности к рефлексии выросла образовательная программа: на этот раз она включает в себя лекции, режиссерскую лабораторию и большой семинар на Новой сцене Александринского театра.

Собственная программа: де Сад в «Невском Центре», иранцы в Русском музее, Санкт-Петербург — вне себя

Логотип «Точки доступа» в 2018 году

Марат/Сад

Локация: торговый комплекс «Невский Центр»

25–31 июля

Пожалуй, самая ожидаемая премьера фестиваля. Немец Йозуа Рёзинг ставит пьесу Петера Вайса о де Саде вместе с одним из главных российских современных композиторов Владимиром Ранневым и художником Сергеем Илларионовым, отвечающим за облик и движения героев программных премьер БДТ последних лет (костюмы а-ля Рэй Кавакубо в ленсоветовской «Медее» Евгении Сафоновой — тоже его рук дело). Де Сада играет заслуженный артист России Сергей Лосев, из корифеев труппы Большого драматического; вместе с ним над спектаклем работают важная петербургская актриса Гала Самойлова, Олег Федоров из Театра имени Ленсовета, Анастасия Балуева, успевшая сыграть в другом петербургском спектакле Рёзинга — постановке «Лебеди» из репертуара Нового императорского театра, и Дарья Степанова из Александринки. Важная особенность готовящейся премьеры: «Марат/Сад» будут играть в пустынном торговом комплексе «Невский Центр» ночью.

Санкт-Петербург вне себя

Локация: Нева

31 июля — 5 августа

Швейцарец Мартин Шик в рамках «Точки доступа» локализует программную книгу Рема Колхаса о современной архитектуре — «Нью-Йорк вне себя». Получится ли у Шика перенести на Петербург логику исследования амбиций и неврозов города, когда-то сделавшую книгу Колхаса интеллектуальным бестселлером, — одна из ключевых интриг фестиваля. Спектакль будет проходить на теплоходе, в рамках символической прогулки «по рекам и каналам Санкт-Петербурга».

Железную дорогу построили, и стало удобно

Локация: Центр мультимедиа Русского музея (Западный павильон Михайловского замка)

21 июля — 4 августа

«Железную дорогу построили, и стало удобно» — спектакль с непростой судьбой: он вошел в программу «Точки доступа» вместо отмененного проекта иранца Али Асгара Дашти «Маленькие ночи» (по словам представителей «Точки», в случае с «Маленькими ночами» возник риск «создать спектакль не на том уровне, какой мы привыкли видеть на фестивале»). «Железную дорогу построили…» тем не менее остается российско-иранской копродукцией: идея спектакля по мотивам чеховского «Вишневого сада» принадлежит актрисе из Ирана Рамоне Шах, постановку курирует программный директор фестиваля Андрей Пронин, а что из этого получится — можно посмотреть бесплатно: на спектакль не нужно покупать билеты, достаточно зарегистрироваться.

Гастрольная программа: инопланетяне в Кронштадте, феминистская опера в женском туалете, любовная драма в Парголове

Музей инопланетного вторжения

Локация: Кронштадт, форт Константин

20–22 июля

«Музей инопланетного вторжения» — один из главных театральных хитов Москвы: поставленный в конце 2016 года спектакль попал в программы почти всех ключевых российских фестивалей и был номинирован на «Золотую Маску» в числе лучших экспериментальных проектов сезона. Создатели спектакля — группа «Театр взаимных действий», состоящая из художников Леши Лобанова, Ксении Перетрухиной, Шифры Каждан и продюсера Александры Мун, — придумали интригующее мокьюментари: жанр постановки обозначен как «спектакль-экскурсия по следам инопланетного вторжения, случившегося в Сибири в конце 80-х годов XX века» (за драматургию «Музея» отвечает петербургский драматург Наташа Боренко, отталкивавшаяся от уэллсовской «Войны миров»). Специально для нынешних гастролей в памятном любителям рейвов форту Константин построили четыре павильона, где участники спектакля будут рассказывать зрителям о встрече землян с инопланетянами, произошедшей в деревеньке под Томском — незаметно для страны, которая была увлечена перестройкой. Важно: на спектакль можно и нужно приходить с детьми старше 10 лет!

Трехгоршковая опера

Локация: отель Hilton на Петербургском шоссе, 62

20 июля — 4 августа

Однажды в женском туалете встретились три оперные певицы: одна из них пережила опыт отношений с абьюзером, вторая переживает из-за свидания, третья преодолела проблему «стеклянного потолка», делая карьеру. Героини общаются друг с другом преимущественно с помощью известных оперных арий (жертва абьюза, например, исполняет в начале спектакля «Плач Дидоны» из «Дидоны и Энея» Пёрселла, а карьеристка — арию L’amour est un oiseau rebelle из «Кармен» Бизе, в миру известную под названием «Хабанера»): таким образом, «Трехгоршковая опера» не только работает с актуальной феминистской повесткой, но и предлагает переосмыслить традиционные женские амплуа в опере. Спектакль компании Bontom приехал на «Точку доступа» из Австралии (кажется, это первый в новейшей истории случай, когда австралийский театр добрался до России) и будет проходить в дамской комнате отеля Hilton.

Время роста деревьев

Локация: Парголово

2–5 августа

«Время роста деревьев» — спектакль казанской творческой лаборатории «Угол», одной из самых многообещающих команд на новой театральной карте России. С казанцами уже работали Всеволод Лисовский (вместо драматического текста поставивший в «Угле» в буквальном смысле учебник математики) и лидер петербургского театра post Дмитрий Волкострелов (выпустивший в Казани спектакль по пьесе важнейшего русскоязычного драматурга-абсурдиста наших дней Павла Пряжко). «Время роста деревьев», впрочем, проходит по части не радикальных экспериментов, но новой городской лирики: это спектакль-променад по пьесе драматурга Михаила Дурненкова о брейкапе в спальном районе. Режиссер — Регина Саттарова.

Образовательная программа: «Что такое эксперимент?»

Перформанс «Квартира 44» на фестивале «Точка доступа», 2017

Образовательная программа «Точки доступа» в этом году состоит из лекций о site-specific-театре, режиссерской лаборатории и семинара. Лекции пройдут 31 июля в особняке на Дворцовой набережной, 20: их прочтут профессор Университета Аберистуита Майк Пирсон и профессор Института театральных исследований Сорбонны Орели Мутон-Резук.

1 августа в выборгской библиотеке Алвара Аалто представят итоги организованной фестивалем режиссерской лаборатории «Культурный герой XXI»: режиссер Мария Критская представит театральную инсталляцию по материалам из ЖЖ Дмитрия Горчева, выпускник мастерской Анатолия Праудина Роман Муромцев — эскиз спектакля по роману Юрия Мамлеева  «Другой», а известный по работам на Урале и в Сибири Владимир Золотарь — эскиз по триеровскому «Антихристу». Завершится образовательная программа 2 августа научным семинаром «Что такое эксперимент?» на Новой сцене Александринки.

Программа лояльности, бонусы и скидки

Спектакль «Мавзолей-БУФФ» на фестивале «Точка доступа», 2017

«Точка доступа» — один из немногих российских театральных фестивалей с развитой программой лояльности: у «Точки» есть проработанная система абонементов, для студентов и пенсионеров предусмотрена скидка на билеты в размере 50 %, а работники культуры и искусства могут попасть почти на все спектакли фестиваля за 300 рублей. Кроме того, организаторы регулярно проводят нескучные розыгрыши билетов в социальных сетях: например, недавно подписчикам предлагали ответить на вопрос о том, почему опера в XXI веке добралась до уборной, и придумать свой site-specific-спектакль. 


Текст: Александра Воробьева

Иллюстрации предоставлены фестивалем «Точка доступа». На заглавной иллюстрации: сцена из спектакля «Разговоры беженцев»