3 декабря 2018

Выбор критика: музыкальные события декабря от Гюляры Садых-заде

20-10-2015_0L3B2291_photo by Stas Levshin

Давно замечено: в самую тёмную пору года, когда сумерки сгущаются уже к четырём дня, публика склонна чаще посещать театры и концертные залы. Блеск хрустальных люстр, оживлённая нарядная толпа в фойе — всем хочется праздника в эти предновогодние дни. Декабрь — время премьер и фестивалей, и устроители их не сомневаются, что аншлаги обеспечены.

САНКТ-ПЕТЕРБУРГ
Санкт-Петербургская филармония им. Д. Д. Шостаковича
14–26 декабря, фестиваль «Площадь Искусств»

Денис Мацуев

В этом году программа ежегодного зимнего фестиваля искусств, проводимого Филармонией, составлена с особым размахом, ведь она посвящена юбилею Юрия Темирканова, бессменного художественного руководителя и главного дирижёра Первого филармонического оркестра (ЗКР) с 1988-го года. 10 декабря маэстро исполняется 80 лет; в честь этого события фестиваль фактически откроется грандиозным гала-концертом 15 декабря. Именитые российские исполнители будут состязаться, чей музыкальный подарок окажется драгоценней. «Музыкальные приношения» сложат к ногам маэстро пианисты Денис Мацуев и Николай Луганский, скрипачи Вадим Репин и Юлиан Рахлин, альтист Юрий Башмет, певцы Маттиас Герне и Паата Бурчуладзе, певицы Динара Алиева и Карен Слак.

За пульт встанет Марис Янсонс — дирижёр с мировым именем, когда-то начинавший свою карьеру в Филармонии скромным ассистентом Евгения Мравинского, а позже работавший на позиции второго дирижёра филармонического оркестра.

Впрочем, официально фестиваль открывается накануне, камерным концертом Вадима Репина и Николая Луганского; они исполнят сонаты для скрипки и фортепиано Дебюсси, Равеля и Франка. Дуэт Репина и Луганского сложился давно; они периодически выступают на статусных фестивалях вроде Зальцбургского и хорошо научились чувствовать друг друга. Их ансамблевую манеру отличает подкупающая спонтанность, что вовсе не исключает изумительного перфекционизма игры и технического мастерства.

Рудольф Бухбиндер и Юрий Темирканов. Предоставлено пресс-службой Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича

Афиша фестиваля пестрит известными именами. Отметим клавирабенд Лейфа Ове Андснеса, норвежского пианиста, 19 декабря в БЗФ; первое выступление в России Эрика Лю, победителя сложнейшего пианистического конкурса в Лидсе, 18 декабря в МЗФ; юбилейный вечер петербургского композитора Александра Кнайфеля 17 декабря в МЗФ; выступление перкуссиониста Марка Пекарского с многообещающей программой под названием «Немыслимые яства из меню Марка Пекарского» 19 декабря в МЗФ.

Превосходный камерный оркестр Concerto Köln выступит с программой, составленной из инструментальных концертов Баха, Корелли, Вивальди и Авизона. А 23 декабря в МЗФ — вокальный вечер Юлии Лежнёвой, которая споёт не только барочные арии из опер Генделя, Вивальди и Порпоры, но и песни Шуберта.

Завершится фестиваль концертом самого юбиляра. 26 декабря в БЗФ за пульт заслуженного коллектива России встанет Юрий Темирканов, чтобы продирижировать Четвёртой симфонией Малера и аккомпанировать австрийскому пианисту Рудольфу Бухбиндеру в Первом фортепианном концерте Бетховена.

Мариинский театр

В декабре афиша театра пестрит типично рождественскими и новогодними названиями. Лидирует, конечно, «Щелкунчик»; однако в последние годы самый новогодний балет Чайковского слегка потеснили «Рождественская сказка» Щедрина и «История Кая и Герды» Сергея Баневича.

Впрочем, традиция представлять премьеру под самый Новый год в Мариинском также соблюдается свято.

29 и 30 декабря, Новая сцена Мариинского театра

Макет к«Лючии ди Ламмермур». Предоставлено пресс-службой Мариинского театра

На конец декабря назначена премьера «Лючии ди Ламмермур» Доницетти: блестящий образец стиля бельканто, опера написана на мрачный готический сюжет, по мотивам романа Вальтера Скотта «Ламмермурская невеста».

Действие разворачивается в старинном шотландском замке, на фоне суровой горной природы. Заканчивается история трагически: героиня сходит с ума и умирает, а главный герой сводит счёты с жизнью, нанеся себе смертельный удар кинжалом в сердце.

Кульминация оперы — сцена сумасшествия Лючии во втором акте — считается одной из самых экспрессивных в мировой оперной литературе и в выигрышном свете представляет стати примадонны, как вокальные, так и артистические.

Состав исполнителей пока не объявлен; хорошо бы, чтобы партию Лючии спела Альбина Шагимуратова; впрочем, поживём — увидим. Ставит спектакль итальянский режиссёр Андреа Де Роза, известный петербургской публике по постановке «Симона Бокканегры» Верди. За дирижёрским пультом — Валерий Гергиев.

XIII Международный фестиваль «Лики современного пианизма»
13–31 декабря, Концертный зал Мариинского театра

В этом году в афише так много концертов маркировано пометкой «В преддверии фестиваля», что обозначить точные временны́е рамки мероприятия становится непростой задачей. Ясно, что официальное открытие непременно должно быть сопряжено с появлением на дирижёрском подиуме Валерия Гергиева. А коль скоро он не может лично открыть фестиваль вплоть до 22 декабря, предлагается считать все концерты, проходящие до этой даты, преамбулой к основному событию.

Тем не менее именно «в преддверии фестиваля» пройдут два концерта, на которые стоит обратить сугубое внимание: фортепианный дуэт двух блестящих пианистов среднего поколения — Вадима Холоденко и Алексея Курбатова — и сольный концерт Петра Андершевского.

13 декабря, Концертный зал

Вадим Холоденко. Фотограф Ирина Полярная

Курбатов и Холоденко играют прелюбопытную программу: Концерт для двух фортепиано Стравинского, его же «Три фрагмента из балета “Петрушка”» в переложении для двух роялей; а ещё первую картину балета Стравинского «Весна священная» в авторском переложении Курбатова и даже — трудно вообразить! — симфоническую поэму Скрябина «Прометей» в переложении для двух роялей Леонида Сабанеева, друга, почитателя и биографа Скрябина. Сочетание в одной программе «Прометея» Скрябина, переложения поэмы «К пламени» и «русских балетов» Стравинского недвусмысленно указывает на то, что авторы программы стремятся воссоздать звуковую атмосферу fin de siècle, полную предгрозовых предчувствий. То было время, когда завершался «долгий XIX век», согласно теории британского историка Эрика Хобсбаума, и ему на смену шёл «короткий ХХ» — век крушения гуманизма и гуманитарных катастроф.

15 декабря, Концертный зал

Петр Андершевский. Предоставлено пресс-службой Мариинского театра

Польско-французский пианист Пётр Андершевский выстроил программу по самому что ни на есть классическому канону: сначала Бах, потом Бетховен. В первом отделении прозвучат Шесть прелюдий и фуг из Второго тома «Хорошо темперированного клавира» — сборника, в котором под одной обложкой собраны совершенные образцы баховской полифонии.

Во втором отделении пианист сыграет свой коронный номер: «33 вариации на тему Диабелли» Бетховена. Те самые, что принесли ему всеобщее признание (но, к сожалению, не победу) на конкурсе пианистов в Лидсе в 1990 году. Брюно Монсенжон, известный своими документальными фильмами о великих музыкантах, снял о пианисте целых три фильма. Один из них так и называется: «Пётр Андершевский играет “Вариации на тему Диабелли”».

22 декабря, Концертный зал

Александра Довгань. Предоставлено пресс-службой Мариинского театра

Наконец, состоится официальное открытие фестиваля «Лики пианизма». Днём Валерий Гергиев выступит с Сергеем Бабаяном: в программе значится Фортепианный концерт до мажор (№ 25) Моцарта. А вечером — с Денисом Мацуевым и юной пианисткой Александрой Довгань, ученицей московской ЦМШ. Александра — лауреат бесчисленных юношеских конкурсов. Недавние её достижения — победа на Международном телевизионном конкурсе «Щелкунчик» (в своё время лауреатом «Щелкунчика» стал и Даниил Трифонов, в самом нежном возрасте), на Московском международном конкурсе пианистов имени Владимира Крайнева. В 2018 году Александра получила Гран-при на Международном конкурсе молодых пианистов Grand Piano Competition. Очень рекомендую пойти и послушать, как она управится с Первым фортепианным концертом Мендельсона. А как Денис Мацуев сыграет «Рапсодию в стиле блюз» Гершвина, при его любви к джазу, — можно себе представить.

На фестивале также сыграют сольные концерты Валерий Афанасьев (23 декабря), Алексей Володин (24 декабря) и пройдут выступления студентов ведущих педагогов фортепиано в городе: Александра Сандлера (24 декабря), Петра Лаула (29 декабря) и Зоры Цукер (30 декабря). Завершится фортепианный марафон дневным концертом 31 декабря; за пультом — Валерий Гергиев.

Санкт-Петербургский театр музкомедии
30 и 31 декабря

«Бал вампиров». Фотограф Мария Ковалева

Последняя серия показов выдающегося спектакля Романа Полански по мюзиклу Эндрю Ллойда Уэббера пройдёт на сцене Театра музкомедии на излёте декабря и в первой декаде января. «Бал вампиров», переведённый на русский язык Сусанной Цурюк, шёл в театре три сезона. Кто не успел его посмотреть — спешите видеть, так как лицензия на прокат спектакля истекает в январе. Спектакль, несмотря на иностранное происхождение, получил в своё время три «Золотых Маски» и стал лауреатом «Золотого Софита» — высшей театральной премии Петербурга.

МОСКВА
Московская филармония
14 декабря, КЗЧ

Максим Емельянычев. Предоставлено пресс-службой Московской филармонии

Декабрь в Московской филармонии сулит изысканные барочные яства. Государственный академический хор «Латвия» и Московский камерный оркестр Musica Viva под управлением музыканта-универсала Максима Емельянычева исполнят «Страсти по Иоанну» Баха с ансамблем приглашённых солистов европейской выучки. Емельянычев, энтузиаст исторически информированного исполнительства, лауреат конкурса пианистов-дирижёров имени Ганса фон Бюлова, способен преподнести великую музыку так, что это многих удивит, возможно даже потрясёт. Концерт  — из разряда обязательных к посещению.

17 декабря, КЗЧ

Юлия Лежнёва. Предоставлено пресс-службой Московской филармонии

«Германик в Германии» — опера из разряда раритетных. Неаполитанец Никола Порпора написал её в Лондоне, где некоторое время возглавлял театр Opera of the Nobility (Опера благородных или Дворянская опера), отчаянно конкурировавший с генделевским театром «Хеймаркет».

Сюжет, основанный на эпизоде из «Анналов» Тацита, полон драматизма и, как водится, путаницы в любовных взаимоотношениях. Пару лет назад «Германика» ставили на фестивале старинной музыки в Инсбруке. В Москве же оперу покажут в концертном варианте. Главные партии споют звёзды барочного исполнительства: контратенор Макс Эмануэль Ценчич и сопрано Юлия Лежнёва. За дирижёрский пульт «Капеллы Краковенсис» встанет Ян Томаш Адамус.

27 декабря, КЗЧ

Василий Петренко. Фотограф Марк Макналти. Предоставлено пресс-службой Московской филармонии

Василий Петренко, главный приглашённый дирижёр Госоркестра имени Светланова, принадлежит к числу самых успешных, востребованных и удачливых отечественных дирижёров из плеяды 40-летних. Он возглавляет в настоящий момент три оркестра. У Петренко заключён бессрочный контракт с Ливерпульским филармоническим оркестром. С сезона 2013/14 он занял должность главного дирижёра Филармонического оркестра Осло, летом 2015-го возглавил Молодёжный оркестр Евросоюза, став преемником Владимира Ашкенази. А в сезоне 2021/22 он возглавит Королевский филармонический оркестр в Лондоне: весьма статусная позиция, открывающая дирижёру большие перспективы.

Петренко приезжает в Москву под Новый год и даст подряд три концерта: два — в Концертном зале имени Чайковского, один (30 декабря) — в новом концертном зале «Зарядье», причём солировать будет великолепный бас Ильдар Абдразаков.

Программа первого вечера сложилась из оперных и балетных хитов, среди которых значатся Увертюра к опере Бизе «Кармен», «Танец семи покрывал» из оперы Рихарда Штрауса «Саломея», «Поганый пляс» из «Жар-птицы» Стравинского и «Итальянское каприччио» Чайковского. Симфонические эпизоды прослаиваются вокально-оркестровыми: суперзвезда Суми Чо, обладательница сверхъестественно гибкого и подвижного колоратурного сопрано с фантастическим диапазоном, исполнит коллекцию самых популярных вокальных номеров — «Вокализ» Рахманинова, «Соловей» Алябьева, ария Мари из оперы Доницетти «Дочь полка» и Речитатив и ария Джульетты из оперы Беллини «Капулетти и Монтекки», завершив программу арией Эльвиры из «Пуритан» Беллини.

Концертный зал «Зарядье»
8 декабря

Репетиция Теодора Курентзиса и MusicAeterna. Фотограф Александра Муравьёва

«Медленная музыка. Рояль и оркестр» — так назвали свою совместную программу композитор и пианист Антон Батагов и дирижёр Теодор Курентзис. В этот вечер в исполнении оркестра MusicAeterna и Батагова будут звучать только медленные, средние части фортепианных концертов Баха, Моцарта, Грига, Бетховена и Гайдна, Рахманинова — и снова Баха.

Без перерыва, без темповых и динамических контрастов: только раздумье и свет, медитация и меланхолия, и размышления о смысле бытия. Ведь медленные части сонат и концертов — всегда средоточие концентрированной, неспешно развивающейся музыкальной мысли, интеллектуальный центр сочинения. «Мы никуда не спешим, — пишет Антон Батагов, — и за эти полтора часа, которые будут состоять только из медленных звуков, время идёт по-другому». Так давайте же присоединимся к музыкантам и попытаемся вслед за ними услышать мир и себя в мире. «Чтобы мы встретили самих себя», — как написал Антон Батагов в аннотации к концерту.


Текст: Гюляра Садых-заде

Заглавная иллюстрация: Юрий Темирканов. Фотограф Стас Левшин