8 декабря 2017

Выбор критика: лучшие концерты декабря от Гюляры Садых-заде

filarmonia-spb_bolshoi-zal_foto-zala_-_1_71e1ONh

В авторской колонке известный музыкальный критик Гюляра Садых-заде рассказывает о самых интригующих концертах и спектаклях, которые нельзя пропустить тем, кто интересуется оперой и академической музыкой.

Декабрь располагает к посещению театров и концертных залов: за окном становится все темнее, а культурные «места силы» манят ярко освещенными залами и разнообразными увеселениями на любой вкус и кошелек. В эту пору года в Петербурге — на фоне двух непременных атрибутов театральных афиш в предрождественские дни: бесконечно тиражируемых «Щелкунчиков» и, с недавних пор, сказочной оперы Хумпердинка «Гензель и Гретель» — нам предлагают и другие, более соблазнительные музыкальные приманки: фестивали и гастроли именитых исполнителей.

Борьба за слушателя в декабрьские дни становится особенно острой. Соревнуются между собой две крупнейшие музыкальные институции Петербурга: Филармония и Мариинский театр. В один день, 14 декабря, начинаются два фестиваля: «Лики современного пианизма» в Мариинском и «Площадь Искусств» в Филармонии. Куда идти? На Евгения Кисина, играющего с заслуженным коллективом Филармонии концерт Рахманинова, или предпочесть горячечно-пылкого Люка Дебарга? А может, отправиться на одну из премьер в Милан или Париж?

1. 7 декабря знаменитый миланский театр Ла Скала распахнет двери — и начнется зимний оперный сезон.

Он всегда начинается именно в этот день, и обязательно с премьеры. На сей раз театр представит новую постановку оперы Умберто Джордано «Андре Шенье» с умопомрачительным составом; главные партии споет звездная пара: Мадлен де Куиньи — Анна Нетребко, а в титульной партии выступит супруг примадонны, тенор Юсиф Эйвазов. За пульт оркестра Ла Скала встанет Риккардо Шайи, главный дирижер театра. Нынешний интендант (в прошлом — интендант Зальцбургского фестиваля) Александр Перейра всегда делает ставку на звезд. А выбор умеренно веристской и довольно популярной оперы Джордано привлечет внимание итальянцев, которые, как известно, немецкой многозначительности и многословности предпочитают родное итальянское оперное искусство.

2. 14, 17, 21 и 25 декабря в Парижской опере продолжаются премьерные спектакли по опере Моцарта «Милосердие Тита» на сцене самого красивого театра мира — Опера Гарнье.

Постановка и сценография — знаменитого оперного режиссера старшего поколения Вилли Декера. Кастинг выдающийся: тенор Рамон Варгас поет партию Тита, Вителлию — Александра Курчак попеременно с Амандой Мажески, Сервилию — Валентина Нафорница (у нее, впрочем, иногда резковат голос в верхах). Партию рефлексирующего, неуверенного в себе Секста сногсшибательно поет Марианна Кребасса — та, что летом покорила в этой партии зальцбургскую публику в спектакле Питера Селларса. За дирижерским пультом — Дан Эттингер.

3. 14 декабря ежегодный зимний фестиваль «Площадь Искусств» в БЗФ традиционно откроет выступление Первого филармонического оркестра (ЗКР) под управлением Юрия Темирканова.

В качестве солиста заявлен Евгений Кисин, не появлявшийся в Петербурге около восьми лет. Знаменитый пианист московской школы, сделавший международную карьеру в нежном отроческом возрасте, с той поры не покидает вершину артистического олимпа и уверенно входит в десятку лучших пианистов мира. Жаль только, что выбор сочинений оригинальностью не отличается: Кисин для своего петербургского выступления выбрал Второй фортепианный концерт Рахманинова — заигранное, сверхпопулярное сочинение. Нужно быть гением, чтобы найти в этой музыке что-то подлинно свежее и интересное. Второе отделение отдано музыке Стравинского: прозвучат сюиты, составленные из балетов «Пульчинелла» и «Жар-птица».

Юрий Темирканов. Фото: classicalmusicnews.ru

4. В этот же день, 14 декабря, в Концертном зале «Мариинский-3» Люка Дебарг откроет фестиваль «Лики современного пианизма».

Все сочинения, заявленные в программе, публика слышала в его исполнении не единожды. Виртуозный фортепианный цикл Равеля «Ночной Гаспар» в исполнении Дебарга российская аудитория впервые услышала на втором туре конкурса Чайковского в 2015 году. Он тогда играл его «на разрыв аорты», вдохновенно и страстно, с такой подкупающей исповедальностью, что сразу выделился из толпы конкурсантов. С той поры Дебарг сыграл цикл в Петербурге еще пять или шесть раз. Дополнят программу четыре сонаты Доменико Скарлатти: суховато-ажурную клавесинную фактуру сонат оттенят баркаролы Габриэля Форе и Скерцо Шопена.

5. 17 декабря, завершая Год Стравинского, Валерий Гергиев представит в Концертном зале «Мариинский-3» монографическую программу, посвященную юбиляру.

Сначала исполнят «Свадебку», в которой стилизован обряд деревенской свадьбы: от величания невесты и ритуала расплетания косы до первой брачной ночи. Продолжат программу Концерт для фортепиано и духовых инструментов и Каприччио для фортепиано и оркестра: оба сочинения написаны в 20-х годах прошлого века и относятся к так называемому неоклассическому периоду в творчестве Стравинского. В качестве солистов заявлены пять пианистов: Алексей Володин, Сергей Редькин, Зарина Шиманская, Эдуард Кипрский и Александр Маслов.

6. 18 декабря на фестивале «Площадь Искусств» вновь выступит Евгений Кисин, на этот раз с сольной программой.

В первом отделении — 29-я «Большая соната для хаммерклавира», считающаяся самой сложной из поздних сонат Бетховена: как в смысле виртуозности, так и в смысле строительства формы. Интересно послушать, как Кисин справится с эдакой махиной, ведь Евгений — пианист скорее элегического плана. Во втором отделении — 12 прелюдий Рахманинова (из op. 3, 23 и 32).

7. 19 декабря на Новой сцене Мариинского театра дают эффектный, грандиозный по сценографии спектакль Янниса Коккоса «Троянцы» по оперной дилогии Гектора Берлиоза.

Сложная система зеркал и множащихся отражений создает слоистое, фантастическое пространство, в котором порою невозможно понять, где верх, а где низ. Дилогию, рассчитанную на два вечера, сократили, так что она идет один вечер, но без малого пять часов. Поэтому спектакль начинается в 18:00.

Спектакль Янниса Коккоса «Троянцы». Фото: mariinsky.ru

8. 21 декабря в Концертном зале «Мариинский-3» фортепианный марафон «Лики пианизма» продолжит Николай Луганский.

В программе — 13 прелюдий Рахманинова, композитора, которого московский пианист понимает и чувствует, как никто. Луганский играет Рахманинова с той долей проникновенной поэтичности, которая ни в коем случае не переходит в слащавость. Но начнется клавирабенд с «Детских сцен» и «Юморески» Шумана: Шуман у Луганского тоже получается очень неплохо.

9. 23 декабря на фестивале «Лики современного пианизма» насыщенный событиями день.

Днем в 16:00 в Концертном зале с оркестром Мариинского театра сыграет пианист старшего поколения Нельсон Фрейре; он часто выступает с Валерием Гергиевым и в Петербурге, и на гастролях. В этот приезд Фрейре сыграет с Гергиевым Пятый концерт Бетховена — и наверняка порадует особенным умением находить в знакомой до последней запятой музыке новые и неожиданные смыслы. Пианистическая манера Фрейре благородна и проста; у него мягкое туше и подкупающая манера играть камерно, почти интимно. Фрейре — не виртуоз, но философ рояля, предпочитающий внешней эффектности глубину и сложность выражения.

10. 23 декабря в 20:00 в том же Концертном зале выступит пианист Константин Лифшиц.

Он сыграет уникальный цикл «Искусство фуги», в который Иоганн Себастьян Бах вложил все свое изощренное умение обращения с контрапунктом. Протяженный цикл, состоящий из разнообразных контрапунктов (фуг), построен, в сущности, на одной теме (если не считать второстепенной темы, основанной на анаграмме имени автора: b-a-c-h) и исполняется крайне редко.

11. 28 декабря, под самый Новый год, в Петербург вновь приедет пермский оркестр MusicAeterna, руководимый Теодором Курентзисом.

Совсем недавно, в конце ноября, они открывали в Филармонии фестиваль «Дягилев. P. S.». Спустя месяц с небольшим пермский оркестр возвращается, чтобы сыграть в Концертном зале Седьмую («Ленинградскую») симфонию Шостаковича. Прямо скажем, не самое веселое сочинение, которое хочется слушать в преддверии Нового года. Тем не менее трактовка этого хрестоматийного симфонического опуса наверняка удивит, а то и шокирует, многих: ведь Курентзис — мастер неконвенциональных трактовок.

Текст: Гюляра Садых-заде

Фото на заглавной иллюстрации: www.bileti-v-teatr.ru