4 апреля 2019

Выбор критика: что смотреть в театре в апреле — шорт-лист Дмитрия Ренанского

Ballett Zürich - Winterreise - 2018/19
© Gregory Batardon

В традиционной рубрике анонсов критик Дмитрий Ренанский специально для Masters Journal составил шорт-лист театральных новинок апреля. Бенефис Алисы Фрейндлих, шоу об искусственном интеллекте и много Ивана Вырыпаева: топ-6 премьер двух столиц, которые помогут дожить до майских праздников. 

Санкт-Петербург

«Нам не страшен серый волк»
Театр драмы имени Ф. Волкова, на сцене Театра на Васильевском, режиссёр Евгений Марчелли
15 апреля

Спектакль «Нам не страшен серый волк». Режиссёр Евгений Марчелли

О том, что петербургская Александринка и ярославский Волковский театр не первое десятилетие оспаривают лавры старейшей труппы страны, широкая публика узнала в конце марта. Тогда две компании, отсчитывающие свою историю с середины XVIII века, объявили о слиянии в один гигантский театральный мультиплекс, и это решение вызвало настолько противоречивую реакцию у культурной общественности, что даже было отменено специальным приказом премьер-министра РФ. Гастроли Волковского театра в Петербурге были запланированы ещё задолго до всех этих драматических событий, но сейчас единственный показ недавней премьеры худрука ярославской драмы Евгения Марчелли выглядит прекрасным поводом присмотреться к потенциальным партнёрам Александринки повнимательнее. За парадоксальным заглавием спектакля скрывается классическое название драматургии ХХ века — «Кто боится Вирджинии Вулф?» Эдварда Олби, жёсткий психологический спарринг двух семейных пар. Постановка Марчелли заочно кажется одним из главных претендентов на «Золотую Маску»-2019 — в Театре на Васильевском она будет гастролировать через несколько дней после конкурсных показов в столице.

«Волнение»
БДТ имени Г. А. Товстоногова, режиссёр Иван Вырыпаев
17, 18 апреля

Алиса Фрейндлих в спектакле «Волнение». Режиссёр Иван Вырыпаев

Ивана Вырыпаева и Большой драматический театр связывает давняя история взаимоотношений: весной 2015-го Андрей Могучий поставил на исторической сцене БДТ «Пьяных» — и доказал, что пьеса современного российского драматурга вполне может стать материалом для кассового хита. Эзотерическая комедия Вырыпаева о поисках смысла жизни и в самом деле пришлась по душе петербургской публике — на днях её сыграли в 100-й раз. Четыре года спустя автор «Пьяных» вновь возвращается в БДТ, причём теперь в двойном амплуа: Вырыпаев-режиссёр репетирует пьесу Вырыпаева-драматурга, написанную специально в расчёте на приму Товстоноговского театра Алису Фрейндлих: премьеру приурочили к 35-летней годовщине её служения в Большом драматическом. События «Волнения» разворачиваются в Нью-Йорке, на Манхэттене: Фрейндлих сыграет американскую писательницу польского происхождения Улью Рихте, у которой берёт важное интервью польский журналист Кшиштоф Зелинский (Рустам Насыров). Внимание, меломаны: оригинальную музыку к спектаклю написал композитор-минималист Антон Батагов.

Фестиваль Dance Open
Александринский театр
17–29 апреля

Балет «Коппелия» Пьера Лакотта. Венский государственный балет

Традиционно проходящий в апреле Dance Open — балетный фестиваль номер один, причём не только Петербурга, но и всей России: программы этого форума, как барометр, исправно отслеживают колебания мировой танцевальной моды. Драматургия фестиваля остаётся неизменной уже много лет: в афише Dance Open свежие премьеры статусных российских театров будут соседствовать с выступлениями лучших балетных компаний Европы, а на сладкое обязательно подадут сборный гала-концерт со звёздными солистами. Хедлайнеры этого года — Пермский балет с новой версией «Щелкунчика» от Алексея Мирошниченко (19 апреля), Венский государственный балет с «Коппелией» Пьера Лакотта (24, 25 апреля) и голландская труппа Introdans с программой одноактовок (27 апреля). На роль ключевого события претендует российская премьера «Зимнего пути» Кристиана Шпука (17 апреля): худрук Цюрихского балета поставил спектакль по партитуре композитора Ханса Цендера, которую в 2001 году станцевал в Гамбурге великий Джон Ноймайер. Этот заочный диалог между двумя выдающимися хореографами — едва ли не самый любопытный из внутренних сюжетов Dance Open 2019.

Москва

«Зловещая долина»
Новое пространство Театра Наций, режиссёр Штефан Кеги
с 7 апреля

«Зловещая долина». Режиссёр Штефан Кеги

Режиссёр Штефан Кеги из легендарной немецкой театральной группы Rimini Protokoll всегда на несколько шагов опережал время. Именно он первым придумал ставить спектакли-бродилки под открытым небом: формат, который сегодня в равной степени востребован и в театральном артхаусе, и в мейнстриме. Именно Кеги задал мировой тренд иммерсивного театра — такого, где зритель не сидит сиднем в кресле, а оказывается активным участником действия. В прошлом году в мюнхенском театре Kammerspiele режиссёр совершил ещё один эффектный шаг в будущее, поставив спектакль по роману Томаса Мелле «Мир за спиной», в котором автор описывает свою жизнь с биполярным расстройством и размышляет о литературном творчестве как методе преодоления болезни. Штефану Кеги не привыкать ставить спектакли без участия актёров, но «Зловещая долина» даже на фоне всех его предыдущих опытов выглядит чем-то из ряда вон выходящим: главную роль в этом моноспектакле об искусственном интеллекте исполняет робот-андроид. Стараниями продюсера Фёдора Елютина в Новое пространство Театра Наций c гастролями приезжает, пожалуй что, главный хит мировой фестивальной сцены: за минувший год «Зловещей долине» уже рукоплескали в Берлине, Барселоне и Милане.

«Иранская конференция»
Театр Наций, режиссёр Виктор Рыжаков
9–12 апреля

«Иранская конференция» Ивана Вырыпаева. Режиссёр Виктор Рыжаков

Евгений Миронов, Игорь Верник, Чулпан Хаматова, Равшана Куркова, Авангард Леонтьев, Юрий Стоянов, Ксения Раппопорт, Станислав Любшин, Вениамин Смехов — список артистов, занятых в ближайшей премьере Театра Наций, сам по себе звучит как музыка. «Иранская конференция» претендует на статус главного театрального блокбастера сезона-2018/2019, и патетический трейлер спектакля, снятый в Калифорнии, эти ожидания вполне подтверждает. В декабре в Москве гастролировала польская постановка «Иранской конференции», в которой Иван Вырыпаев выступил и как драматург, и как режиссёр; теперь авторскую версию можно будет сравнить с прочтением Виктора Рыжакова. Худрук столичного Центра имени Мейерхольда считается лучшим в России специалистом по драматургии Вырыпаева: именно ему принадлежат канонические трактовки «Кислорода», «Июля» и «Иллюзий». В «Иранской конференции» Рыжакову придётся решить сразу две непростых задачи: как сделать так, чтобы премьера с участием главных российских звёзд не превратилась в антрепризное шоу, и как сделать так, чтобы звериный серьёз, с которым драматург размышляет о человеке и смысле жизни, не выглядел на театральных подмостках столь смехотворным.

«Ингер/Браун/Прельжокаж»
МАМТ имени К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко
20–22 апреля

Балет «Свадебка» Анжелена Прельжокажа

Худрук танцевальной труппы МАМТ Лоран Илер выпускает очередной концептуальный вечер одноактных спектаклей, где классика мирового балета конца ХХ века микшируется с постановками европейских хореографов новой волны. Гвоздь программы — «Свадебка» на музыку Игоря Стравинского: шедевр дягилевских Русских сезонов, мировая премьера которого состоялась в 1923 году в Париже, в середине 1990-х, без всякой оглядки на оригинальную хореографию Брониславы Нижинской, переосмыслил Анжелен Прельжокаж. Ранняя работа Прельжокажа, лидера французской танцевальной сцены рубежа веков, впервые будет показана в Москве под занавес вечера, откроющегося «Прогулкой сумасшедшего» шведа Йохана Ингера. Последний начинал как танцовщик в культовой труппе NDT, а в начале 2000-х дебютировал там как хореограф, сформировав свой стиль под сильным влиянием Иржи Килиана и Матса Эка. В центре программы — O composite Триши Браун, медитативный спектакль, поставленный в 2004-м главной героиней американского балетного постмодернизма на музыку Лори Андерсон для трёх этуалей Парижской оперы.


Текст: Дмитрий Ренанский

Заглавная иллюстрация: из спектакля «Зимний путь» Кристиана Шпука (Цюрихский балет)