5 апреля 2018

Выбор критика: музыкальные события апреля от Гюляры Садых-заде

Opernhaus Zürich

В Европе после череды мартовских Пасхальных фестивалей апрель проходит на выдохе: в ведущих оперных домах — ни одной значимой премьеры, в основном — возобновления спектаклей прошлых лет. Однако на сцену возвращаются старые спектакли со смыслом, из числа самых ярких и нашумевших.

Возобновления

2, 3, 5 и 6 апреля

«Орфей и Эвридика» в Парижской опере

В далеком 2005 году Жерар Мортье, в то время интендант Opera de Paris, пригласил легенду contemporary dance Пину Бауш на постановку оперы – и не прогадал. Четыре картины – «Траур», «Насилие», «Мир» и «Смерть», на которые Бауш разделила сцены оперы – это как раз те базовые темы, которые волновали ее всегда. И уж конечно, она вывела на сцену балетных двойников оперных героев – Орфея и Эвридику, запрятав хор в оркестровую яму, дабы насытить спектакль движением и чисто танцевальной пластикой.

Постановка уже возобновлялась в 2012 году; в этот раз ее возвращение приурочено к прощанию со сценой одной из лучших балерин Парижской оперы — Мари-Аньес Жило. За дирижерский пульт встанет Томас Хенгельброк.

13, 17, 20 и 28 апреля

«Похищение из сераля» в Комише-Опер, Берлин

Еще одно важное возобновление – наделавший много шуму спектакль Каликсто Биейто по моцартовскому зингшпилю. Действие перенесено в наши дни и погружено в такой концентрированный раствор секса, насилия, страсти и жестокости, что от некоторых особенно откровенных сцен берет оторопь. Главные героини здесь превращены в секс-рабынь, а для устрашения неофиток, у них на глазах медленно и сладострастно, с натуралистическими подробностями, расчленяют проститутку. Этот спектакль также возобновляется во второй раз; премьера состоялась в 2004 году.

8, 11, 14, 20 и 22 апреля

«Поворот винта» Клауса Гута в Штаатсопер-Берлин

В Штаатсопер-Берлин возобновляют спектакль Клауса Гута – еще одного весьма значительного режиссера нашего времени: «Поворот винта» по опере Бенджамина Бриттена. Премьера состоялась в ноябре 2014 года. Саспенс, готика, тревожное ощущение мистического присутствия, наполняющее ужасом душу несчастной мисс Джессел (Анна Самуил) – и сужающиеся лабиринты коридоров, в которых появляются и исчезают призраки лакея Квинта (Стефан Рюгамер) и Гувернантки (Мари Бенгтссон). За дирижерским пультом – Даниэль Коэн.

1, 4 и 8 апреля

«Ариадна на Наксосе» Роберта Карсена в Баварской национальной опере

Баварская национальная опера вспоминает золотую эпоху времен интендантства Питера Джонаса. В эти весенние дни мюнхенцы вновь увидят «Ариадну на Наксосе» Роберта Карсена – спектакль по опере Рихарда Штрауса. Автор «Ариадны на Наксосе»  перемешал на сцене персонажей оперы-буффа и оперы-сериа и к тому же применил прием «театра в театре», подчеркнув условность происходящего. Комики и трагики, фигура старадающего композитора в Прологе и потрясающе поставленный финал, вмиг снимающий нарочитое комикование: черная завеса — метафора отчаяния покинутой Ариадны — медленно поднимается, впуская на сцену ослепительно белый свет — символ божества. И Дионис является — черным силуэтом на слепящем фоне; он приходит как избавитель, предлагая героине стать его вечной спутницей.

2, 6 и 9 апреля

«Калисто» в Баварской национальной опере

Одновременно с «Ариадной», представляемой на сцене изящно-виньеточного Принцрегентентеатра, на основную сцену Баварской оперы возвращается ироничный и пышный спектакль Дэвида Олдена «Калисто» по раннебарочной опере Франческо Кавалли, написанной 350 лет тому назад. История несчастной нимфы Калисто, из свиты девственниц охотницы-Дианы, которую соблазнил и обесчестил похотливый Юпитер, оттеняется забавными диалогами и проделками комических персонажей: рогатого Сатира, неуклюжего бога Пана, фавна Сильвано, хитроумного Меркурия. В финале появляется разгневанная Юнона, повозку которой влекут павлины — непременные спутники богини — и изгоняет нимфу с лица Земли. Отныне ей предстоит стать созвездием на небе.

Премьеры

19, 20, 22, 24, 26, 27, 29 апреля

«Лоэнгрин» в Ла Монне, Брюссель

Оперу Рихарда Вагнера в Ла Монне ставит Оливье Пи, равно успешно подвизающийся на ниве оперного и драматического театров — и с 2013 года возглавляющий знаменитый Авиньонский фестиваль. Присутствие же за дирижерским пультом Алана Алтыноглу, надо думать, обеспечит исполнению высокий музыкальный уровень.

8, 11, 14, 17, 20, 26, 29 апреля

«Мария Стюарт» в Опернхаусе, Цюрих

Уже упоминавшийся Дэвид Олден представит в Цюрихе премьеру «Марии Стюарт» Гаэтано Доницетти, оперу по исторической драме Шиллера, жанр которой обозначен как «лирическая трагедия». Вокальный стиль – разумеется, belcanto, подразумевающий наличие виртуозных колоратурных арий и стремительных перфектных ансамблей. Драматургия – не без романтических выспренностей. В титульной партии выступит замечательная певица Диана Дамрау, чье светоносное сопрано и неподдельное обаяние, несомненно, украсят спектакль. Ее партнером в партии Роберто станет отличный тенор Павол Брезлик. За дирижерским пультом – Энрике Маццола.

В Петербурге филармоническая афиша радует тремя предстоящими концертами.

4 апреля

Клавирабенд Григория Соколова в Большом зале Петербургской филармонии

Григорий Соколов, без преувеличения, пианист №1 в мире. Один раз в году, в апреле, Соколов дает единственный концерт в родном городе и собирает аншлаги, позволяющие Филармонии выполнить годовой план по сборам: стоимость билетов в этом году достигает 15 000 рублей. К каждому сезону Соколов готовит новую программу; в этот раз она составилась из трех сонат Гайдна и четырех Экспромтов Шуберта.

14 апреля

Йэн Бостридж в Большом зале Петербургской филармонии

Ровно через 10 дней после концерта Григория Соколова в том же Большом зале Филармонии с камерной программой выступит выдающийся британский певец лауреат премии Грэмми Йэн Бостридж. Утонченно-нервная манера исполнения, трепетная, чувствительная подача текста и речевая выразительность интонирования – главные достоинства певца. Особенно хорошо удаются ему романтики – Шуберт, Шуман, Брамс. В Петербурге Бостридж споет единственный вокальный цикл Бетховена «К далекой возлюбленной» и цикл Шуберта «Лебединая песня» на стихи Гейне, Рельштаба и Зейдля, составленный издателем Тобиасом Хасмонгером уже после смерти композитора. Хасмонгер дал название циклу – «Лебединая песня»; по старинной немецкой легенде лебедь поет перед смертью. Именно в этот цикл вошла «Серенада» на стихи Рельштаба – пожалуй, самое популярное сочинение Шуберта, — песни «Приют», «Голубиная почта», «Город», «Двойник», также широко известные. За роялем – Саския Джорджини.

12 апреля

«Музыка революции: два цвета времени» в Большом зале Петербургской Филармонии

Дирижер Александр Титов, славящийся умением составлять нетривиальные программы, исполнит с Первым филармоническим оркестром (ЗКР) раннюю кантату Прокофьева «Семеро их» на древнехалдейский текст в вольном переводе Бальмонта. Кантата была написана в июле 1917 года, между двумя революциями, всего за 13 дней. Музыка ее увлекает стихийной атавистической мощью и поистине космическим масштабом высказывания: магические заклятья Мирового Зла и хтонические зовы мрачных демонов пугают и восхищают одновременно. Засим последует эпохальное и символически весьма нагруженное сочинение: «Поэма экстаза» Скрябина полна горделивых порывов, идеалистических устремлений и огневых сполохов, пляшущих на страницах партитуры. Завершит ораториально-симфонический вечер «Патетическая оратория» Свиридова на стихи Маяковского.

11, 27 апреля

Балеты на музыку Игоря Стравинского в Мариинском театре

В апреле на Второй сцене Мариинского театра – балет Стравинского «Весна священная» в постановке гранд-дамы contemporary dance Саши Вальц. Пластическое решение балета вполне адекватно музыке Стравинского, и в этом смысле является достижением ничуть не меньшим, чем давний балет Мориса Бежара. Балетный вечер продолжит «Симфония в трех движениях», поставленная хореографом Раду Поклитару на музыку того же Стравинского.

2 — 17 апреля

Фестиваль Dance Open на сцене Александринского театра

«Made in Amsterdam». Национальный балет Нидерландов

Крупнейший в Петербурге международный фестиваль балета Dance Open пройдет со 2 по 17 апреля на сцене Александринского театра. Екатерина Галанова, основатель и художественный руководитель фестиваля, вновь собрала потрясающую коллекцию спектаклей и коллективов, каждый из которых стоит увидеть.

2 апреля — «Тщетная предосторожность», спектакль Екатеринбургского театра оперы и балета. Это тактично модернизированная версия классического петербургского спектакля Мариуса Петипа (1885 год), которую создал Сергей Вихарев.

6 и 7 апреля знаменитая труппа балета Монте-Карло покажет «Золушку Жана-Кристофа Майо. Абсолютный хореографический шедевр на музыку Прокофьева, поставленный 20 лет назад, но впервые привезенный в Петербург. Знакомых атрибутов всем известной сказки — тыквы, превращенной в карету, или даже хрустальной туфельки — в нем нет. Вместо феи здесь – мама, и главной движущей силой спектакля становится материнская любовь к дочери Золушке, которая одухотворяет все действие.

10 апреля Национальный балет Нидерландов представит виртуозный спектакль “Made in Amsterdam”, составленный из пяти хореографических сцен: «Концерт Конкордия» Кристофера Уилдона, Па-де-де из спектакля «Тристан+Изольда» Дэвида Доусона, «Воспоминания о дорогом месте» Алексея Ратманского, «Подвижное пространство» Кшиштофа Пастора и «Дежавю» Ханса ван Манена.

8 апреля на фестивале покажут «Душу фламенко» в постановке патриарха фламенко Хосе Антонио, 13 апреля — «Щелкунчика» Большого театра Женевы. Постановщик «Щелкунчика» — звезда авторского балета Йерон Вербрюгген — по-своему пересказывает блистательную феерию: миксует жанры, расслаивает тексты, предельно обнажает сюжетные психологизмы. Получается сказка-блокбастер для взрослых — взбалмошная и безумная, мистическая и нежная, запутанная и простая — а может, и не сказка, но пособие по взрослению для великовозрастных детей, приправленное туманами киномиров Тима Бёртона.

15 апреля танцовщики Словенского национального театра Марибора покажут три спектакля — абсолютно разные, глубоко интеллектуальные и безумные истории: сюрреалистичную фантазию «Сон Хилла Харпера» Эдварда Клюга, «Прогулку сумасшедшего» от Йохана Ингера и «Левой, правой, левой, правой» от Александра Экмана. Тонкая игра, дерзкий троллинг или самоирония и спасительное хулиганство – выбирайте, что вам ближе.

17 апреля фестиваль завершится Гала звезд Dance Open. В программу заключительного вечера по традиции войдут фрагменты признанных шедевров и новейшие эксперименты в исполнении ведущих солистов мирового балета. В финале состоится вручение международной балетной премии Dance Open Award. Приз представляет собой хрустальную реплику скульптуры, изготовленной 105 лет назад со слепка ноги великой балерины Анны Павловой.

13 и 14 апреля

«Чаадский» в театре «Геликон-опера», Москва

В рамках российского национального фестиваля «Золотая Маска» московский театр «Геликон» покажет оперу московского композитора Александра Маноцкова «Чаадский» в постановке Кирилла Серебренникова. Спектакль можно будет посмотреть online – трансляция начнется на главной странице «Яндекса» 14 апреля в 19:00.

Вот что говорит композитор о своем сочинении: «Мой Чаадский – синтезированный персонаж. В комедии «Горе от ума» не только сам Грибоедов был прототипом своего героя – автор имел в виду и Петра Яковлевича Чаадаева. И этот анекдот, что человека сочли сумасшедшим, взят из жизни: Чаадаева объявили сумасшедшим, когда он написал свои «Философические письма». Но мы использовали и другие литературные первоисточники – последний монолог из «Записок сумасшедшего» Гоголя, персидскую поэзию. Для меня огромное значение имел роман «Смерть Вазир-Мухтара» Юрия Тынянова. В нем присутствует важнейший мотив: человек из душной, давящей со всех сторон чиновно-служебной действительности вырывается в совершенно другую жизнь, выскакивает, как в форточку, и… гибнет. А Чаадский, мой персонаж, сходит с ума. Он действительно сходит с ума, но этого никто не понимает, и сумасшедшим его объявляют по совершенно другому поводу».


Текст: Гюляра Садых-заде

Фото: 1 — alpen-guide.de, 2 — staatsoper-berlin.de, 3 — www.lamonnaie.be, 4 — www.mariinsky.ru, 5 www.operaballet.nl, 6 — www.danceopen.com