24 мая 2019

Топ-6 музыкальных фестивалей в Европе, на которые хоть раз в жизни должен съездить каждый. Часть II

hires-hofstallgasse_c_sf_kolarik_0

Летний Зальцбургский фестиваль
20 июля — 31 августа

Говоря о Летнем фестивале искусств в Зальцбурге, то и дело приходится прибегать к словечку «самый»: самый масштабный, самый раскрученный, самый интеллектуальный, самый модный. Бюджет его колеблется около суммы в 60 миллионов евро, плюс-минус миллион; бóльшим бюджетом располагает только фестиваль Рур-триеннале.

Ежегодно на фестивале представляют программу по трём направлениям: опера, концерты и драматический театр. В афише 2019 года фигурируют семь опер: «Идоменей» Моцарта, «Альчина» Генделя, «Медея» Керубини, «Симон Бокканегра» Верди, «Эдип» Энеску, оперетта Оффенбаха «Орфей в аду» и прошлогодняя «Саломея» Рихарда Штрауса. И ещё две — в концертном исполнении: «Адриана Лекуврёр» Франческо Чилеа с Анной Нетребко в главной партии и «Луиза Миллер» Верди, с участием Пласидо Доминго в партии Миллера.

Нынешний фестиваль проходит в преддверии грядущего юбилея: в 2020 году будут отмечать его 100-летие. В 1920-м видные деятели культуры — драматург и режиссёр Макс Рейнхардт, писатель Хуго фон Гофмансталь и примкнувшие к ним композитор Рихард Штраус, директор Венской оперы Франц Шальк и сценограф Альфред Роллер — буквально «продавили» идею фестиваля, мотивировав необходимость его создания тем, что после окончания Первой мировой войны и крушения Австро-Венгерской империи нация, перенёсшая травму распада государственности, нуждается в установлении новой идентичности, опорой которой может и должна стать культура. Зальцбург, город, где родился Моцарт, подходил для воплощения этой идеи как нельзя лучше; тем более что музыкальные традиции и первые зачатки музыкального театра здесь зародились ещё в Средние века.

Маркус Хинтерхойзер

Нынешний интендант фестиваля Маркус Хинтерхойзер приступил к своим обязанностям три года назад. При нём взрывообразно возросло русское присутствие на фестивале: хедлайнерами 2017 и 2018 годов стали Теодор Курентзис и его оркестр и хор MusicAeterna. В 2017-м Курентзис в содружестве с режиссёром Питером Селларсом и художником-сценографом Георгием Цыпиным осуществил постановку «Милосердия Тита». В 2018-м, в преддверии юбилейного года Бетховена, ему доверили исполнить с MusicAeterna все симфонии Бетховена. Интерпретации Курентзиса вызвали ожесточённые споры в кулуарах и разноречивые отклики в прессе: от разноса до восторженного приятия.

Joseph Beuys, Entwurf für Stein-Kreuz (Koch), 1954 · Bleistift, Beize auf Papier Stiftung Museum Schloss Moyland · Foto: Maurice Dorren © Bildrecht, Wien, 2018 · Mit freundlicher Genehmigung des Nachlass Joseph Beuys

В этом году оперную программу откроет «Идоменей» — ещё одна опера-сериа Моцарта на античный сюжет о царе Идоменее, корабль которого потерпел крушение, возвращаясь после Троянской войны. Царь, чудом спасшийся из волн морских, дал опрометчивую клятву Посейдону принести первого встречного в жертву богу; и конечно же, этим встречным оказывается сын Идоменея — Идамант. Опера полна остродраматических коллизий, развёрнутых виртуозных арий (у ведущих персонажей их количество доходит до восьми) и экспрессивных речитативов. Спектакль ставит та же команда, что ставила «Милосердие Тита»: режиссёр — Питер Селларс, художник — Георгий Цыпин, дирижирует Фрайбургским барочным оркестром и хором MusicAeterna Теодор Курентзис.

Спустя 12 лет после постановки «Бенвенуто Челлини» Берлиоза в оперную программу возвращается Валерий Гергиев — в качестве музыкального руководителя спектакля «Симон Бокканегра».

Не очень понятно, как Гергиев собирается совмещать проведение «Тангейзера» в Байройте с «Симоном Бокканегрой» в Зальцбурге. Обе серии спектаклей идут в августе, а между Зальцбургом и Байройтом — минимум четыре часа езды. Впрочем, маэстро привык жить и работать в экстремально напряжённом режиме.

На постановку приглашён Андреас Кригенбург, немецкий режиссёр первого ряда. Оперные спектакли у него удачно получаются через раз: после вполне убедительной «Леди Макбет Мценского уезда» в Зальцбурге — он выпустил вялый и невнятный спектакль по «Гугенотам» Мейербера к открытию текущего сезона в Парижской опере. Как обычно, с Кригенбургом работает Харальд Б. Тор — художник, тяготеющий к массивным сценическим конструкциям. Симона Бокканегру споёт Лука Сальси, Амелию — Марина Ребека, Якопо Фиеско — Рене Папе, партию Габриеля — Чарльз Кастроново.

В «Медее» Керубини в титульной партии заявлена Елена Стихина, звезда которой взошла после исполнения партии Саломеи в спектакле Мариинского театра два года назад. Интересно, чтó придумает по канве античного сюжета модный ныне режиссёр Саймон Стоун: прошлым летом он блестяще поставил в Зальцбурге «Короля Лира» Ариберта Рейманна, утыкав сцену Фельзенрайтшуле цветочками и разлив на ней же огромную лужу густой чёрной крови, в которую жестокий палач макал толпу статистов, одетых и причёсанных в специфическом стиле зальцбургских завсегдатаев. А совсем недавно в Москву привезли его спектакль по «Трём сестрам» Чехова, где он полностью переписал текст, умудрившись оставить при этом нетронутыми не только атмосферу, но и основные смысловые связи и опоры пьесы.

Но, судя по всему, «гвоздём» оперной программы станет «Эдип» — опера румынского классика Джордже Энеску: мощная, выписанная сильным мазком, она вряд ли известна большинству зальцбургских завсегдатаев. Такое расширение репертуарных границ можно только приветствовать; тем более что за пульт Венского филармонического оркестра встанет Инго Мецмахер, дирижёр, сочетающий в своей манере неистовый темперамент с немецкой педантичностью в отделке деталей и нордической выдержкой. Ставит «Эдипа» Ахим Фрайер, приверженец брехтовского «эпического» театра, в котором торжествует условность: это будет театр представления, а не театр переживания, в аристотелевском смысле. Ансамбль солистов выглядит многообещающе: Эдип — Кристофер Мальтман, Тиресий — Джон Томлинсон, Креонт — Брайан Маллиган.

Античную тему в её комическом изводе продолжит весёлая оперетта Жака Оффенбаха «Орфей в аду» в постановке Барри Коски; спектакль уже идёт на сцене «Комише опер», это искромётная феерия совершенно буффонного свойства, что вполне соответствует едкому сатирическому дару Оффенбаха. Автор вывел античного певца-полубога в образе задрипанного учителя музыки, который спит и видит, как бы ему избавиться от надоевшей легкомысленной супруги, Эвридика же находит особое удовольствие в собственном похищении и беспрестанно наставляет Орфею рога, даже в аду.

«Альчина»

Постановка Дамиано Микелетто, талантливого итальянского режиссёра, умеющего делать весёлые, живые спектакли, должна стать сенсацией: ведь титульную партию Альчины, волшебницы, заманивающей мужчин на свой остров и превращающей бывших возлюбленных в зверей, птиц, растения и даже камни, споёт Чечилия Бартоли, а партию её возлюбленного, рыцаря Руджеро, — Филипп Жарусски. Спектакль — копродукция с Троицыным фестивалем в Зальцбурге, который пройдёт в этом году в начале июня. За дирижёрским пультом — Джанлука Капуано.

Концертная программа откроется серией, озаглавленной «Духовные увертюры»; в нынешнем году девиз — Lacrimae («Слёзная»). Обычно в этом разделе звучит барочная ораториальная и сакральная музыка. Но в 2019-м в программу включены опусы Вольфганга Рима, хоровой Miserere Арво Пярта, «Три священных гимна» Альфреда Шнитке и даже Ленинградская симфония Шостаковича, которую исполнит штутгартский оркестр SWR под управлением Теодора Курентзиса. Он возглавил коллектив, составленный из двух оркестров пару лет тому назад, и сразу же задал ему новый вектор движения: репертуар пополняется музыкой ХХ века и русской музыкой.

Чередой пройдут выступления гостевых оркестров, среди которых особо отметим Симфонический оркестр Баварского радио с Марисом Янсонсом и Берлинский филармонический с Кириллом Петренко. Пять программ Венского филармонического оркестра с разными дирижёрами — Хербертом Бломстедом, Францем Вельзер-Мёстом, Риккардо Мути, Даниэлем Баренбоймом и Бернардом Хайтинком — традиционно будут сыграны дважды: на утренних концертах в субботу и воскресенье. Есть ещё десятки камерных концертов, клавирабенды Григория Соколова, Игоря Левита, Аркадия Володося, утренники в зале «Моцартеум», серии концертов новой музыки и музыки ХХ века. В этом году в центре внимания оказались французский композитор Паскаль Дюсапин с его оперой «Медея-материал» и творчество Джордже Энеску, которым посвящены серии концертов «Время с Дюсапином» и «Время с Энеску».

Летний Люцернский фестиваль
16 августа — 15 сентября

«Сила» или «Власть» — так можно интерпретировать английское слово Power, ставшее девизом нынешнего фестиваля в Люцерне. Размышления о природе и механизмах власти, техниках манипулирования людьми отражены в подборе сочинений и композиции программ. Искусство, безусловно, обладает властью; музыка может влиять на умы и сознание и даже становиться частью пропагандистской машины. И в этом своём качестве используется теми, кто обладает властью политической.

Но главное, что нужно знать о фестивале в Люцерне, — это самый крупный фестиваль инструментальной академической музыки в Европе, на котором считают за честь выступать лучшие оркестры и ансамбли мира. Ни один гастрольный маршрут оркестров-тяжеловесов не обходится без посещения Люцерна; хедлайнеры нынешнего года — Лейпцигский оркестр Гевандхауса с Андрисом Нелсонсом, Малеровский камерный оркестр с Якубом Грушей, «Берлинские филармоники» с Кириллом Петренко, оркестр Мариинского театра с Валерием Гергиевым, Израильский филармонический с Зубином Метой, амстердамский Консертгебау с Даниэлем Хардингом, Лондонский симфонический с Саймоном Рэттлом, Национальный оркестр Франции с Эммануэлем Кривином и «Венские филармоники» с Андресом Ороско-Эстрадой. Такого внушительного представительства ведущих мировых оркестров не найти нигде: ни в Зальцбурге, ни на BBC Proms, ни в Берлине. Недаром применительно к Люцернскому фестивалю часто прибегают к определению «парад оркестров». Так оно и есть; если свериться с последним рейтингом — топ-10 — лучших оркестров мира от журнала «Граммофон» (он считается самым точным и самым престижным из существующих рейтингов), то пять из них значатся в летней программе Люцерна-2019, а первая тройка — «Берлинские филармоники», «Венские филармоники» и Консертгебау — приезжают на фестиваль ежегодно.

Оркестров-резидентов на фестивале два, и оба — высочайшего качества. Люцернский фестивальный оркестр, некогда основанный Клаудио Аббадо, сегодня возглавляет Риккардо Шайи, и на долю этого оркестра приходится как минимум семь выступлений, включая мини-концерты по 40 минут, предваряющие основные концерты в Большом зале KKL — уникального выставочно-концертного комплекса, построенного по проекту Жана Нувеля прямо на берегу Фирвальштеттского озера.

Риккардо Шайи. Фотограф Приска Кеттерер. Предоставлено Люцернским фестивалем

Второй оркестр Молодёжной академии музыки основан Пьером Булезом 20 лет назад и специализируется на исполнении новой музыки и музыки ХХ века. Сама Академия — уникальный образовательный институт, где набираются опыта молодые инструменталисты со всего мира. В этом году работать с оркестром Академии будет сэр Джордж Бенджамин, британский композитор и дирижёр; его оперы «Написано на коже» и «Уроки любви и жестокости» ставятся по всей Европе и признаны чуть ли не шедеврами XXI века. Активное участие в работе Молодёжной академии принимает её нынешний руководитель, немецкий композитор Вольфганг Рим, возглавивший её после смерти Булеза.

Но главная сенсация фестиваля припасена под конец: Теодор Курентзис со своим хором и оркестром MusicAeterna в четыре дня, с 12 по 15 сентября, представит в концертном исполнении оперную трилогию Моцарта / Да Понте: «Свадьбу Фигаро», «Дон Жуана» и «Так поступают все»,а в придачу к ним — фрагменты из поздней оперы «Милосердие Тита»,причём в «Тите» солирует Чечилия Бартоли. Так что имеет смысл съездить в Люцерн в середине сентября: трилогия записана на лейбле Sony Classical, и, по мнению критиков, интерпретация Курентзиса стала эпохальным переоткрытием Моцарта в XXI веке.

Фестиваль Джордже Энеску
Бухарест, 31 августа — 22 сентября

Джордже Энеску (1881-1955)

Фестиваль Энеску, проводимый раз в два года с 1958-го, выдвинулся в первый ряд крупнейших форумов академической музыки и по насыщенности и содержательности программ уверенно догоняет Люцернский. В последние годы гастрольные маршруты топ-оркестров, кочующих летом и ранней осенью от фестиваля к фестивалю, не обходятся без заезда в Бухарест, который стал важной точкой на фестивальной карте Европы.

С 2017-го фестиваль возглавил Владимир Юровский, что объясняет мощный подъём престижа фестиваля. Если до Юровского он позиционировался как имиджевый проект, призванный упрочить в мире положение румынской культуры в целом и музыки Энеску в частности, то последние два выпуска фестиваля, сохранив основную цель, продемонстрировали резкий качественный скачок по части содержательности программ и уровня приглашённых солистов и оркестров.

Задача пропагандировать музыку Энеску на фестивале неукоснительно соблюдается: редкий концерт обходится без его сочинений. Это значит, что и солисты и оркестры, выучив партитуру, будут играть её и в будущем, и не только в Бухаресте.

Фестивальный график концертов устроен рационально: концерты проходят на четырёх-пяти площадках и по времени не перекрывают друг друга. Утро и день отданы камерной, вокальной и актуальной музыке. Предвечерие — для концертов симфонических коллективов не самых раскрученных, но интересных. Вечер — выступлениям лучших оркестров мира в Большом зале Национального дворца «Палатулуй». На ночных концертах в «Атенеуме» звучат музыка барокко и оперы в концертном исполнении: начинаются концерты в 22:30 и, бывает, затягиваются до часа ночи. В этом году, к примеру, ансамбль Europa Galante и солисты исполнят оперу Генделя «Сулла», знаменитый британский «Оркестр эпохи Просвещения» под управлением Лоуренса Каммингса представит в два вечера «Ифигению в Тавриде» и «Орфея и Эвридику» Глюка.

А Рене Якобс с Фрайбургским барочным оркестром и Цюрихской вокальной академией представит в два вечера Missa Solemnis Бетховена и его же оперу «Леонора» — раннюю версию оперы «Фиделио».

Списку больших гостевых оркестров позавидуют и Зальцбург, и Люцерн. Открывается фестиваль двумя концертами «Берлинских филармоников»под управлением Кирилла Петренко, причём во второй вечер в Скрипичном концерте Шёнберга солирует Патрисия Копачинская. Далее выступят Лондонский симфонический, Оркестр Польского радио, Оркестр Берлинского радио, которым руководит Владимир Юровский, Национальный оркестр Франции, Оркестр Венского радио, Оркестр Льежа и флорентийский Maggio Musicale, Румынский национальный и Бухарестский камерный оркестры, Дрезденская государственная капелла, Госоркестр имени Светланова (которым также руководит Юровский), Филармонический оркестр Осло с Василием Петренко за пультом и Королевский оркестр Консертгебау. Завершат программу спектакль по опере Энеску «Эдип» в Национальном оперном театре 21 сентября и выступление Королевского концертного оркестра 22 сентября.


Текст: Гюляра Садых-заде

Заглавная иллюстрация: Хофшталльгассе. Зальцбург, Австрия. Фотограф Ш. Коларик