8 марта 2019

Выбор критика: что смотреть в театре в марте — шорт-лист Дмитрия Ренанского

МХАТ имени М. Горького

В традиционной рубрике анонсов критик Дмитрий Ренанский специально для Masters Journal составил шорт-лист театральных новинок марта. Достоевский как Тарантино, режиссёрский дебют Ренаты Литвиновой, Твайла Тарп в Мариинке: топ-6 премьер двух столиц, которые помогут справиться с весенним авитаминозом.

Санкт-Петербург

«Северный ветер»

МХТ имени А. П. Чехова, на сцене БДТ имени Г. А. Товстоногова, режиссёр Рената Литвинова
14 марта

Рената Литвинова в постановке «Северный ветер». Предоставлено МХТ имени А. П. Чехова

Большой драматический театр встречает 100-летний юбилей под девизом «Все флаги в гости к нам»: петербургская публика ещё не успела прийти в себя после недельных гастролей Вахтанговского театра, как ему на пятки уже наступает МХТ. Лавры самого обсуждаемого спектакля мхатовских гастролей уготованы «Северному ветру» — режиссёрскому дебюту Ренаты Литвиновой на драматической сцене. Литвинову и МХТ связывают давние отношения: на заре 2000-х она наделала много шума, сыграв Раневскую в «Вишнёвом саде» у Адольфа Шапиро. Казалось вполне логичным, что в какой-то момент Литвиновой захочется попробовать себя на сцене Московского художественного не в актёрском амплуа, а на режиссёрском поприще, тем более что во времена, когда театром руководил Олег Табаков, МХТ был открыт к любым, даже самым рискованным экспериментам. Смело ввязываясь в очередную авантюру, Литвинова заручилась поддержкой ближайших соратников: костюмы к спектаклю создал Гоша Рубчинский, музыку написала Земфира, а за саунд-дизайн отвечал Роман Литвинов, более известный в миру как Mujuice.

«Преступление и наказание»

«Приют комедианта», режиссёр Константин Богомолов
24, 25 марта

Дмитрий Лысенко. Постановка «Преступление и наказание». Режиссёр Константин Богомолов

В судьбе главного героя современной русской сцены Петербург сыграл одну из ключевых ролей: большая театральная карьера Константина Богомолова началась с триумфа спектакля «Лир», поставленного режиссёром в 2011 году в театре «Приют комедианта». Минувшей осенью Богомолов вернулся на берега Невы по приглашению Андрея Могучего — и выпустил в БДТ «Славу», едва ли не самую отточенную и зрелую свою работу последних лет. Теперь режиссёру предстоит второе пришествие в «Приют комедианта» — на этот раз со спектаклем по хрестоматийному роману Фёдора Достоевского. О готовящейся премьере, как всегда у Богомолова, известно немного: «Преступление и наказание» он обещает поставить как оммаж Квентину Тарантино. Поговаривают, что действие будет перенесено в Европу 2010-х, причём Раскольникову со товарищи придётся примерить на себя судьбы современных мигрантов. В самые ожидаемые премьеры театральной весны «Преступление и наказание» окончательно выводит интригующий кастинг: в спектакле занята дрим-тим — Дмитрий Лысенков, Валерий Дегтярь, Марина Игнатова, Александр Новиков, Илья Дель и Мария Зимина.

Push Comes to Shove

Мариинский театр, хореограф Твайла Тарп
22 марта

 

Push Comes to Shove. Предоставлено пресс-службой Мариинского театра

Ни для кого не секрет, что балетная компания Мариинского театра ещё с начала 2010-х переживает эпоху застоя: с момента отставки худрука Махара Вазиева, сегодня возглавляющего балет Большого театра, труппа движется вперёд без руля и без ветрил — без художественного руководителя и, по причине этого, без внятной репертуарной политики. Новые спектакли в последние годы выпускались редко, а если премьеры всё-таки случались, то почти все они без исключения выглядели инородным телом на фоне того корпуса текстов от Петипа до Форсайта, с которым ассоциируется успех мариинского балета в 1990-х и 2000-х. В этом невесёлом контексте премьера Push Comes to Shove выглядит глотком свежего воздуха: в Петербурге хореографию легендарной Твайлы Тарп не ставили ещё никогда — мариинским артистам оставалось только завидовать конкурентам из Большого, станцевавшим в 2007 году «В комнате наверху». Теперь у Мариинки будет «своя» Тарп — балет, поставленный в далёком 1976-м специально в расчёте на Михаила Барышникова.

Москва 

«100 % Воронеж»

Группа Rimini Protokoll, на сцене Губернского театра
12 марта

Постановка «100 % Воронеж». Совместный проект Rimini Protokoll и Платоновского фестиваля

Центральное событие мартовской афиши фестиваля «Золотая Маска» — единственный гастрольный показ «100 % Воронеж», первого проекта знаменитой немецкой театральной группы Rimini Protokoll, выпущенного за пределами Москвы и Петербурга. Спектакли с названием «100 %» обосновались в 35 городах мира — от Лондона и Парижа до Токио и Мельбурна, но каждая из реинкарнаций выглядит радикально непохожей на другие: Rimini Protokoll придумали формат документальной постановки, основанной на социологических данных, и каждая из её версий отличается от других столь же сильно, сколь и принимающие проект городá. Rimini Protokoll, как всегда, предпочитает иметь дело не с актёрами, а с реальными людьми, так что участников постановки каждый раз отбирают из местных жителей по полу, возрасту, национальности, составу семьи, району проживания и другим критериям, дабы сотня людей на сцене представляла статистический срез населения, коллективный портрет города. Это подсказало и драматургию спектакля: от сухих цифр — к стоящим за ними реальным людям, от абстрактного абриса города — к крупному плану растворяющегося в нём маленького человека.

«Рыцарь пламенеющего пестика»

Театр имени Пушкина, режиссёр Деклан Доннеллан
13–15, 30 марта

Александр Феклистов, Назар Сафонов, Агриппина Стеклова. Постановка «Рыцарь пламенеющего пестика». Фото: Юхан Перссон

Врождённое умение держать спину, породистая поджарость, лаконизм и немногословность — характерные свойства стиля союза режиссёра Деклана Доннеллана и художника Ника Ормерода — хорошо знакомы московской публике. Доннеллан и Ормерод с полным основанием могли бы претендовать на получение звания народных артистов России: с конца 90-х, когда в Москве и Петербурге впервые увидели спектакли лондонского театра Cheek by Jowl, британский тандем стал привычной частью отечественного культурного пейзажа. За эти годы Доннеллан много раз гастролировал в России, выпускал постановки в копродукции с Чеховским фестивалем, а в 2010-х, стараниями худрука Евгения Писарева, стал резидентом столичного Театра имени Пушкина. После объездившей весь мир шекспировской «Меры за меру» Доннеллан и Ормерод выпускают на Тверском бульваре комедию «Рыцарь пламенеющего пестика». Экспериментальная пьеса английского драматурга XVII века Фрэнсиса Бомонта, действие которой разворачивается в драматическом театре, выглядит и звучит так, как будто её написал наш современник: Бомонта неслучайно называют «дедушкой постмодернистской комедии».

«Сцены из супружеской жизни»

МХАТ имени М. Горького, режиссёр Андрей Кончаловский
14, 15 марта

Постановка Андрея Кончаловского «Сцены из супружеской жизни». МХАТ имени М. Горького

В годы перестройки главный отечественный театральный бренд, МХАТ, распался на два очень разных института: тогда попытка худрука Олега Ефремова провести реорганизацию театра вызвала бунт части коллектива, вставшей под знамёна Татьяны Дорониной. Актриса покинула Камергерский переулок, создав собственную труппу и оставив при этом на занавесе известный во всём мире товарный знак — чайку, хотя ни к идеям Станиславского, ни к историческому МХАТу доронинский Театр имени Горького не имел ни малейшего отношения. Театр на Тверском бульваре никогда не занимал сколь-нибудь важного места на культурной карте Москвы, пока в декабре минувшего года не грянул гром: Доронина была отправлена в отставку, а её кресло занял театральный продюсер Эдуард Бояков. Когда-то он стоял у истоков «Золотой Маски», руководил модным театром «Практика» и был идеологом «культурной революции» в Перми, а сегодня, в духе времени, предпочитает придерживаться резко консервативных эстетических взглядов. В этом смысле и выбор материала для первой премьеры, выпущенной во МХАТе под его руководством, и имя режиссёра спектакля выглядят более чем закономерно: Андрей Кончаловский ставит сценарий одноимённого фильма Ингмара Бергмана, перенеся, правда, его действие в СССР эпохи позднего Горбачёва.


Текст: Дмитрий Ренанский

Заглавная иллюстрация: постановка Андрея Кончаловского «Сцены из супружеской жизни». МХАТ имени М. Горького