2 июня 2019

Выбор критика: что смотреть в театре в июне — шорт-лист Дмитрия Ренанского

b00cead799569d30711ac283d411d889-4

В традиционной рубрике анонсов критик Дмитрий Ренанский специально для Masters Journal составил шорт-лист театральных новинок июня. Бенефис Светланы Крючковой, театральная Олимпиада и балетный модернизм в Большом: топ-6 премьер двух столиц, которые помогут дождаться отпуска.

Санкт-Петербург

«Жизнь впереди»
БДТ имени Товстоногова, режиссер Роман Мархолиа
18-19 июня

Эскиз декорации к постановке «Жизнь впереди». Автор: Владимир Ковальчук   

В эмигрантском квартале Парижа живёт пожилая еврейка мадам Роза — узница Освенцима, бывшая проститутка, хозяйка детского приюта, воспитывающая арапчонка Момо. Историю униженных и оскорблённых середины прошлого столетия, увековеченную лауреатом Гонкуровской премии Роменом Гари под псевдонимом Эмиль Ажар, в России ставили не раз: в начале 2000-х заметные инсценировки романа «Вся жизнь впереди» выпустили Анатолий Праудин и Николай Коляда. Теперь за него берётся Светлана Крючкова — она сыграет мадам Розу в спектакле режиссёра Романа Мархолиа, четыре года назад сочинившего для примы БДТ экстравагантного «Игрока», где Крючкова рассекала по сцене в инвалидном кресле и пела песни Rammstein. «Жизнь впереди» продолжит триптих спектаклей, созданных в расчёте на народных артистов БДТ: в апреле на Фонтанке уже показали «Волнение» Ивана Вырыпаева с Алисой Фрейндлих, в сентябре театр откроет новый сезон премьерой «Палачей» Мартина Макдонаха с Олегом Басилашвили.

«Земля Нод»
Театральная компания FC Bergman, в пространстве Центра дизайна Artplay
28-30 июня

Постановка «Земля Нод». Фотограф: Курт ван дер Эльст

Программа Всемирной театральной олимпиады постепенно набирает обороты: в июньской афише — «Сны Босха» от канадского цирка «7 пальцев», «Формоза» тайваньской танцевальной труппы «Клауд Гейт» и обязательная к просмотру «Трагедия мстителя», поставленная Декланом Доннеланом в миланском «Пикколо». Гвоздь летней афиши — проект бельгийской команды FC Bergman, жанр которого сами авторы определяют как «спектакль-инсталляция». В постиндустриальных пространствах Центра дизайна Artplay будут воссозданы интерьеры зала Рубенса Королевского музея изящных искусств Антверпена: полная библейских аллюзий «Земля Нод» — история сегодняшнего человека, для которого музей в стремительно меняющейся реальности становится убежищем, почти что священной территорией, дарующей защиту и покой. Хедлайнер Авиньонского фестиваля-2016, «Земля Нод» лучше других спектаклей Олимпиады решает ключевую задачу форума — представить российскому зрителю все разнообразие современного театрального пейзажа.

«Донка. Послание Чехову»
Компания Финци Паска, на сцене Мюзик-Холла
18-19 июня

«Донка. Послание Чехову». Фотограф: Вивиана Кангиалоси

В 2010 году Чеховский фестиваль отмечал 150-летие первого драматурга русской сцены парадом премьер, созданных по заказу столичного форума крупнейшими мастерами современного театра. Среди грандов вроде Франка Касторфа и Матса Эка был и цирковых дел мастер Даниэле Финци Паска — клоун, режиссёр, основатель швейцарской труппы «Сунил». Никого, кажется, из адептов «нового цирка» в России не любили так, как Финци Паску, специализирующегося на создании меланхоличных, нежных шоу, по зрелищности, впрочем, не уступающих иным постановкам канадского «Цирка дю Солей». Посвящённая Чехову полубиографическая «Донка» так и осталась лучшим из показанных в России спектаклей режиссёра: акробаты ловко жонглируют гигантскими ледяными шарами, ледяной стол тает под жаром свечей, ручной работы люстра с хрустом разбивается о подмостки — девять лет спустя после мировой премьеры Чеховский фестиваль вновь привозит в Петербург один из самых эффектных и визуально совершенных спектаклей европейской сцены последних лет.

Москва

«Московский хор»
Театр имени Маяковского, режиссер Никита Кобелев
5, 15 июня

«Московский хор» (Лика —Евгения Симонова). Автор: Людмила Петрушевская. Режиссёр-постановщик: Никита Кобелев

Говорим «Московский хор» — подразумеваем «Лев Додин»: легендарный спектакль Малого драматического театра с выдающейся актрисой Татьяной Щуко в главной роли стал достоянием новейшей истории российского театра сразу после премьеры, выпущенной далёкой весной 2002-го. Пьесу Людмилы Петрушевской ставили и до, и после Додина — во МХАТе, к примеру, долгие годы шла версия Олега Ефремова —, но в сознании театральной общественности «Московский хор» так и остался в первую очередь постановкой МДТ. Для того, чтобы её мизансцены не маячили перед глазами двадцать пятым кадром, священный текст Петрушевской нужно попытаться открыть каким-то совсем уж неожиданным ключом — и это как раз случай спектакля Никиты Кобелева. Львиная доля его успеха связана с приглашением выдающейся латышской художницы Моники Пормале, долгие годы работавшей с основателем «Нового рижского театра» Алвисом Херманисом: Пормале меняет местами зрительный зал и сцену, усаживая публику прямо на подмостки Маяковки и перенося действие в партер — причём на этом кунштюке, как говорят, сюрпризы нового «Московского хора» не заканчиваются.

«Парижское веселье», «Симфония до мажор»
Большой театр, хореографы Морис Бежар и Джордж Баланчин
13-16 июня

«Симфония до мажор», 2017. Мариинский театр

Большой театр закрывает балетный сезон вечером одноактовок, которые стоят иных полнометражных спектаклей. Программу открывает российская премьера «Парижского веселья»: балет на музыку Жака Оффенбаха под таким названием уже шёл в репертуаре Большого — знаменитый канкан Леонида Мясина, поставленный им для труппы «Русских балетов Монте-Карло» в 1938 году. Теперь Большой берётся за совсем другое «Парижское веселье», сочинённое Морисом Бежаром четырьмя десятилетиями спустя после премьеры балета Мясина — и ведущее с ним остроумный диалог. Впрочем, ключевая задача «Парижского веселья» в Москве — служить эффектным фоном для центрального события вечера: возвращения на сцену Большого главного балета ХХ века — «Симфонии до мажор» Джорджа Баланчина. Впервые икону балетного модернизма в Москве станцевали двадцать лет назад: тогда, весной 1999-го, пытавшийся справиться с творческим кризисом Большой повторял уроки динамично развивавшейся Мариинки, триумфально показавший «Симфонию до мажор» тремя годами ранее. Сегодня шедевр Джорджа Баланчина возвращает в Большой экс-худрук Мариинки Махар Вазиев собственной персоной.

«Крошка Цахес»
Театр имени Ермоловой, режиссер Кирилл Вытоптов
15 июня

Постановка «Крошка Цахес». Театр имени Ермоловой

Ведомому Олегом Меньшиковым Театру имени Ермоловой в последние годы не слишком везло с громкими премьерами — и у спектакля Кирилла Вытоптова есть все шансы переломить эту ситуацию. По крайней мере, если бы среди обновок столичного сезона проводился конкурс на самую интригующую премьеру, «Крошка Цахес» лидировал бы в нём со значительным отрывом. Обо многом говорит уже состав постановочной бригады спектакля: инсценировку повести Гофмана заказали лучшему в российском театре специалисту по всему немецкому Ольге Федяниной, за хореографию отвечает один из лидеров отечественного contemporary dance Татьяна Гордеева, саундтрек создал композитор-авангардист Владимир Горлинский. Дальше — больше: фею Розу играет Роза Хайруллина — муза Константина Богомолова, давно не получавшая ролей, соразмерных масштабу её таланта. Словно бы всего этого было мало, на заглавную роль Вытоптов пригласил Василия Березина — актёра и режиссёра, существенно раздвинувшего представления московского зрителя о том, каким может быть театральный эксперимент. Интересно будет посмотреть, в какую химическую реакцию эта взрывоопасная смесь вступит с буржуазной публикой Ермоловского.

Текст: Дмитрий Ренанский

Заглавная иллюстрация: постановка «Земля Нод». Фотограф: Курт ван дер Эльст