4 декабря 2018

Выбор критика: что смотреть в театре в декабре — шорт-лист Дмитрия Ренанского

Из постановки "Процесс"

В традиционной рубрике анонсов критик Дмитрий Ренанский специально для Masters Journal составил шорт-лист театральных новинок декабря. Резо Габриадзе в Александринке, Пелевин в «Москва-Сити» и берестяные грамоты в Петрикирхе: топ-6 спектаклей двух столиц, на которые стоит отвлечься от предновогодней суеты.

Санкт-Петербург

Фестиваль «Школа. Студия. Мастерская»
до 15 декабря

Из постановки «Lёгкое Dыхание». Режиссёр Евгений Каменькович.«Мастерская Петра Фоменко» (Москва)

Афиша фестиваля, второй год проводящегося театром «Мастерская» Григория Козлова, радует глаз географическим разнообразием и эстетическим плюрализмом: в программе форума органично уживаются громкие спектакли из регионов и модные столичные премьеры. Шорт-лист обязательных к просмотру постановок возглавляет «Процесс» Франца Кафки в двухчасовой версии режиссёра Дамира Салимзянова (7 декабря) — главная сенсация прошлогодней «Золотой Маски» из театра «Парафраз», резидентствующего в маленьком удмуртском городке Глазове. Второе по значимости событие фестиваля — однодневная гастроль московской Мастерской Петра Фоменко: худрук Евгений Каменькович привозит в Петербург «Лёгкое дыхание» по пьесе Петра Гладилина (6 декабря). Статус ключевого светского события месяца закреплён за визитом московской «Практики» (13, 14 декабря): в спектакле «Человек из Подольска Серёжа очень тупой» (орфография подлинника, как говорится, сохранена) в роли театрального сценографа дебютирует экс-главный редактор московской «Собаки» и экс-креативный продюсер «Вечернего Урганта» Савва Савельев.

«Хорошо темперированные грамоты»
«театр post», режиссёр Дмитрий Волкострелов, в пространстве Петрикирхе
17 декабря

После спектакля-слайд-шоу («Я свободен») и спектакля-дискотеки («Диджей Павел») Дмитрий Волкострелов выпускает премьеру, жанр которой на этот раз не берётся определить даже сам режиссёр. Про новую постановку «театра post» к настоящему моменту известно следующее: Волкострелов репетирует спектакль, с одной стороны, по новгородским берестяным грамотам, с другой — по баховскому «Хорошо темперированному клавиру». В каких взаимоотношениях окажутся в пространстве Петрикирхе памятник древнерусской культуры и шедевр музыкального барокко — бог весть. Как утверждают инсайдеры, «Хорошо темперированные грамоты» существуют одновременно на стыке искусства и исторической науки, на перекрёстке лингвистики и современных перформативных практик, что уже само по себе звучит вполне авантажно. В конце концов, ещё академик Андрей Зализняк успешно доказал: лекции о берестяных грамотах могут смотреться и слушаться едва ли не более увлекательно, чем иное остросюжетное кино.

«Какая грусть, конец аллеи…»
Новая сцена Александринского театра, режиссёр Андрей Калинин
27 декабря

Резо Габриадзе

Пьесу «Какая грусть, конец аллеи…» великий Резо Габриадзе написал в 1993 году для швейцарского театра «Ви­ди-Ло­занн». Четверть века спустя сценарист «Не горюй!» и «Мимино» вновь возвращается к никогда не звучавшему в России тексту — и ставит его на Новой сцене Александринского театра. Правда, лишь в качестве драматурга и художника спектакля. Но, как известно, в сотканном из нежности и иронии театре Габриадзе текст и пространственно-предметная среда определяют художественную систему координат чуть больше, чем полностью. Сразу с разными поколениями александринцев — от корифеев Игоря Волкова и Сергея Паршина до молодёжи — «Конец аллеи» репетирует москвич Андрей Калинин. В 2000-х он учился режиссуре в Щепкинском училище у худрука Александринки Валерия Фокина, потом работал в театре «А.Р.Т.О.» у Николая Рощина, а когда тот переехал в Петербург, Калинин обосновался на площади Островского, где в прошлом году выпустил на Малой сцене «Убийство Жан-Поля Марата» Петера Вайса.

Москва

 «Иранская конференция»
Продюсерская компания WEDA, режиссёр Иван Вырыпаев, на сцене театрального центра «На Страстном»
14–17 декабря

Иван Вырыпаев. Фото: © Катажина Хмура-Цигелковская

Фонд Дмитрия Аксёнова — тот самый, что курирует ярмарку современного искусства Viennacontemporary и инициировал создание Российского общества друзей Зальцбургского фестиваля, — привозит в театральный центр «На Страстном» свежий спектакль Ивана Вырыпаева, выпущенный в Польше независимой продюсерской компанией WEDA. В «Иранской конференции» тандем Вырыпаева-драматурга и Вырыпаева-режиссёра размышляет о взаимоотношениях между Востоком и Западом, пародирует дискурс европейских интеллектуалов и проповедует религию любви, параллельно балансируя на тонкой грани между иронией и дьявольским серьёзом, между высокой поэзией и откровенным китчем. Новых спектаклей Вырыпаева в России не видели с тех самых пор, как пару лет назад лидер отечественной драматургии 2000-х покинул пост худрука столичного театра «Практика» и обосновался в Варшаве, так что с покупкой билетов имеет смысл поторопиться: «Иранскую конференцию» покажут в Москве шесть раз подряд, но аншлаг гарантирован на каждом из представлений.

«Ай Фак. Трагедия»
Мастерская Дмитрия Брусникина, режиссёр Константин Богомолов, в пространствах «Москва-Сити»
15, 16 декабря

Под занавес года Константин Богомолов планировал выпустить в Москве два спектакля по прозе двух главных русских писателей нашего времени: в Театре на Таганке режиссёр репетировал «Теллурию» Владимира Сорокина, параллельно работая над постановкой по мотивам романа iPhuck 10 Виктора Пелевина. Жонглировать краеугольными камнями отечественной словесности — непростая задача даже для такого техничного мастера, как Богомолов, поэтому премьеру «Теллурии» в конце концов перенесли на январь будущего года. «Ай Фак. Трагедию» (именно так называется совместный проект Богомолова и Мастерской Дмитрия Брусникина) будут играть на одном из этажей башни «Меркурий» в «Москва-Сити», причём сценической площадкой станут не импровизированные подмостки, а вся территория лофта размером в четыре тысячи квадратных метров. Партнёр постановки — Stella Art Foundation: в пространстве спектакля, по замыслу Богомолова, должна быть развёрнута импровизированная галерея с работами известных российских художников, имена которых, впрочем, пока не разглашаются.

«Барокко»
«Гоголь-центр», режиссёр Кирилл Серебренников
25, 26 декабря

Из постановки «Барокко». Режиссёр Кирилл Серебренников

С тех пор как в августе прошлого года Следственный комитет задержал Кирилла Серебренникова по подозрению в мошенничестве, протагонист российской театральной сцены находится под домашним арестом, но продолжает репетировать и выпускать спектакли и в России, и за рубежом. Технически это происходит так: обвиняемому запрещено выходить в Интернет и говорить по телефону, но разрешено пользоваться компьютером, а значит, адвокаты могут передавать Серебренникову флешки с видеозаписями репетиций, которые проводят ассистенты режиссёра по его указаниям, и получать от худрука «Гоголь-центра» фидбэк. Именно по такой технологии репетируется «Барокко»: жанр едва ли не самой ожидаемой премьеры этой театральной зимы — «музыкальный манифест», в сет-листе — Гендель, Монтеверди, Рамо, Люлли и Вивальди, сцену вместе с фронтменами «Гоголь-центра» (Один Байрон, Ян Гэ, Никита Кукушкин) делит Надежда Павлова — прима Пермской оперы, прославившаяся после того, как спела главную партию в «Травиате» Роберта Уилсона и Теодора Курентзиса.


Текст: Дмитрий Ренанский

Заглавная иллюстрация: из постановки » Процесс». Режиссёр Дамир Салимзянов . Театра «Парафраз» (Глазов)