12 июля 2019

Точка, точка, запятая

Genève, le 22 mars 2014. Spectacle " Please, Continue ( Hamlet ) au Forum Meyrin, cie Yan Duyvendak. Inspirée du dossier d'instruction d'un cas réel, la pièce est jouée par de vrais juges, avocats , procureurs et experts , à l'exception de trois comédiens professionnels. Me Vincent Spira ( avocat de la défense ) rassure son client Thierry Raynaud ( Hamlet ).© Magali Girardin.

15 июля, в понедельник, аккурат посредине лета, открывается V Международный летний фестиваль искусств «Точка доступа», позиционирующий себя как «единственный в Петербурге фестиваль, который исследует город через практику театра, современного искусства и паблик-арта». В этом году фестиваль состоит аж из трёх программ: основной, образовательной и свободной. Как в них не запутаться и найти собственные краеугольные точки, рассказывает театровед Ника Пархомовская.

Точка притяжения

В прошлом спектакли «Точки доступа», как и положено фестивалю сайт-специфического искусства, проходили в торговом центре и туалете, на кораблике и в морском порту, в салоне сотовой связи и на пустыре. В этом году самая интересная, с моей точки зрения, постановка заставит публику перекочевать обратно в театр, а именно на Новую сцену Александринки. Там 19–21 июля будет сыгран интерактивный спектакль «Пожалуйста, дальше (Гамлет)», в котором суд присяжных, выбранных по случайному принципу из числа зрителей, решит судьбу Гамлета в исполнении режиссёра Семёна Серзина. Шекспировского героя на сей раз обвиняют в убийстве, причём подаёт на него в суд возлюбленная, дочь убитого Офелия (звезда «театра post» Алёна Старостина). Единственной свидетельницей произошедшего оказывается мать, Гертруда, которую играет актриса Роза Хайруллина, а дело ведут настоящие юристы, психиатры и адвокаты из Петербурга.

Спектакль «Пожалуйста, дальше (Гамлет)». Компания Яна Дейвендака, Dreams Come True (Женева) 

Спектакль обещает быть не только иммерсивным, но и захватывающим, ведь его финал действительно непредсказуем и зависит от того, смогут ли договориться между собой зрители. Более того, неизвестна даже продолжительность действия, которое может, по предположению авторов из Швейцарии Яна Дейвендака и Роже Барната, растянуться аж до трёх с половиной часов. В любом случае понятно, что речь пойдёт не о судьбе вымышленного датского принца или даже его реального прототипа, а о том, как устроена современная юридическая система, как работают законы восприятия, как выглядит правосудие и существует ли оно. Не говоря уже о том, что каждый из сидящих в зале сможет проверить себя на гражданскую сознательность и человеколюбие.

Ещё один спектакль основной программы стартует от Новой сцены, но ею не исчерпывается. По задумке автора — известного петербургского актёра, режиссёра и человека-оркестра Антона Адасинского — зрители оказываются не в обычном экскурсионном автобусе, но в его, автора, голове. Адасинский, а вместе с ним и организаторы фестиваля не раскрывают маршрут и не называют финальную точку путешествия, но грозятся телепортировать зрителей во времена зарождения питерского визуального театра и перформанса, познакомить с тогдашними героями и событиями. В пространстве, в которое попадут зрители, нет ни окон, ни дверей, оно герметичное и вместе с тем запутанное, однако всё равно страшно обаятельное. В общем, Адасинский в своём репертуаре… Важно, что июльские показы «Города теней» открывают большой кино-танцевально-поэтический проект Антона, а заодно дают старт петербургским выступлениям его «Сестёр по разуму».

Точка бифуркации

Ещё два участника основной программы нынешней «Точки доступа» уводят нас всё дальше от центра Петербурга и привычных театральных рамок. Это спектакли-перформансы, спектакли-инсталляции, каждый из которых раскрывает для жителей и гостей города Петербург, его мифы и реальность. На Ладожском вокзале ежедневно в течение двух фестивальных недель, начиная с 16:00, можно будет увидеть то, что утрачено и чего больше нет, — старый Петербург глазами голландского художника Дриса Верхувена. Его «Прощай! / Fare Thee Well!» — это рассказ о том, чего уже давно не существует, но что всё ещё можно увидеть (или хотя бы вспомнить) своими глазами, пусть и при помощи телескопа.

Постановка «Прощай! / Fare Thee Well!». Studio Dries Verhoeven (Утрехт)

А вот в главном учебном корпусе Политехнического университета Петра Великого Петербург можно будет услышать. В своём спектакле Jukebox французская театральная компания «Энциклопедия слова», исследующая современный мир слов и звуков, с помощью режиссёра Олега Христолюбского, который на сей раз выступил в качестве драматурга и координатора сбора документов, и актёра Романа Михащука воспроизведёт то, о чём говорит наш город. Их перформанс устроен по принципу музыкального автомата: какой трек выбирает зритель, тот и озвучивает актёр. В результате получается любопытная звуковая картинка, фрагменты которой время от времени наши уши ловят в реальном городском пространстве, но целиком мы не слышим её никогда. Если перефразировать известное изречение, у компании Echelle 1:1 получается любопытное шоу на тему «Узнай и послушай свой город».

Точка роста

«Точка доступа» всегда славилась образовательной программой и, главное, сайт-специфик-лабораторией, в которой создавались весьма интересные эскизы на тему взаимодействия театра и среды. Но в этом году фестиваль — то ли в честь пятилетнего юбилея, то ли потому, что стал частью Театральной олимпиады, — превзошёл самого себя. По итогам конкурса заявок были выбраны 60 участников из разных городов и даже стран; они сначала прослушают лекции от ведущих специалистов в области современного театра (театральный критик, главный редактор журнала «Театр» Марина Давыдова расскажет о европейском театре сегодня; Дрис Верхувен поведает о том, чем является инсталляция в городской среде; создатели знаменитого проекта ricci/forte Стефано Риччи и Джанни Форте порассуждают об идентичности человека в XXI веке; знаменитый исследователь американского театра и главный редактор научного журнала Theatre and Performance Design Арнольд Аронсон сначала поделится своими соображениями о том, как живёт реальный театр в цифровую эпоху, а в заключительной лекции 19 июля обобщит тему иммерсивности), потом поработают в командах и затем создадут эскизы на тему «Басни». Кстати, их можно будет посмотреть в пространствах кампуса РГПУ имени А. И. Герцена 29 и 30 июля, в дни закрытия фестиваля.

Постановка «Фазы быстрого сна». Концепция: Дмитрий Шубин.
Режиссёр: Екатерина Лопатина 

В эти же дни закончит свою работу и свободная программа, куда в нынешнем году попали лауреаты и номинанты «Золотой Маски» и других театральных премий: Всеволод Лисовский и «Театр. На Вынос», проект «Квартира» и Илья Мощицкий, Мастерская Брусникина и актёр Максим Фомин, Николай Русский и Семён Серзин. События свободной программы будут происходить в жилых квартирах и в автомобиле Toyota, в Петрикирхе на Невском и в Музее стрит-арта на шоссе Революции, в Театре Поколений и на площадке «Скороход». А один спектакль (проект Сони Дымшиц «Как быть доброй, когда всё так дорого») и вовсе соберёт зрителей в кафе на Васильевском острове. В итоге публика познакомится не только с лучшими образцами европейского перформативного театра, но и с цветом петербургского андеграунда, с теми, кто обычно невидим и не имеет возможности показать свои работы широкому кругу. Так что помимо всемирных знаменитостей и громких имён в нынешней «Точке доступа» очень много альтернативы и того, что в скором будущем может вырасти во что-то большее.


Текст: Ника Пархомовская

Заглавная иллюстрация: спектакль «Пожалуйста, дальше (Гамлет)». Компания Яна Дейвендака, Dreams Come True (Женева)