12 сентября 2019

Выбор критика: что смотреть в театре в сентябре — шорт-лист Дмитрия Ренанского

4ea7bbe4dd4fa5a72e574da6c45f02be-crashpark6-creditmartin-argyroglo-1-photo-resizer-ru

В традиционной рубрике анонсов критик Дмитрий Ренанский специально для Masters Journal составил шорт-лист театральных новинок сентября. Триллер по мотивам Пушкина, хиты Театральной олимпиады и бенефис Евгения Миронова: топ-6 спектаклей, которые помогут примириться с началом осени.

Санкт-Петербург

«Пиковая дама. Игра»Театр имени Ленсовета, режиссёр Евгения Сафонова
3, 4, 14 сентября

Автор едва ли не самого примечательного спектакля прошлого сезона, «Аустерлица» в БДТ, Евгения Сафонова открывает нынешний сезон большой премьерой в Театре имени Ленсовета — и снова удивляет не только выбором литературного материала, но и его трактовкой. После прощального романа последнего писателя-модерниста ХХ века В. Г. Зебальда — хрестоматийнейшая повесть Пушкина. После отточенного до движения мизинца «Аустерлица» — броская, эффектная, напоминающая о визуальном языке сегодняшнего кинематографа (от Дэвида Линча до Гаспара Ноэ) «Пиковая дама». Последний раз Сафонова бралась за русскую классику четыре года назад: в 2015-м она выпустила в «Приюте комедианта» «Братьев Карамазовых» — и тогда текст затёртого до дыр романа Достоевского звучал так остро и свежо, как если бы он был написан автором-новодрамовцем. У «Пиковой дамы» есть все шансы повторить успех памятного эксперимента: начать хотя бы с того, что в качестве эпиграфа к своему новому спектаклю режиссёр цитирует известную реплику Дмитрия Быкова о «Пиковой даме» как первом триллере в истории русской литературы.

«Утополис Петербург»

Rimini Protokoll
7, 8, 14, 15 сентября

Документальная драма в фуре с дальнобойщиками в главной роли, спектакль-инсталляция о только что ушедших из жизни людях, квест с айпадами и дополненной реальностью: история Rimini Protokoll отсчитывается с 2002 года — и за эти 17 лет члены легендарной немецкой группы существенно изменили наши представления о том, каким может быть современный театр. Российские версии самого популярного проекта Rimini — «Remote Петербург» и «Remote Москва» — доказали, что в России актуальный театр может быть коммерчески успешным: счёт их показов давно идёт на тысячи. А вот «Утополис Петербург» сыграют всего четыре раза — и навсегда снимут с репертуара: этот уникальный проект — едва ли не главное менеджерское достижение Театральной олимпиады, выступившей сопродюсером спектакля. Вскоре после мировой премьеры, прошедшей в июле в Манчестере, десант Rimini Protokoll в полном составе высадился на берегах Невы, чтобы сочинить спектакль про Петербург и для петербуржцев: город в нём предлагается увидеть как сцену, а окружающую жизнь — как сложносочинённую масштабную постановку.

«Парк крушений»

Театр Нантер-Амандье, на Новой сцене Александринского театра, режиссёр Филипп Кен
27, 28 сентября

О французском режиссёре (а по совместительству и художнике и драматурге) Филиппе Кене на арт-рынке заговорили в начале 2010-х, когда вместе со своей компанией Vivarium Studio он впервые выступил на Авиньонском фестивале. За несколько лет из мало кому известного дебютанта он превратился в едва ли не главного героя «новой волны» французского театра — автора напичканных визуальными трюками спектаклей, декорации которых вполне могли бы быть выставлены как самостоятельная инсталляция в каком-нибудь музее современного искусства. Мыслитель-парадоксалист, Кен принадлежит к редкому на сегодняшней сцене типу режиссёров, обладающих феноменальным чувством юмора — неожиданным и утончённым, насквозь пронизывающим материю спектакля. Протагонистом большинства постановок Кена оказывается изолированная от остального мира группа людей, которым приходится переизобретать окружающую реальность. Не стал исключением и «Парк крушений», рассказывающий историю восьми выживших в авиакатастрофе пассажиров, оказавшихся на необитаемом острове.

Москва

«Палачи»

Гоголь-центр, режиссёр Кирилл Серебренников
1215 сентября

В 2000-х Мартина Макдонаха («Залечь на дно в Брюгге», «Три билборда на границе Эббинга, Миссури») не ставил в России только ленивый; но чтобы пересчитать удачные постановки его пьес, вполне хватит пальцев одной руки. Самой точной из отечественных трактовок Макдонаха по сей день остаётся мхатовский «Человек-подушка» Кирилла Серебренникова — с жутковатой кафкианской атмосферой, саспенсом сценографии Николая Симонова и снайперски точными актёрскими работами. 12 лет спустя Серебренников вновь возвращается к текстам ирландского драматурга, чтобы поставить одну из недавних его пьес — историю бывшего палача, оставшегося без работы после отмены смертной казни и открывшего паб на окраине города. Как и в случае с нашумевшим спектаклем (а потом и фильмом) по «Мученику» Мариуса фон Майенбурга, Серебренников переписывает первоисточник, опрокидывая его в сегодняшние российские реалии: в списке действующих лиц «Палачей» фигурируют персонажи Харитонов, Геннадич и Батя. Возможно, именно после премьеры в Гоголь-центре наконец-то станет понятен глубинный смысл апокрифического диалога, случившегося как-то между Константином Райкиным и главным театральным подвижником всея Руси Олегом Лоевским. Однажды ночью последний оказался разбужен звонком худрука «Сатирикона»: «— Олег! Я только что прочёл великую пьесу великого русского драматурга Макдонаха! — Константин Аркадьевич, простите, он ирландец! — Какой там ирландец, он наш, русский!»

«Дядя Ваня»

Театр Наций, режиссёр Стефан Брауншвейг
1517 сентября

Театр Наций продолжает курс на сотрудничество с супертяжеловесами мировой театральной сцены: после Томаса Остермайера, Робера Лепажа и Роберта Уилсона наступил черёд Стефана Брауншвейга — худрука парижского театра «Одеон». Режиссёр, поставивший во Франции все ключевые пьесы Чехова, дебютирует в России с «Дядей Ваней» и звёздным актёрским составом, который может позволить себе только Театр Наций: в первой большой премьере столичного сезона на сцену выйдут Виктор Вержбицкий, Юлия Пересильд (играющая Елену Андреевну в пару с Елизаветой Боярской), Анатолий Белый и, конечно, Евгений Миронов. Для худрука Театра Наций это будет вторая за последние годы попытка подступиться к большому чеховскому репертуару — пару лет назад Миронов уже сыграл главную роль в «Иванове» Тимофея Кулябина. За Брауншвейгом закрепилась репутация умеренного традиционалиста, однако сам режиссёр обещает максимально приблизить свой спектакль к современной проблематике — в «Дяде Ване» он вычитал предчувствие экологической катастрофы, с которой вот-вот придётся столкнуться человечеству.


Текст: Дмитрий Ренанский

Заглавная иллюстрация: постановка Парк крушений». Театр Нантер-Амандье, на Новой сцене Александринского театра, режиссёр Филипп Кен